Mercedes-Benz SL-класс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Mercedes-Benz SL-класс
Общие данные
Производитель Германия Mercedes-AMG
Годы производства 1954 — настоящее время
Сборка Германия Бремен[1], Германия
Класс спорткар, gran turismo
Дизайн
Тип кузова 2‑дв. родстер (2‑мест.)
2‑дв. купе (2‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
На рынке
Связанные Mercedes-Benz SLK-класс Mercedes-Benz SLC-класс

Mercedes-Benz SL (от нем. Super Leicht — «супер лёгкий») — серия лёгких спортивных родстеров люкс-класса немецкой автомобильной марки Mercedes-Benz, выпускающихся с 1954 года. Идея создания принадлежит Максу Хоффману, импортёру люксовых европейских автомобилей в США 1950-х годов, который оценил возможности продаж модели с учётом наличия состоятельных любителей автомобилей класса Gran Turismo на быстро развивающемся послевоенном американском рынке, который и по сей день остаётся основным рынком сбыта для SL-класса.

Обозначение «SL» впервые было применено к модели Mercedes-Benz 300 SL, которую часто именуют «Gullwing» из-за её дверей, схожих с крыльями чайки.

В настоящее время SL-класс насчитывает шесть поколений автомобилей в многочисленных конфигурациях двигателей, в том числе и высокопроизводительные модификации от подразделения Mercedes-AMG.

C 2021 года SL-класс стал выпускаться исключительно поздразделением Mercedes-AMG и был переименован в Mercedes-AMG SL.

Описание

Кузов автомобиля — двухдверное купе или купе-кабриолет (ранее — классический родстер) со складным тентовым или съёмным жёстким верхом. В автомобильной классификации автомобили Mercedes-Benz SL стоят особняком: от суперкаров их отличает меньшая ориентация на автоспорт и больший комфорт (хотя по динамическим характеристикам их можно причислить к суперкарам), от автомобилей класса Гран Туризмо — компактность, недостаточная вместимость салона и багажного отсека. На автомобили серии SL, как правило, ставят самые мощные двигатели марки. Цены варьируются в достаточно широком диапазоне, но сопоставимы с верхним диапазоном цен Гран Туризмо и стоимостью суперкаров.

История

Первые SL – W198 и R121 (1954–1963)

W198

Ещё не успевший восстановить свою, разрушенную во Вторую мировую войну инфраструктуру, концерн Mercedes-Benz начал активно участвовать в гоночных соревнованиях, таких как 24 часа Ле-Мана[2], Милле Милья[3] и других. История успеха SL-класса начинается с гоночной модели 300SL (W194) и блестящей победы на престижных международных гонках 1952 года, что послужило поводом для создания моделей 300SL Gullwing (W198 I, в продаже с 1954 г.) и 190SL (W121, с 1955 г.)[4]. С появлением в 1954 году более мощного Mercedes-Benz W196 на автомобиле W194 была бы поставлена точка, если бы не одно событие. В 1953 году официальный импортёр автомобилей Mercedes-Benz в США Максимилиан Хоффман (англ. Maximilian E. Hoffman) попросил создать дорожную версию гоночного автомобиля W194 и год спустя автомобиль был готов. Машина получила обозначение Mercedes-Benz 300 SL и стала сенсацией и символом 1950-х[4]. Ни легкий спортивный кузов, ни мощный трёхлитровый двигатель не имели столь сильного эффекта как уникальные двери в форме крыла чайки. В 1958 году купе переработали в открытый родстер, который оказался не менее популярным.

Производство автомобиля было завершено в 1963 году. Всего было выпущено 1400 автомобилей с кузовом купе и 1858 родстеров.

