BWP-40

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
BWP-40
BWP-40BWP-40
Боевая масса, т 15 400
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 4...6
История
Основные операторы  Польша
Размеры
Длина корпуса, мм 6735
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2570
Клиренс, мм 370
Бронирование
Тип брони стальная катаная броня 6...26
Крыша корпуса, мм закрытая
Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм пушка «Бофорс» L/70B
Углы ВН, град. -8...+30
Прицелы Днев./ночн. прицел «Sopelem M371» (командира); днев./ночн. прицел NTTA (наводчика)
Пулемёты 7,62 спаренный пулемет M/39C
Другое вооружение ТДА; 2х3 дым.гранатометы; 2х71-мм ПУ «Лиран 71»
Подвижность
Тип двигателя дизель
Модель двигателя UTD-20
Мощность двигателя, л. с. 300
Мощность двигателя, кВт 220,8
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Ширина гусеницы, мм 300
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5

Опытная польская БМП на базе гусеничного шасси BWP-1 (БМП-1 по лицензии серийно производившегося в Польше).

История создания

BWP-40

Со временем BWP-1 перестали отвечать требованиям современного боя, и это стало причиной их основательной модернизации с последующей заменой современными конструкциями. В результате усилий, предпринятых польскими КБ, появились прототипы ряда боевых машин, в основе которых лежали те же BWP-1.

Первой из них стала машина, получившая обозначение BWP-40 — на стандартном корпусе BWP-1 была установлена башня шведской боевой машины пехоты CV-90. Машина является детищем польского предприятия OBR «Сталёва-Воля» и шведской фирмы «Бофорс».

Конструкция

В броневой маске башни смонтирована 40-мм автоматическая пушка L/70B со скорострельностью 300 выстрелов в минуту и боепитанием из коробчатых магазинов емкостью по 24 выстрела в каждом. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, по бортам башни установлены дымовые гранатометы, а в кормовой части башни смонтирована двуствольная система «Лиран» для запуска осветительных ракет.

Кроме повышения огневой мощи, использование этой башни позволяет решить ещё одну важную проблему. Суть дела состоит в том, что фирмой «Бофорс» разработана 40-мм ЗСУ CV-9040AA «Хамелеон» с башней аналогичной конструкции, но имеющей угол возвышения не 30°, а 50°. Таким образом, решая технические вопросы, связанные с установкой на BWP-1 башни фирмы «Бофорс», польские специалисты решали и вопрос создания на базе BWP-1 новой ЗСУ для обеспечения ПВО на батальонном уровне.

Для установки на BWP-1 большей по размерам и массе башни, в конструкцию машины были внесены следующие изменения: ликвидированы два передних люка в крыше десантного отделения, заварена крышка люка командира машины и перекомпоновано десантное отделение, в котором теперь размещаются не восемь, а шесть (по другим данным — четыре) полностью экипированных пехотинца-десантника.

После установки новой башни изменилась только высота машины: она составила 2,57 м (до верхней точки прицела) при длине 6,735 м и ширине 2,95 м. Когда пушка направлена вперед, по ходу машины, она не выступает за контуры корпуса. При повороте башни в противоположном направлении, ствол пушки выступает примерно на 1,0 м, а при повороте башни на 90° от продольной оси машины, вынос ствола составляет примерно 2,2 м.

Масса BWP-40 составляет 15,4 т, что при мощности двигателя 220 кВт обеспечивает довольно хорошее значение удельной мощности — 14,3 кВт/т. Однако увеличение массы почти на 2 т отразилось на работе двигателя, трансмиссии, подвески и ходовых качествах машины. Максимальная скорость, которую развивает BWP-40, составляет примерно 60 км/ч.

Оценка машины

Целью разработки новой БМП было стремление значительно увеличить огневую мощь боевых машин, эксплуатировавшихся в польской армии. Таким образом в результате удачной модернизации БМП-1 до уровня BWP-40, польская армия могла бы получить достаточно мощную боевую машину, сохранив при этом всю прежнюю инфраструктуру: ремонтную базу, систему обучения личного состава, и т. д.

Недостатком BWP-40 следует считать увеличение высоты и боковой поверхности машины, которая, кроме того, утратила способность плавать при прежнем невысоком уровне защищенности заброневого пространства. Попытки усиления бронирования неизбежно привели бы к дальнейшему росту массы, которая превысила бы допустимые пределы с точки зрения возможностей двигателя, подвески и тяговой характеристики.
Сообщалось также, что при стрельбовых испытаниях 40-мм пушка давала такую сильную отдачу, что некоторые элементы крыши корпуса и внутренних деталей деформиролвались. Слишком легкая конструкция БМП не обеспечивала нужной жесткости.

Служба и боевое применение

Несколько машин BWP-40 в настоящее время находятся на вооружении 12-й механизированной дивизии германо-датско-польского армейского корпуса.

Ссылки

  • Источник: Г. Л. Холявский. «Энциклопедия бронетехники. Боевые гусеничные машины. 1919—2000 гг.»