Innervisions

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Innervisions
Обложка альбома Стиви Уандер «Innervisions» (1973)
Студийный альбом Стиви Уандер
Дата выпуска 3 августа 1973
Место записи The Record Plant  (англ.)
(Лос-Анджелес),
Media Sound Studios
(Нью-Йорк)
Жанры соул, фанк, софт-рок, ритм-н-блюз
Длительность 44:12
Продюсеры Стиви Уандер,
Роберт Маргулефф  (англ.),
Малькольм Сесил  (англ.)
Страна  США
Лейбл Motown Records
Профессиональные рецензии
Хронология
Talking Book
(1972)
Innervisions
(1973)
Fulfillingness’ First Finale
(1974)
Синглы с Innervisions
  1. «Higher Ground»
    Выпущен: июль 1973
  2. «Living for the City»
    Выпущен: ноябрь 1973
  3. «Don’t You Worry ’bout a Thing»
    Выпущен: март 1974
  4. «He’s Misstra Know-It-All»
    Выпущен: 1974
В 1999 году
альбом был включён в Зал славы премии «Грэмми»[1]
RS Позиция № 23 в списке
500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone

Innervisions (рус. Внутренние видения) — шестнадцатый студийный альбом американского музыканта Стиви Уандера, выпущенный 3 августа 1973 года лейблом Motown Records, один из альбомов его «классического периода». Девять треков на альбоме охватывают широкий круг проблем и вопросов: злоупотребление наркотиками в «Too High», социальные проблемы в «Living for the City», тема любви в балладах «All in Love Is Fair» и «Golden Lady».

Так же, как и на большинстве альбомов Стиви Уандера, авторство и продюсирование Innervisions — почти полностью его собственная работа. На протяжении всего альбома заметно использование синтезатора ARP, который был общим мотивом для всех музыкантов того времени. Уандер стал первым чернокожим музыкантом, который экспериментировал с этой технологией в массовом масштабе, и Innervisions имел большое влияние на все последующие коммерческие релизы «чёрной» музыки. Уандер также играл на всех или практически всех музыкальных инструментах при записи шести из девяти треков на альбоме. Эта пластинка является первой полностью написанной Уандером.

Автокатастрофа 6 августа

Через три дня после коммерческого релиза Innervisions Уандер давал концерт в городе Гринвилл, штат Южная Каролина. На обратном пути Уандер заснул на переднем сидении, за рулём был его друг Джон Харрис; они двигались по извилистой дороге. Навстречу им двигался грузовик, перевозивший брёвна. Внезапно водитель грузовика нажал на тормоз, брёвна полетели вниз, и одно из них ударило Уандера прямо в лоб. В течение четырёх дней он пребывал в коме, вызванной ушибом мозга[15].

После аварии Стиви Уандер полностью потерял обоняние. Он боялся того, что также утратил возможность играть на музыкальных инструментах, но этого не случилось. Лечение и восстановление заняло более года, и случившееся полностью изменило мировоззрение Уандера: он считал, что это был второй шанс, данный ему для того, чтобы он ценил жизнь и делал что-то большее.

Реакция критики

Несмотря на то, что альбом был записан и выпущен до автокатастрофы, большинство людей соотносили его именно с быстрым выздоровлением музыканта. Так же, как и предыдущие альбомы Music of My Mind и Talking Book, Innervisions был тепло принят большинством критиков. Универсальные музыкальные способности Уандера получили особенно высокую оценку. В газете The New York Times писали: «Стиви идентифицирует себя как бандита и как гения, продюсирует, пишет, аранжирует, поёт и, на нескольких треках, играет на всех музыкальных инструментах. В центре его музыки — звук того, что реально. В плане вокала он остаётся изобретательным и бесстрашным, он поёт всё, что слышит: рок, фолк и все формы „чёрной“ музыки. Общая сумма этих различных компонентов — удивительное знание, потреблённое и затем разделённое артистом, который достаточно свободен для того, чтобы делать и то, и другое»[16].

Многие другие также отмечали разнообразие музыкальных стилей и тем, представленных на альбоме. Рецензент из Playboy писал: «Innervisions — прекрасное слияние лирического и дидактического, которое рассказывает нам о слепом мире, в котором Стиви обитает с глубиной музыкального понимания того, что является удивительным. Уандер, кажется, говорит, что все люди обманывают себя, но должны выплачивать свои взносы и экзистенциально принимать настоящее. „Сегодня не вчера / У всех вещей есть своей конец“, говорит Стиви в песне „Visions“, ключевом мотиве альбома — довольно серьёзном, гармонично ярком. Здесь много разной музыки — латиноамериканская музыка, регги и даже намёк на Джонни Мэтиса, но это всё — Стиви, безошибочно»[17].