W198 «Крыло чайки»
Гоночный W194 Купе 300 SL Купе 300 SL Родстер 300 SL Родстер 300 SL

R121

В 1954 году компания Mercedes-Benz на международной автовыставке в Нью-Йорке представила новый автомобиль Mercedes-Benz 190 SL[4]. Данная модель представляла привлекательную, более доступную альтернативу Mercedes-Benz 300 SL, разделяя её основные идеи и технологические особенности. Сконструирован новый автомобиль был на базе R121 платформы (модификация седана W121)[4]. Мощность автомобиля составляла 77 кВт (105 л.с. при 5700 об/мин и 142 Нм при 3200 об/мин)

Автомобиль был доступен в двух вариантах: кабриолет с мягким верхом (первоначально по цене 16 500 немецких марок / $3998[5]) или съёмной жёсткой крышей с (17,650 немецких марок / $4295).

В период с 1955 по 1963 год было выпущено 25 881 таких автомобилей[6][7]. В 1963 году и 190SL и 300SL были заменены на Mercedes-Benz 230SL (W113).

R121 «Младший брат»
190 SL 190 SL 190 SL Задние места Интерьер

W113 «Пагода» (1963–1971)

Летом 1963 года в качестве замены W198 и R121 появился автомобиль Mercedes-Benz 230SL[8], который получил прозвище «Пагода» из-за формы своей крыши напоминавший китайскую пагоду[8]. Кузов автомобиля представлял собой двухместный купе-кабриолет либо с брезентовой, либо со съёмной металлической крышей. Роскошный двухместный автомобиль мог похвастаться высокой производительностью и оптимальной безопасностью. Почти 70 % всех выпущенных копий были экспортированы и лучше всего продавались в США (40 % от всего производства)[4]. В декабре 1966 года появилась модель 250SL, а год спустя более мощная 280SL. Внешне все три модели серии были одинаковыми, но отличались двигателями разного рабочего объёма. В 1971 году они были заменены моделями 350SL и 450SL новой серии.

Всего по март 1971 года было выпущено 48 912 автомобилей[8][9].

W113 «Пагода»
230 SL 230 SL 250 SL 280 SL Интерьер

R107 (1972–1989)

В 1971 году на смену элегантной «Пагоде» пришла более крупная и «мускулистая» модель R107[4][10]. Под капотом автомобилей стояли двигатели V8 объёмом 3,5 и 4,5 литров для моделей 350SL и 450SL соответственно. Такие мощные автомобили пользовались огромным успехом в США — 62% от всех автомобилей данной серии[4]. Кузов R107 оказался настолько прочным, что на его базе в 1971 году было создано комфортабельное четырёхместное купе Mercedes-Benz SLC (C107, 350 SLC)[11]. В апреле 1973 года и родстер и купе были выпущены на рынок с 4,5-литровым двигателем V8, который генерировал мощность в 165 кВт (225 л.с.).

Нефтяной кризис 1973 года вызвал, год спустя, появление более экономичной шестицилиндровой модели 280SL[10]. В 1980 году 350SL и 450SL были заменены на 380SL и 500SL, а во время последних обновлений 1985 года модели 280SL и 380SL заменили на 300SL и 420SL; появилась модель 560SL (5,6 л., 170 кВт / 230 л.с.), предназначенная только для экспорта в США, Японию и Австралию[4].

Производство R107 было окончено в августе 1989 года. Об успехе автомобиля можно сказать то, что как и внедорожник Гелендеваген, он держал рекорд по продолжительности производства[11]. За 18 лет было выпущено 237 287 автомобилей (среди них 62 888 в версии купе, 1971—1981)[11][12].

