Boulton Paul Defiant
Defiant | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | Boulton Paul Aircraft |
Производитель | Boulton Paul Aircraft — завод в Норидже |
Главный конструктор | Джон Дадли Норт |
Первый полёт | 11 августа 1937 года |
Начало эксплуатации |
на вооружении с декабря 1939 года, применялся с марта 1940 года |
Конец эксплуатации | 1945 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВВС Великобритании |
Годы производства | июль 1938 - февраль 1942 |
Единиц произведено | 1072 |
Болтон Пол Дифайэнт (англ. Boulton Paul Defiant) — британский двухместный истребитель периода Второй мировой войны.
История
В середине 1930-х годов среди специалистов Королевских ВВС существовало мнение, что истребители должны оснащаться подвижной многопулеметной турелью с силовым приводом и пилот должен во время воздушного боя управлять самолётом, а не заниматься поиском, сопровождением и поражением цели[1].
Применение турели с силовым приводом позволяло пользоваться вооружением как для нападения так и для защиты, причём сектор обстрела и точность огня был значительно больше, чем у самолётов с неподвижным вооружением. Специалисты считали, что от пилотов сложно ожидать одновременного полёта строем и прицеливание оружием, поэтому решением этой проблемы считался истребитель, все вооружение которого было сосредоточено в стрелковой башне с механическим приводом. Задача пилота состояла в том, чтобы вывести истребитель на позицию, удобную для стрелка[1].
В апреле 1935 года Министерство авиации Великобритании разработало техническое задание, в соответствии с которым требовалось построить двухместный истребитель, оснащённый турелью с силовым приводом, вооружённого четырьмя пулемётами в башне и развивающего скорость не менее 480 км/ч[1].
Предложения по техническому заданию прислали шесть фирм. В связи с тем, что штаб ВВС придавал большое значение идее турельного истребителя прототипы были заказаны у всех фирм предложивших свои проекты. В итоге из всех представленных образцов вариант фирмы "Боултон-Пол" оказался максимально приемлемым и единственным претендентом на контракт[1].
Самолёт спроектирован в КБ фирмы «Болтон знд Пол Эйркрафт» (en:Boulton Paul Aircraft) под руководством Джона Дадли Норта. Первый полёт опытный истребитель совершил 11 августа 1937 года. К этому времени турели для установки на первый прототип ещё не было, и чтобы быстрее приступить к испытаниям, первый полёт истребитель совершил как одноместный с компенсирующим балластом вместо турели. Самолёт показал хорошую управляемость и неплохие лётные данные[1].
Ещё до завершения сборки первого прототипа, в апреле 1937 года фирма получила первый заказ на 87 самолётов "Bolton Paul Defiant". Серийное производство на заводе «Болтон Пол» в Норидже началось в июле 1938 года. Первый серийный самолёт был выпущен в июле 1939 года. Эти истребители строились до февраля 1943 года, общий объём выпуска составил 1072 самолёта[1].
В сентябре 1940 года сведения о истребителе (с указанием завышенных характеристик - с максимальной скоростью якобы составлявшей 560 км/ч, и вооружении из трёх пушек и 14 пулемётов в крыльях и вращающейся турели) были опубликованы американским журналом "Popular Science" и в феврале 1941 года перепечатаны в СССР[2].
Конструкция
Самолёт "Boulton Paul Defient" двухместный истребитель моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Основная особенность конструкции — все вооружение — 4 х 7,69-мм пулемётов сосредоточено во вращающейся турели установленной за кабиной пилота. Вес турелей и высокий уровень лобового сопротивления существенно ограничивали скорость самолёта и его манёвренность[3].
- Фюзеляж - цельнометаллический монокок с тонким поперечным сечением, был изготовлен из трёх секций: носовой, центральной и хвостовой (хвостовая секция состояла из двух частей). В носовой секции размещалась моторама. В центральной секции располагалась кабина пилота, которая была полностью закрыта и оснащалась сдвижной назад секцией[3]. За кабиной пилота располагалась стрелковая башня с турелью, поворачивающейся на 360 градусов, с четырьмя пулемётами. При стрельбе автоматически опускались секции деревянного обтекателя-гаргрота. Люк стрелка находился в задней части башни, которую приходилось поворачивать в сторону, чтобы обеспечить вход и выход. В башне было мало места и стрелок не имел возможности надеть парашют, поэтому была разработана специальная одежда "все в одном", получившая название "костюм носорога"[3].
