Pastor aeternus

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рисунок, посвящённый папской непогрешимости. Слева направо: Фома Аквинский, Христос и Пий IX. (Ворсхотен, 1870)

Pastor aeternus (с лат. — «Пастырь Вечный») — догматическая конституция, изданная 18 июля 1870 года папой Пием IX на Первом Ватиканском соборе. Документ касается юрисдикционного примата папы в Церкви и его авторитета в вопросах веры и нравственности[1].

Предпосылки

В Новое время, в условиях снижения политического влияния римского престола в Европе в Католической церкви появились новые концепции трактовки папского первенства. Во Франции большое распространение получила новая идея соборности, т. н. галликанизм[2], в Германии — фебронианизм, в Австрии — иозефинизм[3][4]. Ответом на эти попытки ограничения папской власти в церквах европейских государств, стала идеология ультрамонтанства[5]. Во многом некоторые идеи ультрамонтанства были воплощены в постановлениях Первого Ватиканского собора (1869—1870 годы). Фактически на соборе догматической конституцией «Pastor aeternus» был утверждён догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и нравственности[6].

Содержание

В первой главе конституции со ссылкой на новозаветные тексты (Ин. 21:15—17, Мф. 16:16—19) говорится о «непосредственном и прямом» (лат. immediate et directe) даровании апостолу Петру юрисдикционного первенства[en] с целью быть «видимым главой всей воинствующей Церкви». Во второй главе, авторы ссылаясь на западных Отцов Церкви утверждают преемство и непрерывность (лат. perpetuitate) власти римских понтификов от апостола Петра[1]. Третья глава «Pastor aeternus», со ссылкой на решение Флорентийского собора[1], утверждает «полную и верховную власть юрисдикции [папы] над вселенской Церковью», провозглашая анафему тем, кто с этим не согласен[7]. В четвёртой главе провозглашается догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности, которое он может утверждать официальным образом[1].

Реакция

Часть католического духовенства и верующих не согласились с решениями Первого Ватиканского собора и богословским содержанием конституции «Pastor aeternus». Католики, не принявшие догмат, введённый Первым Ватиканским собором образовали старокатолические церковные общины[6][8]. С точки зрения протестантов, принятие «Pastor aeternus», фактически закрыло возможность достижения согласия с Римско-католической церковью по поводу папского первенства. Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе различных раундов Лютеранско-католического богословского диалога[en][9].

Третья и четвёртая главы «Pastor aeternus» вызвали негативную реакцию со стороны Восточных католических церквей, хотя в конечном итоге они были приняты ими[10]. Против нововведений конституции выступили пятнадцать восточнокатолических епископов во главе с патриархом Мелькитской греко-католической церкви Григорием II Юсефом, особенно обращая внимание на недопустимость анафемы для восточных христиан[11]. В ходе соборных дискуссий, 18 января 1870 года они призвали папу Пия IX оставаться верным решениям Флорентийского собора[12], усматривая в догмате о непогрешимости папы угрозу чрезмерной централизации власти в церкви[13]. В конечном итоге в феврале 1871 года Григорий II, согласился с соборными решениями, особо подчеркнув необходимость сохранения всех прав и привилегий (лат. salvis omnibus juribus et privilegiis patriarchum) униатских патриархов, гарантированных папской буллой о Флорентийской унии[13].

В главном экклезиологическом документе «Lumen Gentium» Второго Ватиканского собора со ссылкой на конституцию «Pastor aeternus»[14] было подтверждено учение об установлении, непрерывности, значении и смысле священного Первенства Римского понтифика и о его безошибочном учительстве[15], а папа назван «Преемником Петра, Наместником Христа и зримым Главой всей Церкви»[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Е. А. Пилипенко. Pastor aeternus // Православная энциклопедия. — М., 2019. — Т. LIV : «Павел — Пасхальная хроника». — С. 688—690. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-061-5.
  2. Цатурова С. К., Пименова Л. А. Галликанизм // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. X : «Второзаконие — Георгий». — С. 350—358. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  3. Служение общению, 2019, с. 378.
  4. Цыпин В. А. Иосефинизм // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 353—356. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  5. Служение общению, 2019, с. 379.
  6. 6,0 6,1 Токарева Е. С. Ватиканский I собор // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 286—303. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  7. Тамборра, 2007, с. 287.
  8. Служение общению, 2019, с. 381.
  9. Meyer H. «Suprema autoritas ideo ab omne error immunis»: The Lutheran Approach to Primacy // Petrine Ministry and the Unity of the Church. — Liturgical Press, 1999. — P. 20—26. — 211 p.
  10. Synodality and Primacy in the Second Millennium and Today (англ.) (недоступная ссылка). Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству. Архивировано 14 июля 2023 года.
  11. Тамборра, 2007, с. 285.
  12. Тамборра, 2007, с. 283.
  13. 13,0 13,1 Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская католическая церковь // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLIV : «Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 642—656. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-051-6.
  14. Бурега В. В. Дискуссия о проблеме первенства в современном католическом богословии. Богослов.ru (25 декабря 2007). Архивировано 26 декабря 2021 года.
  15. Кеттенхофен Эрих. Кафедра Петра в первые века. От начала до отделения Папства от Византии В VIII в : [арх. 30 ноября 2020] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2013. — № 4 (48). — С. 7—27.
  16. Суворов В. Г. Развитие католического учения о Папском примате во второй половине XX века и его оценка в трудах русских православных богословов : [арх. 26 декабря 2021] // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — № 7.

Литература

Ссылки