CineForm
CineForm — семейство продуктов для нелинейного монтажа цифрового видео высокой четкости американской компании CineForm Inc.
Разновидности формата CineForm
Aspect HD - плагин для программы Adobe Premiere для поддержки HD-видео. Не поддерживается.
Prospect HD - 10 битный кодер высокого разрешения. Не поддерживается.
CineForm RAW - RAW кодер
CineForm 444 - 12 битный кодер RGB с цветовой субдискретизацией 4:4:4
Prospect 4K, Neo 4K - кодеки с поддержкой разрешения 4K. Не поддерживается.
Neo3D - поддержка 3D видео с разрешением до 8К. Не поддерживается.
После покупки компании Cineform Inc компанией GoPro, были выделены три монтажных решения:
NeoScene - монтаж в реальном времени видео с камер AVCHD / HDV / Canon 5D MarkII/7D[1]
GoPro Cineform Studio Premium - монтажное решение для любых форматов файлов c разрешением от HD до 4K преобразует CineForm практически все форматы камер от HDV до цифрового кинокамер 6K, DSLR, 3D-камер, а также файловых форматов, включая TIF и DPX.[2]
GoPro Cineform Studio Professional - профессиональный 3D-монтаж для создания цифрового кино и вещания[3]
История
В 2001 году CineForm Inc начала поставку первых продуктов для монтажа HD видео. В 2003 году CineForm выпускает плагин Aspect HD для программы Adobe Premiere, который был разработан специально для работы в Adobe Premiere с видео высокой четкости и, в частности, с камерой JVC JY-HD10U.[4] Плагин позволял осуществлять монтаж HD-видео, а также видео стандартной чёткости. Aspect HD включала широкий набор монтажных переходов, эффектов, возможность использования цветовой коррекции, наложения титров и графики в реальном времени.
В 2004 году CineForm Prospect HD стал первым 10-битным кодером, используемым для выпуска фильмокопии художественного фильма, которая была напечатана обратно на 35-мм киноплёнку из сжатого источника - «Через пыль к победе» () Дэна Браун.
В 2006 году CineForm представил первый RAW формат сжатия для одно-матричных камер - CineForm RAW.
Также в 2006 году компания Microsoft выбрала CineForm компрессию в качестве формата для его долговременного архива всех ТВ и видео программ Xbox Live. Сегодня Microsoft использует более 2000 терабайт для хранения файлов CineForm, которые используются для структуры распределения Xbox Live.
В 2007 году CineForm представила первый 12-битный RGB формат сжатия - CineForm 444 - совместимый с обеими ОС Windows и Mac.
В 2008 году введены монтажные системы CineForm Prospect 4K и Neo 4K для Windows и Mac.
В 2009 году обладатель Оскара Миллионер из трущоб стал первым цифровым фильмом, выигравшим награду за лучший фильм и лучшую операторскую работу. Около 70% изображений в Миллионере из трущоб были получены с камеры Silicon Imaging SI-2K, которая записывает непосредственно со сжатием CineForm RAW.
Также в 2009 году CineForm начала поставки своего программного обеспечения Neo3D, которое позволяет производить полнофункциональный монтаж 3D-видео, совместимый со многими системами монтажа, предназначенными только для видео 2D, таких как Adobe Premiere Pro и Apple Final Cut Pro.
В 2010 году 3D-фильм Phish 3D стал первым проектом полного цикла производства Neo3D, начиная со съёмок, затем монтаж в Final Cut Pro, и записан обратно на плёнку для распространения, всё с использованием файлов CineForm стерео (3D).
К середине 2010 года Neo3D стал совместим с Media Composer v5, в результате чего стали совместимы 3D-системы нелинейного монтажа для всех основных платформ : Adobe, Apple, Avid и Sony.
В 2011 году CineForm была приобретена GoPro.
В 2012 году GoPro поддерживает SMPTE в принятии кодека CineForm как стандарта сжатия видео VC-5, в целях создания открытого стандарта видеосжатия для видеозахвата и постпродакшн.[5]. Проект стандарта ST 2073 находится в стадии подготовки, завершение которой планируется в третьем квартале 2013 года.[6]
В 2014 году кодек CineForm был утверждён в качестве стандарта видеокомпрессии SMPTE ST 2073 VC-5.[7]
Кодек CineForm Intermediate
CineForm Intermediate — проприетарный кодек на основе вейвлет-технологий, разработанный Дэвидом Ньюманом и Брайаном Шунком для CineForm Inc. Вейвлет-алгоритмы основаны на концепции кратномасштабного анализа, где всё изображение анализируется и затем сжимается. В отличие от классических моделей сжатия с дискретно-косинусным преобразованием (ДКП), применяющихся в таких кодеках, как DV, MJPEG, MPEG и JPEG, где изображение разбивается на блоки, в кодеке с двумерным вейвлет-преобразованием изображение разбивается на поддиапазоны через систему фильтрации. В результате, вейвлет-сжатие оставляет изображение более «естественным», а при высокой степени сжатия производит сглаживание высокочастотных деталей. В виду отсутствия разбиения изображения на блоки, границы которых могут быть заметны, визуально качество значительно выше, чем при использовании кодеков с ДКП.[8]
При разработке кодека CineForm были поставлены следующие цели:
- Поддержание чрезвычайно высокой четкости изображения на всех этапах кинопроизводства постпродакшн, в том числе высокой битной точностью, обладающей высоким отношением сигнал-шум.