Хвостовая часть фюзеляжа состояла из двух металлических конусов соединённых переходной секцией и плоской верхней палубой. Работающая обшивка фюзеляжа цельнометаллическая. Секции фюзеляжа технологически собирались отдельно и между собой соединялись болтами. Фюзеляж был оснащён обтекателями, которые уменьшали аэродинамическое сопротивление турельной башни. Обтекатели имели пневматический привод и могли опускаться в фюзеляж[3].
- Крыло - цельнометаллическое, конструктивно состояло из двухлонжеронного центроплана и двух отъёмных консолей. Центроплан служил топливным баком объёмом в 474 литра. Под центропланом монтировался большой радиатор и основные стойки шасси. На крыле были установлены разрезные закрылки и элероны оснащённые триммерами[3].
- Хвостовое оперение - однокилевое выполненное по классической схеме.
- Шасси - трёхстоечное с хвостовым колесом. Основные стойки вместе с колёсами убирались в гондолы шасси на центроплане по направлению к продольной оси фюзеляжа и полностью закрывались створками. Хвостовое колесо убиралось в нишу под килем[3].
- Силовая установка - двенадцатицилиндровый V-образный поршневой двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin III мощностью 1030 л.с. Воздушный винт постоянного шага.
- Вооружение - четыре пулемёта Браунинг калибра 7,7 мм на турели с гидроприводом, боезапас по 600 патронов на каждый ствол. Турель была спроектирована фирмой Boulton Paul на основе патента французской турели SAMM[3].
Производство и модификации
Первые три серийных истребителя Boulton Paul Defiant Mk.1 были отправлены в различные испытательные центры в 1939 году. Эти испытания выявили серьёзные упущения в конструкции самолёта. Из общего количества первого заказа, в 563 самолёта, к январю 1940 года было изготовлено уже больше половины. Производство было временно приостановлено и следующие 280 самолётов планировалось произвести летом 1940 года после переоборудования производства. К этому моменту уже была понятна недостаточная эффективность самолёта, но остановка производства была невыгодна экономически[3].
С учётом пожеланий и замечаний военных специалистов появилась модификация Мк.II оснащённая двигателем Rolls-Royce Merlin XX, мощностью 1260 л.с. На самолёте был удлинённый и видоизменённый капот двигателя, новый радиатор, увеличенный руль направления с компенсатором, топливные баки большего объёма и топливная система под давлением. Серийный выпуск Defiant Mk.II начался в августе 1941 года[3].
К февралю 1941 года выпуск самолётов достиг рекордной отметки в 60 самолётов ежемесячно. В это время было принято решение использовать эти самолёты в качестве ночных истребителей. На самолётах стали устанавливать радары. Ночные истребители служили достаточно долго и были выведены из частей первой линии в течение 1942-1943 гг[3].
В феврале 1942 года были проведены испытания на предмет использования Defiant в подразделениях поиска и спасения морской авиации. Такие самолёты получили наименование "Defiant ASR Mk.I". Самолёты оснащались двумя надувными лодками в контейнерах, которые подвешивались на держателях для мелких бомб. Через шесть месяцев выяснилось, что эффективность их использования в этом качестве не высока и в конце 1942 года они были сняты с вооружения частей поиска и спасения[3].
В 1940 году шёл поиск альтернативных областей применения турельного истребителя. Были проведены углублённые испытания самолёта в качестве ночного истребителя. Defiant вновь показал себя не с лучшей стороны. Однако было решено продолжать производство, в связи с большой потребностью в самолёте для подготовки воздушных стрелков[3].
Последний турельный Defiant был сдан заказчику 15 февраля 1942 года. В июле 1941 года была разработана и пошла в производство модификация самолёта - буксировка мишеней. На месте турели оборудовалась кабина оператора лебёдки мишени, контейнер с мишенью устанавливался в нижней задней части фюзеляжа, а по правому борту ставилась лебёдка мишени с приводом от набегающего воздушного потока. Самолёт получил обозначение "Defiant TT Mk.I". Было заказано 150 буксировщиков мишеней, часть машин получили путём переделки обычных Defiant Mk.II[3].
