Chengdu J-10

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «J-10»)
J-10
F-10 Vigorous Dragon
J-10 ВВС КНР, 2009 год.J-10 ВВС КНР, 2009 год.
Тип истребитель
Разработчик Китай CAIG
Производитель Китай CAIG
Первый полёт 23 марта 1998 года[1]
Начало эксплуатации 2005 год
Статус эксплуатируется, производится
Эксплуатанты ВВС КНР
ВВС Пакистана
Годы производства с 2002
Единиц произведено 468 (2020)[2][3]
Стоимость программы разработки ¥500 млн (1982 год)[1]
Стоимость единицы $28,0 млн (2010 год)[4]
$41,0 млн (экспортная)
Базовая модель Chengdu J-9
Варианты Chengdu Super-10

Чэнду J-10 (англ. Chengdu J-10; кит. трад. 殲十, упр. 歼十, пиньинь Jiān Shí, палл. Цзянь ши) — китайский всепогодный многоцелевой истребитель четвёртого поколения.

Разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Истребитель предлагается на экспорт под обозначением F-10. На Западе также известен под названием «Стремительный дракон» (англ. Vigorous Dragon).[5]

История создания и производства

Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ[6]. На истребителях используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского (лицензионные) производства. Также при создании самолета использовались проданные Израилем Китаю разработки по истребителю IAI Lavi.

Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.

Конструкция

Одноместный истребитель выполнен по схеме утка, низкоплан. Крыло треугольное. Воздухозаборник под фюзеляжем.

Модификации

  • J-10A — одноместный многоцелевой истребитель. Экспортное наименование F-10A.
  • J-10S — двухместный самолёт для решения задач обучения, РЭБ, наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям.
  • J-10B — модернизированный J-10A, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным «малозаметным» воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с АФАР и оптико-локационной станцией переднего обзора.
  • J-10C — перспективный тактический истребитель-перехватчик поколения 4++, уменьшенной радиолокационной заметности.

Происшествия

  • 1 августа 2009 года J-10 ВВС КНР, пилотируемый Мэном Фаншэном (Meng Fansheng), разбился из-за технической неисправности двигателя. Пилот успешно катапультировался[7].
  • 15 ноября 2014 года J-10S ВВС КНР разбился в провинции Сычуань самолёт упал в жилом районе и загорелся. На земле пострадало 7 человек, оба пилота истребителя благополучно катапультировались[8].
  • 19 сентября 2015 года J-10 ВВС КНР разбился во время ночного патрулирования. По словам пилота Ли Туна, двигатель самолета заглох на высоте 11000 футов и после попыток спланировать к ближайшему аэродрому пилот был вынужден катапультироваться[9].

Тактико-технические характеристики

ТРДДФ «Сатурн-Люлька» АЛ-31ФН
Chengdu J-10
Chengdu J-10

Источники данных: Sinodefence[3], «Уголок неба»[10]

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 1 × двухствольная 23-мм пушка
  • Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем)
  • Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения:
    • Ракеты:
      • воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
      • воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
    • управляемые (LT-2, LS-6) и свободнопадающие бомбы
  • Типовая боевая нагрузка:
    • Завоевание превосходства в воздухе и перехват:
      • 4× PL-11 или PL-12 MRAAM + 2× PL-8 SRAAM + 1× 800 л ПТБ
      • 2× PL-11 или PL-12 MRAAM + 2× PL-8 SRAAM + 2× 1 600 л и 1× 800 л ПТБ
    • Удар по наземной цели:
      • 2 × PL-8 SRAAM + 6× 250 кг + 2 × 1 600 л и 1 × 800 л ПТБ
      • 2 × PL-8 SRAAM + 2× 500 кг (LT-2) + 2 × 1 600 л и 1 × 800 л ПТБ + лазерная система целеуказания

На вооружении

J-10 ВВС КНР на взлёте

 Китай:

 Пакистан

См. также

Прототипы
Аналоги

Примечания

  1. 1,0 1,1 Wang Jieqing. J-10 Fighter Test Flight Process Secret Revealed, Southern Weekend. Архивировано 21 марта 2007 года. Дата обращения 18 июля 2008.
  2. Ministry of Defense (Japan), P. 65. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 31 октября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 J-10 Deployment - SinoDefence.com Архивировано 15 октября 2008 года.
  4. China air force woos allies with J-10 fighter jet (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  5. На полигонах мира: летные испытания в КНР тактического истребителя новой модификации - J-10B // Зарубежное военное обозрение. — Москва, 2014. — Ноябрь (№ 11). — С. 120. — ISSN 0134-921X.. Архивировано 5 апреля 2018 года.
  6. Китайский истребитель пятого поколения Архивная копия от 16 декабря 2013 на Wayback Machine // Военный паритет, 1.01.2010
  7. Пилот разбившегося истребителя J-10 награждён за умелые действия. Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  8. Chinese J-10B fighter jet crashed in downtown, injuring seven. Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  9. Chinese Fighter Jet Crash: Incompatible Russian Engine or Industrial Deficiency?. Дата обращения: 16 октября 2015. Архивировано 16 октября 2015 года.
  10. J-10 Архивная копия от 10 февраля 2014 на Wayback Machine на «Уголок неба»
  11. 11,0 11,1 Order of Battle - China (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  12. Order of Battle - Pakistan (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 3 мая 2012 года.

Литература

  • Баргатинов В. А. Многоцелевой истребитель J-10 «Дзянбин» // Реактивные истребители мира: Полная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 694—695. — 736 с. — (Энциклопедия авиации). — ISBN 978-5-699-23934-4.

Ссылки