R107
280 SL 420 SL 450 SL 560 SL Интерьер

R129 (1989–2001)

Несмотря на успех модели R107, к концу 1980-х годов почти двадцатилетний автомобиль морально устарел. Найти удачное решение для замены было непросто, но в итоге была выбрана аэродинамическая схема стреловидной формы на базе четырёхместного кабриолета Mercedes-Benz W124. Автомобиль Mercedes-Benz R129, представленный на Женевском автосалоне в начале 1989 года[13], имел множество таких новшеств, как независимая подвеска и автоматически поднимающаяся дуга безопасности за сиденьями (впервые в мире открытая машина гарантировала безопасность пассажирам при перевороте[14]). Впервые компания Mercedes-Benz производила эксклюзивные издания для конкретных рынков, а не просто адаптации автомобилей для удовлетворения законодательных требований и эстетических предпочтений стран экспорта[4]. Модельный ряд начинался с двух шестицилиндровых 300SL (140 кВт / 190 л.с.) и 300SL-24, и восьмицилиндрового 500SL (240 кВт / 326 л.с.)[14]. В 1992 году его пополнила флагманская серия 600SL[10] с мотором V12 (290 кВт / 394 л.с., 6,1 секунды до 100 км/ч, максимальная скорость 250 км/ч)[14].

В 1993 году компания Mercedes-Benz приняла новую систему классификации автомобилей, при которой буквенный индекс ставится впереди цифрового. Образуется «новый» SL-Класс, модели 500SL и 600SL становятся SL500 и SL600 соответственно, а 300-е были заменены на модели SL280 и SL320. Одновременно случилось ещё одно важное событие: тюнинг-ателье AMG стало официальным партнёром Mercedes-Benz и выпустило свою модель SL60 AMG[14]. В 1995 году автомобили получили фейслифтинг, включающий обновление двигателей и установку 5-скоростной автоматической трансмиссии. В салоне R129 появились боковые подушки безопасности, климат-контроль и электронная система контроля устойчивости[14].

Последние обновления были произведены в 1998 году. Рядные двигатели на SL280 и SL320 были заменены на V6[14]. В конце 1990-х AMG представил две редчайшие модели (всего построено не более 200 единиц) с двигателями V12 — SL70 AMG (1997) и SL73 AMG (1998). А в 1999 году сама фирма была куплена концерном Daimler AG и взамен SL60 появился SL55 AMG[15].

Всего за период с 1989 по 2001 год было построено 204 940 автомобилей серии R129[14][15].

R129
500 SL 300 SL SL 500 SL 600 SL73 AMG

R230 (2001–2011)

В июле 2001 года[14] на замену модели R129 пришёл новый автомобиль R230[4][15], работу над которым начали ещё в 1996 году. Производство началось с 13 октября 2001 с планами выпуска на европейский рынок уже в ноябре того же года. Машина имела такие новшества как активная подвеска (Active Body Control) и самоубирающаяся крыша. Модельный ряд открывался автомобилями SL500, SL600 и SL55 AMG. Последняя оказалась самой удачной и популярной для дочернего производителя Mercedes-Benz. В 2003 году появилась младшая версия SL350 с двигателем V6, а в 2004 — SL65 AMG с V12.

Первое обновление произошло в 2006 году[16] и внешне было чисто косметическим, но под капотом появились новые двигатели для SL350 и SL500 (который в США стал именоваться SL550)[4]. Следующая модернизация последовала в 2008 году, в ходе которой автомобиль получил совершенно новый дизайн спереди и обновлённую электронику. Модельный ряд пополнился младшей моделью SL280, остальные модели: SL350, SL500 (SL550 в США), SL600 и SL 65 AMG остались прежними, но популярная SL55 AMG была заменена на SL63 AMG, которая не пользовалась таким же успехом. Помимо этого, в 2008 году на базе R230 была выпущена машины безопасности Формулы 1[17], а также появилось купе SL65 AMG Black Series[18], имеющее характеристики суперкара.

Автомобиль превзошёл все самые оптимистические прогнозы компании. К октябрю 2011 года было продано около 170 000 автомобилей Mercedes-Benz R230 (78% — экспорт, из них 45% для США)[4].

