Mec Art

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Картина «Обед на траве» Алена Жаке была вдохновлена работой «Завтрак на траве» кисти Мане

Mec Art (сокращение от Mechanical Art) — европейское направление в современном искусстве, в рамках которого художественные работы, создавались с помощью переноса фотографических изображений на холст, обработанный светочувствительной эмульсией[1], иногда с использованием шёлкографии[2]. Зародилось во Франции в середине 1960-х годов и являлось ответом на американский поп-арт. Авторство направления приписывается французскому художнику Алену Жаке (1939—2008)[2], который некоторое время жил в Нью-Йорке и по возвращению в Париж предпринял попытки создания работ в новом стиле.

В отличие от использования изображений из рекламы и глянцевых журналов, распространённых в американском поп-арте, художники Mec Artа часто ссылалась на канонические и классические европейские произведения, в том числе картины импрессионистов и старых мастеров. Энди Уорхол, как один из лидеров американского поп-арта, использовал фотографические переводы без адаптации во многих своих работах, меняя лишь цвета, европейские же художники, обычно модифицировали или реструктурировали исходное изображение, чтобы создать новое, синтетическое[3]. С их точки зрения фотография — это только новый инструмент, который приходит на смену кистям и палитрам[4].

История движения

После 1961 года, с внедрением в живопись приёмов промышленной типографики и механической репродукции, которые заняли широкое поле в современном искусстве, отношение «фотография-живопись» изменилось. Фотографическое копирование с помощью трафарета было впервые применено американцем Энди Уорхолом, который выступал за холодную документальную объективность в ущерб традиционной субъективности[3]. Однако, при этом, Уорхол мог использовать «образ-объект» по-разному: увеличение, умножение, чередование, раскраска. «Банки c супом Campbell», а затем «Портреты Мерилин Монро» (1962) сделали Уорхола самым известным художником современного искусства своего времени. Его успех породил множество последователей и подражателей, которые в свою очередь, дорабатывали и совершенствовали технику фотопечати.

В Европе термин «Mec Art» стал употребляться после того, как была создана одноимённая художественная группа (1965 год). Её создателем был критик-искусствовед Пьер Рестани, в группу входили художники Джанни Бертини, Поль Бюри, Ален Жаке, Никос Кессанилис и Миммо Ротелла, которые были уже достаточно известными художниками, пришедшими к мек-арту разными путями[2].

Джанни Бертини работал с фотографическими коллажами, Ален Жакэ экспериментировал в каркасном анализе, Миммо Ротелла выполнял фоторепортажи из газетных фотографий; Иегуда Нейман разрабатывал свои фотографии на различных носителях, в том числе на металле, а также на холсте; Поль Бери работал над передачей динамике в статических изображениях; Никос Кессанилис экспериментировал с игрой теней на фото[4].

С 1965 года Mec Art получает распространение в Германии, в этом направление начинают создавать работы Герхард Рихтер и Зигмар Польке, а так же в Италии, где его развитие было наиболее ярким за пределами Франции благодаря влиянию Карло Мариани и Луки Пателли.

Примечания

  1. Eric Shanes. Pop Art. — Parkstone International, 2009-01-01. — 200 с. — ISBN 9781844846191.
  2. 2,0 2,1 2,2 Mec art - Oxford Reference (англ.). www.oxfordreference.com. Дата обращения: 27 августа 2019. Архивировано 31 августа 2019 года.
  3. 3,0 3,1 Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от Средних веков до наших дней. — Москва: ТЕРРА, 1997. — 577 с.
  4. 4,0 4,1 Tate. Screen Politics: Pop Art and the Atelier Populaire – Tate Papers (англ.). Tate. Дата обращения: 27 августа 2019. Архивировано 7 июля 2018 года.