Dassault Mystère IV

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
MD.545 Mystère IV
«Мистэр» IV A № 121 в авиационном музее Норвича, Великобритания«Мистэр» IV A № 121 в авиационном музее Норвича, Великобритания
Тип истребитель-бомбардировщик
Производитель Dassault Aviation
Первый полёт 28 сентября 1952
Начало эксплуатации 1953
Эксплуатанты ВВС Франции
ВВС Индии
ВВС Израиля
Единиц произведено ~400

Дассо MD-454 «Мистэ́р» IV (фр. Dassault MD-454 Mystère IV) — французский истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе ранней модификации «Мистэр» II. Совершил первый полёт 28 сентября 1952 года, состоял на вооружении с 1953 года. Всего построено около 400 самолётов. Поставлялся на экспорт в Индию и Израиль, применялся в нескольких вооружённых конфликтах.

Выкаченный из ангара в Истре в августе 1952 года, новый Mystere IV внешне был во многом похож на Mystere IIС, однако были и весьма существенные отличия: усиленный, более длинный фюзеляж овального поперечного сечения; модифицированное хвостовое оперение с цельноповоротным стабилизатором; новый более мощный французский ТРД Hispano-Suiza Verdon (первые 50 самолётов получили двигатель Rolls-Royce RB.44 Tay), а стреловидность крыла по линии 1/4 хорд возросла с 30° до 38°.

Первый Mystere IV поднялся в воздух 28 сентября 1952 года, а первый серийный самолёт ВВС Франции получили в июне 1954 года. Серийный Mystere IVA отличался от Mystere IV внедрением 60 различных инженерно-конструкторских решений, наиболее заметными из которых были более высокий киль и увеличенный надфюзеляжный гаргрот, а также удлинённая хвостовая часть фюзеляжа. США профинансировали французам закупку 225 самолётов Mystere IVA (кроме того, ВВС Франции разместили самостоятельный заказ на 16 самолётов), а ещё 170 машин были поставлены на экспорт — 110 для Индии и 60 для Израиля. Всего в 1954—1958 годаx был выпущен 421 самолёт Mystere IVA, окончательной c6opкой занимался завод «Dassault» В Mepиньяке. Caмолёты Mystere IVA принимали yчастиe в 6оевыx oпepaцияx, проводимых каждым его эксплуатантом, например, французские самолёты принимали участие в Суэцком кризисе в ноябре 1956 года.

Получив опыт эксплуатации самолётов Toofani (Ouragan), ВВС Индии заказали в общей сложности 110 самолётов Mystere IVA. Первые машины поставлены в 1957 году в 1 -ю эскадрилью. Самолёты приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1965 года — 3-я и 31 -я эскадрильи использовали их как ударные. Последний самолёт списан из 31-й эскадрильи в 1973 году.

Израиль приобрёл 60 истребителей Mystere IVA; первые 24 самолёта, поставленные в мае 1956 года в 101-ю эскадрилью, успели принять участие в боях на Синае и сбили 7 машин противника. Остальные 36 самолётов прибыли в августе, включая один самолёт-разведчик, — из них в декабре сформировали 109-ю эскадрилью. После поступления в войска в 1960-е годы Mirage III, самолёты Mystere стали использовать как истребители-бомбардировщики. В 1970-х годах они покинули службу.

Mystere IVA служил в BBC Франции длительное время — 7-я истребительная эскадра эксплуатировала их в качестве учебных даже после перевооружения на Jaguar, а Школа подготовки лётчиков истребительной авиации в Туре летала на Mystere IVA до 1984 года. Серийный Mystere IVA был вооружён двумя 30-мм пушками DEFA 551 (внизу носовой части фюзеляжа), в качестве опции под фюзеляжем за пушками можно было подвесить блок MATRA на 55 НАР, а на четырёх подкрыльевых пилонах — 500-кг или 250-кг бомбы, либо 480-литровые баки с напалмом, либо блоки MATRA на 19 НАР, либо шесть 105-мм НАР.

Mystere IVB отличался от Mystere IVA изменённой конструкцией и формой носовой и хвостовой частей фюзеляжа, а также двигателем Hispano-Suiza Avon. Кроме того, канал воздухозаборника проходил прямо под кабиной, а не обходил её, раздваиваясь, как ранее. Это привело к тому, что носовая стойка шасси теперь убиралась назад по полёту, разворачиваясь на 90°, и укладывалась в нишу под каналом воздухозаборника. Хвостовую часть фюзеляжа пришлось удлинить, чтобы вместить двигатель с форсажной камерой.

Первая партия из шести машин была заказана в декабре 1952 года, а первый полёт Mystere IVB совершил 16 декабря 1953 года. Причём первые самолёты имели некоторые различия. Рассматривалась возможность постройки серийного варианта с ТРД SNECMA Atar 101G. В рамках реализации программы Mirage в 1956 году Mystere IVB прошёл серию летных испытаний с реактивным ускорителем SEPR под хвостовой частью фюзеляжа. Созданный на базе Mystere IVB, вариант Mystere IVN имел удлинённую переднюю часть фюзеляжа, в кабине по схеме тандем располагались пилот и оператор РЛС. Самолёт получил носовой обтекатель в стиле F-86D. Прототип оснащался двигателем Avon RA.7R, но серийные образцы данного всепогодного истребителя получили двигатели SNECMA Atar 101G с форсажной камерой, а также отличались размещёнными в фюзеляже пусковыми установками НАР.
Лётчиком-испытателем самолёта был русский пилот Константин Розанов.

Тактико-технические характеристики

Схема Mystère IV.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 12,89 м
  • Размах крыла: 11,12 м
  • Высота: 4,46 м
  • Площадь крыла: 32 м²
  • Масса пустого: 5870 кг
  • Масса снаряжённого: 7750 кг
  • Масса максимальная взлётная: 10 200 кг
  • Двигатель: Испано-Сюиза «Вердон» 350 (1×34,4 кН)

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушки: 2×30 мм (DEFA), боекомплект — 150 сн/ствол
  • Боевая нагрузка — до 1000 кг на 4 точках подвески

Главные эксплуатанты

Dassault Mystère IV MD 454
 Франция
Индия Индия
 Израиль

Боевое применение

Примечания

  1. Jonathan Feldman. Universities in the Business of Repression: The Academic-Military-Industrial Complex in Central America. South End Press, 1989. стр.180