R230
SL 500 SL 55 AMG SL 280 SL 63 AMG SL 65 AMG
Чёрная серия

R231 (2012–2020)

Автомобили шестого поколения SL-класса начали производиться в 2012 году[4]. Новый Mercedes-Benz R231 легче, чем его предшественник, так как многие детали выполнены полностью из алюминия[19]. Первыми в серии стали SL500 с турбированным двигателем V8 (320 кВт / 435 л.с.) и SL350 с атмосферным мотором V6 (225 кВт / 306 л.с.)[19]. В феврале был анонсирован SL63 AMG, а в марте на Женевском автосалоне он был показан одновременно с европейской премьерой SL500 и SL350[20]. В конце месяца был представлен автомобиль SL 65 AMG[21], а с 31 числа все автомобили семейства официально появились в продаже[22].

Начальная цена (с учётом 19 % НДС) на SL350 в 2012 году составляла €93 534, на SL500 — €117 096[19].

R231
SL 350 SL 63 AMG SL 500

R232 (2022–Настоящее время)

Автомобили седьмого поколения SL-класса начали производиться в 2022 году.

R232
SL 63 AMG

Продажи

Календарный год Продажи в США Продажи в Канаде[23]
2001 4217[24]
2002 13 717
2003 13 318[25]
2004 12 885 599
2005 10080[26] 417
2006 8462 345
2007 6126[27] 286
2008 5464 398
2009 4025[28] 268
2010 1449 230
2011 4899[29] 191
2012 4899 335
2013 7007[30] 398
2014 5030 344

Звания и награды

Ниже представлен список званий и наград, которые присуждались автомобиля SL-класса[31]:

  • Присутствие автомобиля 300SL Gullwing в списке «25 наиболее красивых автомобилей всех времён», составленного журналом Automobile.
  • Звание «Наиболее востребованный кабриолет», New York Times.
  • Звание «Лучший тестовый кабриолет», New York Times.
  • Звание «Наиболее востребованный кабриолет», Edmunds (с ценой более $45,000).
  • Награда за лучший дизайн от German Design Council.
  • Звание «Лучший из лучших», Robb Report.
  • Звание «Лучший кабриолет», SL65 AMG, журнал Chief Executive.
  • Звание «Кабриолет мечты», SL65 AMG, New England Motor Press Association.
  • Звание «Летний выбор» (англ. Summer Pick), SL65 AMG, NADA Guides.
  • Награда «Лучший кабриолет класса люкс» за SL500, Car and Driver TV.
  • Присутствие в списке «10 лучших акустических систем» за SL500 от американского издания Edmunds (автомобили с ценой более $30,000).
  • Звание «топового спорткара» (SL500) и награда «Удовлетворение от автомобиля» (англ. Vehicle Satisfaction) от издания AutoPacific.
  • Награда «Лучшая перепродажа» в классе спорткаров от американского журнала Kiplinger's Personal Finance .
  • Присутствие SL600 в списке «Топ-10 автомобилей для CEO» от журнала Chief Executive.
  • Звания «Наиболее технологически продвинутого автомобиля года» и «Лучшего автомобильного дизайна года» от журнала Autocar и CNBC TV.
  • Премия «Polk Automotive Loyalty Award» (PALA) за 2013 год в сегменте люксовых спорткаров[32].