На закате своей карьеры часть самолётов Defiant были разобраны авиашколами и центрами подготовки пилотов, а также использовались в экспериментальных целях. На самолёте 11 мая 1945 года было осуществлено первое в мире катапультирование кресла с манекеном.
Единственный полностью сохранившийся экземпляр самолёта Boulton Paul Defiant I представлен в экспозиции Royal Air Force Museum в Hendon Лондон[3].
Боевое применение
Согласно существовавшей в то время, среди специалистов Королевских ВВС, доктрине был заложен ошибочный (как выяснилось уже во время войны) вывод, что турельные истребители должны были подлетать сбоку или снизу к идущим строем вражеским бомбардировщикам и начинать методично их расстреливать, начиная с головного. Поэтому все вооружение истребителя было сосредоточено в одной турели и не предусматривалась установка фронтальных пулемётов. Также ошибочно считали, что вражеские бомбардировщики будут летать на задания без прикрытия истребителей, а сражаться на равных с быстрыми и манёвренными Ме-109 Defiant был не в состоянии[3].
Боевой дебют состоялся 12 мая 1940 года, в этот день турельные истребители сбили немецкий Юнкерс-88, но уже на следующий день во время воздушного боя с Ме-109 было сбито 5 английских Defiant из 6 участвующих в бою. Уязвимость истребителей Defiant при атаках в лоб или снизу делали его лёгкой добычей вражеских истребителей. Кроме того выяснилось, что во время воздушного боя, пилоту тяжело вывести самолёт в положение, позволявшее стрелку вести прицельный огонь[3].
Единственным успешным эпизодом для истребителей Defiant стало прикрытие эвакуации из Дюнкерка. В начале июня 1940 года завершилась поставка в войска первой партии истребителей Boulton Paul Defiant. К 31 августа было получено ещё 120 самолётов. К этому времени более половины из общего числа поставленных самолётов были потеряны в боях с Люфтваффе. Такое соотношение побед к потерям было признано неприемлемым[3].
Не имея успехов в дневных боях , было принято решение использовать Defiant в качестве ночного истребителя. Сначала, не имея радара, поиск противника осуществлялся только зрительно или с помощью управляемого прожектора. Когда производство радаров вошло в серию, в войска стали поступать самолёты оборудованные радарами. По процентам сбитых вражеских бомбардировщиков это был самый удачный ночной истребитель того времени. Ночные истребители участвовали в боевых операциях достаточно долго и были выведены из частей первой линии в течение 1942-1943 годов[3].
Тактико-технические характеристики
для версии Defiant Mk.I[1]
- Технические характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,77 м
- Размах крыла: 11,99 м
- Высота: 3,45 м
- Площадь крыла: 23,23 м²
- Масса пустого: 2757 кг
- Нормальная взлётная масса: 3773 кг
- Максимальная взлётная масса: 3902 кг
- Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Merlin III
- Мощность двигателей: 1 × 1030 л.с.
(1 × 757 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 489 км/ч
- у земли: 416 км/ч
- Крейсерская скорость: 415 км/ч
- Практическая дальность: 748 км
- Практический потолок: 9250 м
- Скороподъёмность: 579 м/мин
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 4 Browning .303 в башне с силовым наведением.
Изображения
-
Defiant
-
Defiant'ы в полёте
-
Defiant'ы на земле
-
Стрелковая башня Boulton Paul Defiant с четырьмя пулемётами Browning калибра .303
-
Похожие самолёты
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Boulton Paul Defiant Архивная копия от 16 июня 2020 на Wayback Machine на airwar.ru
- ↑ "Посылающий вызов" // журнал "Наука и жизнь", № 2, 1941. стр.58
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 Дэниэл Дж. Марч Английские военные самолеты Второй Мировой войны. Москва АСТ\Астрель 2002
Литература
- Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
Ссылки
- Boulton Paul Defiant на Уголке Неба
- Тупиковый истребитель // arms-expo.ru