Некоторые рецензенты были менее восторженны. Обозреватель из Circus посчитал, что на альбоме было мало запоминающегося материала: «Стиви собрал концептуальный альбом из однородной музыки и довольно типичных текстов. В отличие от двух предыдущих альбомов, здесь нет по-настоящему слабых мест, но также на Innervisions нет песен, которые являются действительно выдающимися — здесь нет „Superstition“, здесь нет „I Believe (When I Fall in Love It Will Be Forever)“. Построив прочный фундамент для дальнейшей работы, Стиви снизил потолок».[17]

В 1974 году Innervisions получил премию «Грэмми» как лучший альбом года, а песня «Living for the City» была признана лучшей песней в стиле ритм-н-блюз.

Коммерческий успех

Альбом дебютировал в альбомном чарте Billboard 18 августа 1973 года на 85 строчке, после чего каждую неделю поднимался выше — 22 место, 14, 9, 6 и, наконец, 15 сентября альбом достиг своей пиковой позиции — 4 место. В первой двадцатке альбом оставался до конца года. Innervisions также добился большого успеха в Великобритании и стал первым альбомом Стиви Уандера, который достиг первой десятки британского альбомного чарта (его пиковой позицией было 8 место).

С альбома были выпущены три сингла: «Higher Ground» достиг 4 строчки в конце октября 1973 года, «Living for the City» — 8 место в январе 1974 года (оба сингла возглавляли R&B-чарт). «Don’t You Worry 'Bout a Thing» был выпущен в марте и достиг 16 места в июне. В Великобритании в качестве синглов также были выпущены «Higher Ground» и «Living for the City», но не добились большого успеха. Только третий сингл для Великобритании, «He’s Misstra Know-It-All», достиг первой десятки (пиковой позиций стало 8 место).

Песня «All in Love Is Fair» позже стала хитом для Барбры Стрейзанд, которая записала её и выпустила в качестве сингла в 1974 году.

Признание

Поклонниками, критиками и коллегами Innervisions был признан одним из лучших альбомов Стиви Уандера и одним из величайших альбомов в истории музыки. В 2001 году телеканал VH1 поставил этот альбом на 31 место в списке величайших альбомов[18]. В рейтинге журнала Rolling Stone в 2003 году альбом занял 23 место[19].

В качестве дополнительного свидетельства классического статуса альбома Innervisions был переиздан в Великобритании 15 сентября 2008 года.[20].

Список композиций

Первая сторона
Название Длительность
1. «Too High» 4:36
2. «Visions» 5:23
3. «Living for the City» 7:22
4. «Golden Lady» 4:58
Вторая сторона
Название Длительность
1. «Higher Ground» 3:42
2. «Jesus Children of America» 4:10
3. «All in Love Is Fair» 3:41
4. «Don’t You Worry ’bout a Thing» 4:44
5. «He’s Misstra Know-It-All» 5:35

Позиции в хит-парадах

Еженедельные чарты:

Год Чарт Высшая
позиция
Пребывание
1973  Австралия (Kent Music Report)[21] 26 нет данных
Флаг Великобритании Великобритания (UK Albums Chart)[22] 8 55 недель
 США (Billboard 200)[23] 4 89 недель
Флаг США США (Billboard Soul LP’s)[24] 1 51 неделя
1974  Финляндия (Suomen virallinen lista)[25] 28 1 неделя
2016  Франция (SNEP)[26] 145 2 недели

Годовые чарты:

Чарт (1973) Позиция
 США (Billboard Top Soul Albums)[27] 37
Чарт (1974) Позиция
 США (Billboard Top Pop Albums)[28] 4
 США (Billboard Top Soul Albums)[29] 9

Сертификации

Регион Сертификация Продажи
 Великобритания (BPI)[30] Золотой 100 000^
 Канада (Music Canada)[31] Золотой 50 000^