Примечания

  1. Mercedes-Benz Bremen Plant (англ.) (недоступная ссылка). Daimler AG. Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  2. En souvenir du doublé des 300 SL : Mercedes-Benz Classic au Mans Classic 2012 (фр.) (недоступная ссылка). Франция: Daimler AG (4 июля 2012). Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано 29 марта 2017 года.
  3. Mercedes-Benz: Mille Miglia (англ.) (недоступная ссылка). Mercedes-Benz. Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Mercedes-Benz SL: An international success story (англ.) (недоступная ссылка). Штутгарт, Германия: Daimler AG (10 апреля 2012). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 28 марта 2017 года.
  5. Mike Covello. US Prices: Standard Catalog of Imported Cars. — Krause Publication, 2002. — С. 528. — ISBN 0-87341-605-8.
  6. Jim Luikens, Mary Hedberg. Standard Catalog Of Mercedes-Benz. — Krause Publications, 2009. — С. 46. — 224 с. — ISBN 9780896897038.
  7. Nick Baldwin. The World guide to automobile manufacturers. — Facts on File Publications, 1987. — С. 123. — 544 с. — ISBN 9780816018444.
  8. 8,0 8,1 8,2 Brian Long. Mercedes-Benz SL W113 Series: 1963-1971. — Veloce Publishing Ltd, 2011. — 208 с. — ISBN 9781845843045.
  9. Myles Kornblatt. Mercedes W113: The Complete Story. — Crowood, 2014. — 192 с. — ISBN 9781847976963.
  10. 10,0 10,1 10,2 Brian Long. Mercedes-Benz SL & SLC 107 Series: 1971 to 1989. — Veloce Publishing Ltd, 2010. — С. 50-52. — 208 с. — ISBN 9781845842994.
  11. 11,0 11,1 11,2 18 years production time: the Mercedes-Benz SL, R 107 series (1971-1989) (англ.) (недоступная ссылка). Штутгарт, Германия: Daimler AG (10 января 2012). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  12.  // Automotive Engineering International. — Мичиганский университет, 2001. — Т. 109.
  13. Brian Long. Mercedes-Benz: SL R129 Series 1989 to 2001. — Veloce Publishing Ltd, 2013. — 208 с. — ISBN 9781845844486.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 14,7 Technology platform: Mercedes-Benz SL, R 129 series (1989-2001) (англ.) (недоступная ссылка). Штутгарт, Германия: Daimler AG (10 января 2012). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 28 марта 2017 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 Brian Long. Mercedes-Benz SL: R230 series 2001 to 2011. — Veloce Publishing Ltd, 2015. — 224 с. — ISBN 9781845847470.
  16. Peter Tomalin. Mercedes-Benz SL350. Evo (май 2006). Дата обращения: 17 сентября 2014. Архивировано 20 декабря 2014 года.
  17. Mercedes-AMG GT S: Bernd Mayländers neues Safety-Car (нем.) (9 марта 2015). Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 19 марта 2015 года.
  18. Damon Lavrinc. Monterey 2008: SL65 AMG Black Series in the flesh!. Autoblog.com (10 июля 2008). Дата обращения: 26 сентября 2010. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 The new Mercedes-Benz SL: Lightweight, athletic, luxurious (англ.) (недоступная ссылка). Штутгарт, Германия: Daimler AG (12 марта 2012). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  20. SL 63 AMG, SLK 55 AMG and ML 63 AMG: High performance to the power of three (англ.). Daimler AG. Дата обращения: 15 февраля 2014.
  21. The new Mercedes-Benz SL 65 AMG: Effortlessly superior and stylish performance (англ.) (недоступная ссылка). Daimler AG. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  22. Available at dealerships from 31 March: Market launch of the new SL (англ.) (недоступная ссылка). Daimler AG (29 марта 3012). Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  23. Timothy Cain. Mercedes-Benz SL-Class Sales Figures (англ.). GoodCarBadCar. Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  24. Mercedes-Benz USA Records Highest Sales in Its History. – Free Online Library. Thefreelibrary.com (3 января 2003). Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 18 сентября 2012 года.
  25. 2004 Highest Year on Record for Mercedes-Benz USA. Theautochannel.com. Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 16 октября 2012 года.
  26. Mercedes-Benz Rings in the New Year with Record 2006 Sales. Theautochannel.com. Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 4 декабря 2015 года.
  27. Mercedes-Benz USA's Sales Drop 32.1 Percent In December 2008 | eMercedesBenz – The Unofficial Mercedes-Benz Weblog (недоступная ссылка). eMercedesBenz (5 января 2009). Дата обращения: 21 марта 2010. Архивировано 29 июля 2012 года.
  28. Highest Sales Month for the Year at 21,469 Brings Mercedes-Benz to an 18 Percent Increase for 2010. Нью-Джерси: Prnewswire.com (4 января 2011). Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  29. Mercedes Sales 2011 Best on Record! Strong December Sales Report Caps off 2011 with 264,460 Vehicles Sold (недоступная ссылка). daveknowscars.com (9 января 2012). Архивировано 13 января 2012 года.
  30. MERCEDES-BENZ ACHIEVES ITS HIGHEST YEAR EVER WITH 312,534 UNITS SOLD IN 2013 (недоступная ссылка). Mercedes-Benz США (3 января 2014). Дата обращения: 26 февраля 2014. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  31. Mercedes-Benz Receives Awards (англ.) (недоступная ссылка). Торонто: Daimler AG (29 января 2007). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  32. Automotive Industry Celebrates Polk Automotive Loyalty Winners (англ.). IHS Inc. (14 января 2014). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 19 ноября 2015 года.

