Chengdu FC-1 Xiaolong

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Chengdu JF-17 Thunder»)
FC-1 Xiaolong
JF-17 Thunder
JF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2010 годJF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2010 год
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик Китай CAC
Производитель Китай CAC
Пакистан PAC
Первый полёт 25 августа 2003 года
Начало эксплуатации 12 марта 2007 года
Статус эксплуатируется, производится
Эксплуатанты ВВС Пакистана
Годы производства Китай: с июня 2007
Пакистан: с января 2008
Единиц произведено Китай CAC: 8[1]
Пакистан PAC: 61[2] (март 2013)
Стоимость программы разработки $500 млн[3]
Стоимость единицы Block 1: $15-20 млн[4][5][6]
Block 2: $20-25 млн[7]

Ченду FC-1 Сяолун (англ. Chengdu FC-1 Xiaolong) — истребитель-бомбардировщик совместной китайско-пакистанской разработки. В ВВС Пакистана самолёт имеет обозначение JF-17 Thunder.

Разработка

FC-1 разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана в конце 1990-х — начале 2000-х годов на базе производимого в КНР потомка советского МиГ-21. JF-17 оснащен двигателем РД-93 производства российского ОАО «Климов»[8]. Аэродинамика самолёта была сильно модернизирована с участием КБ МиГ, в результате чего самолёт утратил сходство с МиГ-21.[9]

Выкатка самолёта состоялась 31 мая 2003 года, а 25 августа FC-1 совершил два восьмиминутных подлёта на аэродроме Вэньцзян (кит. трад. 溫江, упр. 温江, пиньинь Wenjiang). 3 сентября 2003 официально состоялся первый полёт нового самолёта, тогда же он получил обозначение JF-17 (Joint Fighter-17).

Производство

7 марта 2009 года компании PAC и CAC заключили контракт о начале совместного серийного производства 42 истребителей JF-17 (Block 1). На первом этапе ВВС Пакистана получили 8 JF-17, произведённых в КНР.

К августу 2011 года уже в Пакистане было произведено 26 JF-17[1] (производство осуществляется на совместном предприятии компаний CAC и PAC (Pakistan Aeronautical Complex) в пакистанском городе Камра), в мае того же года стало известно, что представители КНР и Пакистана согласовали вопрос поставки для ВВС Пакистана второй партии из 50 машин (Block 2)[10]. По состоянию на конец октября 2013 года в Пакистане было произведено 42 JF-17.

В 2014 году решено экспортировать 5-7 истребителей, переговоры по которым ведутся со Шри-Ланкой, Кувейтом, Катаром и другими дружественными странами[11].

В 2015 году китайская сторона предложила заменить российские двигатели на пакистанских JF-17 аналогами собственного производства, но Пакистан отказался, мотивировав решение возможной высокой стоимостью замены и отсутствием претензий к существующей силовой установке[8].

В перспективе, по планам, число истребителей JF-17 на вооружении ВВС Пакистана будет увеличено до 250 единиц.

Модификации

  • JF-17 Block 1
  • JF-17 Block 2
  • JF-17 Block 3 — образец 2019 года с АФАР KLJ-7А и широкоугольным голографическим дисплеем.

Операторы

JF-17 пакистанских ВВС на авиабазе.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pakistan Aeronautical Complex

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение

Боевое применение

Пограничный конфликт между Индией и Пакистаном в 2019 году

В ходе пограничного конфликта между Индией и Пакистаном 27 февраля 2019 года произошел воздушный бой между группой ВВС Индии и ВВС Пакистана. Со стороны ВВС Индии в воздушном бою приняли участие восемь истребителей, в том числе четыре Су-30МКИ и два МиГ-21УПГ «Копье» (МиГ-21-93), со стороны ВВС Пакистана — 24 самолёта, в том числе восемь F-16. В результате воздушного боя МиГ-21 был сбит пакистанским истребителем JF-17. Пленённый индийский военный лётчик Абхинандан Вартхаман 1 марта 2019 года передан Пакистаном официальным представителям Индии[16].

Литература

  • Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 80. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
  • Владимир ИЛЬИН. Яростный дракон. — Авиация и космонавтика. — Москва: РОО "Техинформ". — Т. 09 2010.

Примечания

  1. 1,0 1,1 На мощностях ОПК Пакистана произведено 26 легких истребителей JF-17 «Тандер». Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  2. Lenta.ru. Товарищи, подвиньтесь. 20 марта 2013. Дата обращения: 27 марта 2013. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  3. JF-17 Thunder, FC-1 Fierce Dragon (CAC / PAC). Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано 1 сентября 2009 года.
  4. Chengdu FC-1/JF-17 Thunder. Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  5. FC-1 / JF-17 Multirole Fighter Aircraft Архивировано 4 декабря 2013 года.
  6. The JF-17 Thunder: A hefty punch at an affordable price Архивировано 7 сентября 2012 года.
  7. Sky Wars: Pakistan, India and China. Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  8. 8,0 8,1 The Diplomat: Pakistan to Stick With Russian Engine for JF-17 Fighter Jet. Дата обращения: 10 сентября 2019. Архивировано 25 ноября 2015 года.
  9. Генеральный конструктор РСК «МиГ» о китайском истребителе J-20 (Kanwa Asian Defence, июнь 2011 г.).
  10. ВВС Пакистана получат 50 дополнительных истребителей JF-17 «Тандер». Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  11. Пакистан начнет экспортировать JF-17 с 2014 года. Дата обращения: 28 октября 2013. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  12. The Military Balance 2018. — P. 293.
  13. ВВС Мьянмы получили первую партию истребителей JF-17 «Тандер». ЦАМТО (23 октября 2018). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 6 сентября 2019 года.
  14. Nigeria Inducts JF-17 Thunder Fighter Jets Imported from Pakistan (англ.). DefenseWorld.net (20 мая 2021). Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  15. Khan, Bilal PROFILE: AVIC-PAC JF-17 THUNDER. quwa.org (31 August 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
  16. Редакция. Опубликовано видео со сбившим индийский МиГ-21 пакистанским лётчиком. Взглядю Деловая газета. ООО Деловая газета «Взгляд» (27 февраля 2019). Дата обращения: 2 марта 2019. Архивировано 2 марта 2019 года.

Ссылки