- Быстрая работа на основе архитектуры процессоров Intel так, что несколько потоков могут обрабатываться в реальном времени без необходимости использования специализированного оборудования.
Проектные характеристики кодека CineForm
- Полнокадровое вейвлет-преобразование. «Полнокадровое» означает, что всё изображение преобразуется без разбиения на «блоки», которые являются основой для кодеков с ДКП-преобразованием (JPEG, MPEG, AVCHD, и т.д.) и могут вызывать повяление артефактов в сложных последовательностях кадров. Cineform свободен от данных искажений.
- Цветовые пространства и разрядность:
- Пространственное разрешение: без ограничения
- Скорость передачи данных: переменная (постоянное качество)
- Настройки качества кодирования: 6 (выбирается пользователем)
- Симметрия: симметричная скорость для кодирования и декодирования
- Кратномасштабное декодирование: вейвлет-алгоритмы позволяют декодировать изображение одновременно с высоким и более низким разрешением, что является полезным свойством в режиме воспроизведения или в других приложениях постпродакшн. В частности, допускается возможность декодировать до ½ или ¼ разрешения в каждом измерении, при этом используя меньшую нагрузку на процессор по сравнению с декодированием с полным разрешением. Программное обеспечение CineForm во время монтажа может динамически использовать эту возможность.
Скорость потока и размер файла
CineForm 444
При одинаковом разрешении размер файлов CineForm 444 примерно в два раза больше по сравнению с эквивалентными файлами YUV 4:2:2. Таким образом, при разрешении 1920x1080 пикселей файл CineForm 444 будет около 40 МБайт/с. А при разрешении 4K — будет в диапазоне от 60 МБ/с (200 ГБ/ч) до 90 МБ/с (300 ГБ/час).[9]
CineForm RAW
- 2K CineForm RAW, как правило, находится в диапазоне от 15 МБ/с.
- CineForm 4K RAW, как правило, в диапазоне от 30 МБ/с до 50 МБ/с.[9]
Сравнение решений Cineform
Линейка Neo по характеристикам не отличалась от Aspect/Prospect, однако не имела поддержки движка Premiere Pro RT. В этой таблице указаны устаревшие на данный момент линейки продукции Cineform.
Cineform | Разрешение | Разрядность | Формат цветности | Стандарты | Поддержка 3D |
---|---|---|---|---|---|
Aspect HD/ NEO HDV |
1440x1080 | 8 бит | YUV 4:2:2 | 480i/p, 576p, 720p (60/30/25/24p), 1080i/p (60/50i, 30/25/24p) | нет |
Prospect HD/ NEO HD< |
1920x1080 | 10 бит | YUV 4:2:2 | 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p | нет |
Prospect 4K/ Neo 4K |
до 4К и более | 10 бит 12 бит 12 бит 12 бит |
YUV 4:2:2 RGB 4:4:4 RGBA 4:4:4:4 RAW Bayer |
480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p, 2Kp, 3Kp, 4Kp | нет |
Neo3D | до 8K и более | 10 бит 12 бит 12 бит 12 бит |
YUV 4:2:2 RGB 4:4:4 RGBA 4:4:4:4 RAW Bayer |
480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p, 2Kp, 3Kp, 4Kp | Да |
Поколение GoPro
Cineform | Стандарты | Разрядность | Формат цветности | Поддержка 3D |
---|---|---|---|---|
Neo Scene | 720p, 1080i/p | 10 бит | YUV 4:2:2 | Нет |
GoPro Cineform Studio Professional |
480i/p, 576 i/p, 720p, 1080i/p 2Kp, 3Kp, 4Kp |
10 бит 12 бит 12 бит 12 бит |
YUV 4:2:2 RGB 4:4:4 RGBA 4:4:4:4 RAW Bayer |
Да |
GoPro Cineform Studio Premium |
480i/p, 576 i/p, 720p, 1080i/p 2Kp, 3Kp, 4Kp |
10 бит 12 бит 12 бит 12 бит |
YUV 4:2:2 RGB 4:4:4 RGBA 4:4:4:4 RAW Bayer |
Да |
См. также
Примечания
- ↑ NeoScene (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано 18 ноября 2012 года.
- ↑ GoPro Cineform Studio Premiuml . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
- ↑ GoPro Cineform Studio Professional . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
- ↑ Готовые комплексы для создания HD-фильмов! (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 ноября 2012. Архивировано 9 октября 2011 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года. GoPro moves closer to adoption by SMPTE as the VC-5 standard
- ↑ SMPTE Standards Quarterly Report 12-2012 (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ VC-5 Video Essence Part 1: Elementary Bitstream — SMPTE Standards
- ↑ SI-2K_CineForm RAW Recording Technology . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано 24 ноября 2012 года.
- ↑ 9,0 9,1 http://support.cineform.com/entries/20000177-how-big-are-cineform-files Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine Cineform.com FAQ