Литература

Основная

  • Frank Barrett. Illustrated Buyer's Guide Mercedes-Benz. — 2-е изд. — США: MBI Publishing, 1998. — (Motorbooks International Illustrated Buyer's Guide series). — ISBN 0760304513.
  • Werner Oswald. Mercedes-Benz Personenwagen Band 2 1945–1985. — Штутгарт: Motorbuch Verlag, 2001. — ISBN 3613021684.
  • Brian Long. Mercedes-Benz SL & SLC 107 Series 1971 to 1989. — Дорчестер, Великобритания: Veloce Publishing, 2010. — ISBN 9781845842994.
  • Brian Long. Mercedes-Benz SL W113 Series 1963 to 1971. — Дорчестер, Великобритания: Veloce Publishing, 2011. — ISBN 9781845843045.
  • Brian Long. Mercedes-Benz SL R129 Series. — Дорчестер, Великобритания: Veloce Publishing, 2013. — ISBN 9781845844486.
  • Colin Howard. Mercedes Benz SL: 1971–2001. — Хокли, Великобритания: CP Press. — ISBN 9780957194045.
  • Colin Howard. Mercedes Benz SL: 2002–2014. — Хокли, Великобритания: CP Press. — ISBN 9780957666443.
  • Myles Kornblatt. Mercedes W113: The Complete Story. — Великобритания: The Crowood Press, 2014. — (Crowood AutoClassic Series). — ISBN 9781847976956.
  • Chris Bass. Mercedes-Benz 'Pagoda' 230, 250 & 280 SL: W113 series Roadsters & Coupés, 1963-1971. — Veloce Publishing, 2007. — ISBN 9781845841133.
  • Chris Bass. Mercedes-Benz 280-560SL & SLC: W107 series Roadsters & Coupés, 1971 to 1989. — Veloce Publishing, 2007. — ISBN 9781845841072.
  • R.M. Clarke. Road & Track On Mercedes 1952-1962. — Великобритания: Brooklands Books, 1987. — (Road & Track Series). — ISBN 186982640X.
  • R.M. Clarke. Mercedes SLs & SLCs Gold Portfolio 1971-1989. — Великобритания: Brooklands Books, 1990. — (Road Test Portfolio Series). — ISBN 1855200104.
  • R.M. Clarke. Mercedes SLs Performance Portfolio 1989-1994. — Великобритания: Brooklands Books, 1996. — (Road Test Portfolio Series). — ISBN 1855202689.
  • R.M. Clarke. Mercedes-Benz SLs & SLCs Ultimate Portfolio 1971-1989. — Великобритания: Brooklands Books, 2004. — (Road Test Portfolio Series). — ISBN 1855206773.
  • R.M. Clarke. Road & Track Mercedes-Benz SL SLK CLK Portfolio 1990-2003. — Великобритания: Brooklands Books, 2004. — (Road & Track Series). — ISBN 1855206536.
  • R.M. Clarke. Mercedes 230SL - 250SL - 280SL Ultimate Portfolio 1963-1971. — Великобритания: Brooklands Books, 2010. — (Road Test Portfolio Series). — ISBN 9781855208865.
  • Günter Egelen. Mercedes-Benz Personenwagen Band 3 Seit 1986. — Motorbuch Verlag, 2002. — ISBN 3613021692.
  • Eberhard Kittler. Typenkompass Mercedes-Benz Band 1. Personenwagen 1945 - 1975. — Motorbuch Verlag, 2000. — ISBN 361302019X.
