Chengdu J-10
J-10 F-10 Vigorous Dragon | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | CAIG |
Производитель | CAIG |
Первый полёт | 23 марта 1998 года[1] |
Начало эксплуатации | 2005 год |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты |
ВВС КНР ВВС Пакистана |
Годы производства | с 2002 |
Единиц произведено | 468 (2020)[2][3] |
Стоимость программы разработки | ¥500 млн (1982 год)[1] |
Стоимость единицы |
$28,0 млн (2010 год)[4] $41,0 млн (экспортная) |
Базовая модель | Chengdu J-9 |
Варианты | Chengdu Super-10 |
Чэнду J-10 (англ. Chengdu J-10; кит. трад. 殲十, упр. 歼十, пиньинь Jiān Shí, палл. Цзянь ши) — китайский всепогодный многоцелевой истребитель четвёртого поколения.
Разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Истребитель предлагается на экспорт под обозначением F-10. На Западе также известен под названием «Стремительный дракон» (англ. Vigorous Dragon).[5]
История создания и производства
Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ[6]. На истребителях используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского (лицензионные) производства. Также при создании самолета использовались проданные Израилем Китаю разработки по истребителю IAI Lavi.
Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.
Конструкция
Одноместный истребитель выполнен по схеме утка, низкоплан. Крыло треугольное. Воздухозаборник под фюзеляжем.
Модификации
- J-10A — одноместный многоцелевой истребитель. Экспортное наименование F-10A.
- J-10S — двухместный самолёт для решения задач обучения, РЭБ, наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям.
- J-10B — модернизированный J-10A, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным «малозаметным» воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с АФАР и оптико-локационной станцией переднего обзора.
- J-10C — перспективный тактический истребитель-перехватчик поколения 4++, уменьшенной радиолокационной заметности.
Происшествия
- 1 августа 2009 года J-10 ВВС КНР, пилотируемый Мэном Фаншэном (Meng Fansheng), разбился из-за технической неисправности двигателя. Пилот успешно катапультировался[7].
- 15 ноября 2014 года J-10S ВВС КНР разбился в провинции Сычуань самолёт упал в жилом районе и загорелся. На земле пострадало 7 человек, оба пилота истребителя благополучно катапультировались[8].
- 19 сентября 2015 года J-10 ВВС КНР разбился во время ночного патрулирования. По словам пилота Ли Туна, двигатель самолета заглох на высоте 11000 футов и после попыток спланировать к ближайшему аэродрому пилот был вынужден катапультироваться[9].
Тактико-технические характеристики
Источники данных: Sinodefence[3], «Уголок неба»[10]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 16,43 м
- Размах крыла: 9,75 м
- Высота: 5,43 м
- Площадь крыла: 33,05 м²
- Масса пустого: 8840 кг
- Масса снаряжённого: 18 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 19 277 кг
- Объём топливных баков: 2624 л (4165 л ПТБ)
- Двигатели: 1× ТРДДФ «Сатурн-Люлька» АЛ-31ФН или Woshan WS-10A «Taihang»
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: М=2,0
- Крейсерская скорость: 1110 км/ч (М=0,93)
- Посадочная скорость: 235 км/ч
- Боевой радиус: 800 км
- Практическая дальность: 2000 км (без дозаправки)
- Практический потолок: 18 000 м
- Нагрузка на крыло: 335 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,69 (на форсаже со снаряженной массой 18 000кг)
Вооружение
- Пушечное: 1 × двухствольная 23-мм пушка
- Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем)
- Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения:
- Типовая боевая нагрузка:
- Завоевание превосходства в воздухе и перехват:
- Удар по наземной цели:
На вооружении
- ВВС Пакистана — 36 J-10, по состоянию на 2012 год[12]
См. также
- Прототипы
- Аналоги
- F-16 Fighting Falcon
- F/A-18 Hornet
- МиГ-35
- Dassault Rafale
- Eurofighter Typhoon
- Saab Gripen
- Mitsubishi F-2
- AIDC F-CK-1
- Chengdu JF-17 Thunder
- HAL Tejas
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Wang Jieqing. J-10 Fighter Test Flight Process Secret Revealed, Southern Weekend. Архивировано 21 марта 2007 года. Дата обращения 18 июля 2008.
- ↑ Ministry of Defense (Japan), P. 65 . Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 31 октября 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 J-10 Deployment - SinoDefence.com Архивировано 15 октября 2008 года.
- ↑ China air force woos allies with J-10 fighter jet (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ На полигонах мира: летные испытания в КНР тактического истребителя новой модификации - J-10B // Зарубежное военное обозрение. — Москва, 2014. — Ноябрь (№ 11). — С. 120. — ISSN 0134-921X.. Архивировано 5 апреля 2018 года.
- ↑ Китайский истребитель пятого поколения Архивная копия от 16 декабря 2013 на Wayback Machine // Военный паритет, 1.01.2010
- ↑ Пилот разбившегося истребителя J-10 награждён за умелые действия . Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ Chinese J-10B fighter jet crashed in downtown, injuring seven . Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
- ↑ Chinese Fighter Jet Crash: Incompatible Russian Engine or Industrial Deficiency? . Дата обращения: 16 октября 2015. Архивировано 16 октября 2015 года.
- ↑ J-10 Архивная копия от 10 февраля 2014 на Wayback Machine на «Уголок неба»
- ↑ 11,0 11,1 Order of Battle - China (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 24 декабря 2008 года.
- ↑ Order of Battle - Pakistan (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 3 мая 2012 года.
Литература
- Баргатинов В. А. Многоцелевой истребитель J-10 «Дзянбин» // Реактивные истребители мира: Полная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 694—695. — 736 с. — (Энциклопедия авиации). — ISBN 978-5-699-23934-4.
Ссылки
- J-10 // airwar.ru