^ данные о партиях основаны только на сертификации

Примечания

  1. John Bush. Stevie Wonder — Innervisions Review (англ.). AllMusic. Netaktion LLC. Дата обращения: 20 августа 2022. Архивировано 3 марта 2022 года.
  2. Margaret Moser. Stevie Wonder Reissues (англ.). The Austin Chronicle (19 мая 2000). Дата обращения: 19 июня 2021. Архивировано 1 июля 2020 года.
  3. Review: Stevie Wonder — Innervisions (англ.) // Billboard : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1973. — 18 August (vol. 85, no. 33). — P. 54. — ISSN 0006-2510. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  4. Stevie Wonder (англ.). Robert Christgau. Дата обращения: 4 мая 2021. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Colin Larkin. The Encyclopedia of Popular Music (англ.). — 3. — N. Y.: Muze UK Ltd., 1998. — Vol. 8. — P. 59075909. — 6653 p. — ISBN 1-56159-237-4.
  6. Martin C. Strong. Stevie Wonder // The Great Rock Discography (англ.). — 5th edition. — Edinburgh: Mojo Books, 2000. — P. 1080—1083. — 1110 p. — ISBN 1-84195-017-3.
  7. Robert Hilburn  (англ.). Motown Releases Remind Us of Stevie Wonder’s Impact review (англ.). Los Angeles Times (1 апреля 2000). Дата обращения: 20 июня 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  8. Lawrence Gabriel. Stevie Wonder // MusicHound Rock: The Essential Album Guide (англ.) / Gary Graff  (англ.); Daniel Durchholz. — 2. — Farmington Hills, MI: Visible Ink Press, 1999. — P. 1243. — 1497 p. — ISBN 1-57859-061-2.
  9. Craig Jenkins. Stevie Wonder: Innervisions (англ.). Pitchfork. Condé Nast (27 февраля 2022). Дата обращения: 20 августа 2022. Архивировано 13 июня 2022 года.
  10. Brian Ives. Not Fade Away: Stevie Wonder Innervisions (англ.). radio.com (2 августа 2013). Дата обращения: 6 сентября 2022. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  11. Jon Landau  (англ.). Innervisions review (англ.). Rolling Stone (6 июня 1974). Дата обращения: 22 ноября 2022. Архивировано 4 декабря 2021 года.
  12. J. D. Considine  (англ.). Stevie Wonder // The New Rolling Stone Album Guide (англ.) / Brackett, Nathan  (англ.); Hoard, Christian  (англ.). — 4. — New York: Simon & Schuster, 2004. — P. 885. — 930 p. — ISBN 0-7432-0169-8.
  13. Eric Henderson. Review: Stevie Wonder: Innervisions (англ.). Slant Magazine (23 октября 2003). Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано 28 апреля 2022 года.
  14. Joel Vance. Recording of Special Merit: Stevie Wonder – Innervisions  (англ.) // Stereo Review : magazine. — New York: Ziff-Davis Publishing Company, 1974. — January (vol. 32, no. 1). — P. 91, 95. — ISSN 0039-1220. Архивировано 29 марта 2022 года.
  15. Stevie Wonder Biography - Chapter 9 (англ.) (недоступная ссылка). Steviewonder.org.uk (6 августа 1973). Архивировано 18 мая 2021 года.
  16. Stevie Wonder – Innervisions (англ.) (недоступная ссылка). classicalbumsundays.com (6 мая 2011). Архивировано 29 октября 2012 года.
  17. 17,0 17,1 Stevie Wonder - Innervisions (англ.) (недоступная ссылка). Superseventies.com (2 марта 1974). Архивировано 24 июня 2021 года.
  18. The Top 100 Albums by VH1 (2001) (англ.). besteveralbums.com. Дата обращения: 25 августа 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  19. Top 500 Albums of All Time by Rolling Stone (2003) (англ.). besteveralbums.com.
  20. Pete Lewis. Stevie Wonder classic 1995 interview (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 октября 2012 года.
  21. .
  22. Stevie Wonder – Innervisions: album overview (англ.). The Official Charts Company (1 сентября 1973). Дата обращения: 26 ноября 2022. Архивировано 8 ноября 2022 года.
  23. Stevie Wonder Chart History (Billboard 200)  (англ.). Billboard. Проверено 25 августа 2022.
  24. Stevie Wonder Chart History: Billboard Soul LP’s: Innervisions (англ.). Billboard (18 августа 1973). Дата обращения: 26 ноября 2022. Архивировано 28 октября 2022 года.
  25. Timo Pennanen. Sisältää hitin — 2. laitos Levyt ja esittäjät Suomen musiikkilistoilla 1.1.1960-30.6.2021 (фин.). — 2. — Helsinki: Kustannusosakeyhtiö Otava  (англ.), 2021. — P. 284. — 292 p. — ISBN 978-952-7460-01-6.
  26. Stevie Wonder — Innervisions  (фр.). Lescharts.com. Hung Medien.
  27. 1973 Top Soul Albums (англ.) // Billboard : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1973. — 29 December. — P. TA-42. — ISSN 0006-2510. Архивировано 22 ноября 2022 года.
  28. 1974 Top Pop Albums (англ.) // Billboard : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1974. — 28 December. — P. 16. — ISSN 0006-2510. Архивировано 22 ноября 2022 года.
  29. 1974 Top Soul Albums (англ.) // Billboard : magazine. — New York: Billboard Publications Inc., 1974. — 28 December. — P. 28. — ISSN 0006-2510. Архивировано 22 ноября 2022 года.
  30. British album certifications – Stevie Wonder – Innervisions (англ.). British Phonographic Industry. Дата обращения: 14 июля 2022.
  31. Canadian album certifications – Stevie Wonder – Innervisions (англ.). Music Canada. Дата обращения: 14 июля 2022.

Литература

Ссылки