  • Eberhard Kittler. Typenkompass Mercedes-Benz Band 2. Personenwagen seit 1976. — Motorbuch Verlag, 2002. — ISBN 3613022095.
  • Bernd S. Koehling. Mercedes-Benz, The modern SL cars: From the R107 to the R231. — CreateSpace, 2013. — ISBN 9781484108246.
  • Bernd S. Koehling. Mercedes-Benz, The early SL cars: From the 300SL and 190SL to the 230SL-280SL. — 2-е изд. — CreateSpace, 2014. — ISBN 9781484180563.
  • Myles Kornblatt. Mercedes W113: The Complete Story. — The Crowood Press, 2014. — ISBN 9781847976956.
  • Fred Larimer. Mercedes-Benz Buyer's Guide: Roadsters, Coupes, and Convertibles. — США: MBI Publishing, 2004. — ISBN 0760318115.
  • Andrew Noakes. Mercedes SL Series: The Complete Story. — Великобритания: The Crowood Press, 2004. — (Crowood AutoClassic Series). — ISBN 9781861266736.
  • James Taylor. Mercedes-Benz since 1945: A Collector's Guide. — Великобритания: Motor Racing Publications, 1985. — С. 8–24, 63–76, 103–136, 139–144. — ISBN 0900549955.
  • James Taylor. Mercedes-Benz since 1945: A Collector's Guide. — Великобритания: Motor Racing Publications, 1985. — Т. 2. — С. 9–26, 73–84, 126–132, 135, 140–141, 143. — ISBN 0900549963.
  • James Taylor. Mercedes-Benz since 1945: A Collector's Guide. — Великобритания: Motor Racing Publications, 1987. — Т. 3. — С. 9–60, 61–88, 127–129, 132–134, 139–140. — ISBN 0900549971.
  • James Taylor. Mercedes-Benz since 1945: A Collector's Guide. — Великобритания: Motor Racing Publications, 1994. — Т. 4. — С. 8–16. — ISBN 0947981772.
  • James Taylor. Mercedes-Benz: Cars of the 1990s. — Великобритания: The Crowood Press, 2009. — С. 8–20, 36–51. — (Crowood AutoClassic Series). — ISBN 9781847970961.
  • James Taylor. Factory-Original Mercedes SL: The originality guide to Mercedes-Benz SL models, 1963-2003. — Великобритания: Herridge & Sons, 2013. — ISBN 9781906133436.

Сервисные книги, руководство пользователя

  • Thomas Mellon. Chilton Mercedes: Coupes/Sedans/Wagons, 1974-84 Repair Manual. — США: Chilton, 2001. — (Chilton Total Car Care Series). — ISBN 0801990769.
  • Steve Schauwecker; John H. Haynes. Mercedes-Benz 350 and 450: 1971 thru 1980 3.5 and 4.5 liter V8: 350 SL, 450 SE, 450 SEL, 450 SL, 450 SLC: series 107 and 116 models with fuel-injected V8 engines and automatic transmissions. — Великобритания: Haynes, 1987. — (Haynes Service and Repair Manual Series). — ISBN 0856966983.
  • Mercedes-Benz Technical Companion. — США: Bentley Publishers, 2005. — 402 с. — ISBN 9780837610337.

Ссылки