Aquaplane

Это бронзовая статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Aquaplane
Разработчик Великобритания Джон Холлис
Издатель
Переиздания:
Дания ZX Data
Локализатор Регион Россия НПО «Ратон»
Дата выпуска
Великобритания август 1983
ZX Spectrum:
Великобритания август 1983
Дания 1983
Commodore 64:
1983
Жанр аркада, экшен
Технические данные
Платформа ZX Spectrum, Commodore 64
Режим игры однопользовательский
Язык интерфейса английский, русский
Носитель компакт-кассета
Управление клавиатура, джойстик

Aquaplane — аркадная компьютерная игра в жанре экшен, разработанная Джоном Холлисом и изданная в Великобритании в 1983 году компанией Quicksilva. В том же году игра была издана в Дании компанией ZX Data, а также портирована на Commodore 64. В 1985 году Aquaplane вышла в составе сборника[⇨].

В игре симулируются водные лыжи, когда игрок управляет катером и соединённым с ним лыжником. Игровой процесс построен как на избегании столкновений с движущимися навстречу различными препятствиями и объектами, так и на управлении одновременно катером и лыжником[⇨].

Игровая пресса встретила Aquaplane положительно, отметила хорошее качество графики и анимации, простоту управления и оригинальность. Отдельные замечания были высказаны по реалистичности и невысокой сложности. Критики отметили использование в Aquaplane технического новшества — бордюра монитора ZX Spectrum[к. 1], который был графически задействован для создания эффекта использования всего дисплея компьютера[⇨].

Игровой процесс

Игровой процесс Aquaplane. Изображение совмещено с бордюром монитора ZX Spectrum, на котором верхняя часть используется для отображения неба, а нижняя воды; катер игрока сравнялся с акулой, которая преследует лыжника; на пути несколько неподвижных препятствий и видны плавники других акул

Aquaplane представляет собой аркадный сайд-скроллерный экшен в спрайтовой графике, в котором действие происходит на Лазурном берегу, где главный персонаж занимается водными лыжами. Но, как оказывается, на его пути начинают возникать различные препятствия. Под управлением игрока находятся как катер, так и соединённый с ним на тросе лыжник, и задачей игрока является избегание столкновений[1][2].

Скроллинг объектов на экране происходит с постоянной скоростью справа-налево навстречу катеру. Лыжник всегда двигается на некотором удалении за катером и при этом между ними могут проходить объекты, а лыжник может смещаться на некоторое расстояние относительно катера вверх или вниз. Всего для управления используется три клавиши (или направления джойстика) — вверх, вниз и «газ» (англ. thrust). Если игрок не использует «газ», то катер постепенно вместе с лыжником смещаются влево до конца экрана. Если при этом игрок смещает персонажей вверх или вниз, то лыжник относительно катера не перемещается. Если же используется «газ», то катер двигается вперёд вместе с лыжником (но катер перемещается не дальше предельного значения справа), и в случае одновременного нажатия на перемещение вверх или вниз лыжник смещается в ту же сторону относительно катера[3].

Прохождение игры разделено на уровни (называемых фазами, англ. phase), на каждом из которых имеется некоторый набор типов препятствий и движущихся объектов, которые появляются справа в случайной позиции по вертикали. Сначала на пути попадаются неподвижные камни, брёвна и тому подобное. На следующей фазе игра усложняется — навстречу лыжнику плывут яхты, которые перемещаются вверх и вниз. Далее на уровне вместе с неподвижными объектами плывут быстрые катера. На последующей фазе впереди игрока оказываются акулы, которые, в отличие от других объектов, целенаправленно плывут к лыжнику. При этом если они сравниваются с катером по вертикали, то «щёлкают зубами» и далее без смещений вверх или вниз двигаются за экран. На дальнейших уровнях подмножества описанных типов объектов комбинируются[1][2][4].

Очки даются тогда, когда препятствие пропадает в левой части экрана, и за объекты с более сложным поведением даётся больше очков. После окончания фазы игроку даются дополнительные очки пропорционально числу оставшихся жизней. Изначально даётся четыре жизни, одна из которых теряется при столкновении лыжника или катера с препятствием[3].

Разработка и выпуск

Aquaplane для ZX Spectrum была разработана Джоном Холлисом (англ. John Hollis) и издана в августе 1983 года компанией Quicksilva. Впоследствии в том же году игру портировал на Commodore 64 Стив Хикман (англ. Steve Hickman)[5][6]. Перед Aquaplane Джон Холлис выпустил игру Time-Gate[англ.], которая стала популярной, и во время представления Aquaplane пресса обращала внимание, что это игра того же автора[2][4][7].

Техническим новшеством Aquaplane стало то, что игра использовала бордюр монитора ZX Spectrum не как монолитный цвет, а с отображением верхней части голубым цветом, и нижней синим (см илл.), что вызвало удивление обозревателей[7][8][9]. Впоследствии в интервью Джон Холлис рассказал, что он добился такого эффекта посредством системы прерываний ZX Spectrum, когда реализовывался их обработчик, который изменял с заданной периодичностью цвет бордюра, далее константное время выполнялся скроллинг облаков, и потом цвет бордюра изменялся на другой цвет. Это все было встроено в цикл игры, во время которого также обрабатывалась игровая логика и звуковые эффекты[10].

В 1983 году Aquaplane была издана в Дании компанией ZX Data[5]. В 1985 году Aquaplane была издана в Испании компанией Monser S.A. в составе сборника Software Magazine (выпуск 5a)[11]. В 1991 году игра была локализована в НПО «Ратон» и в дальнейшем поставлялась в комплекте с учебно-игровой приставкой «Ратон-9003»[12].

Оценки и мнения

Рецензии
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
CVG23/40[3]
Home Computing Weekly5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд[13]
Popular Computing Weekly9/10[1]

Игровая пресса встретила Aquaplane хорошо. Положительные отзывы были получены по качеству графики, оригинальности и простоте игрового процесса. Журналисты обратили внимание на то, что игра графически задействовала бордюр монитора ZX Spectrum, что в то время оказалось технической новинкой. Отдельные замечания были высказаны по простоте игры и её реалистичности[7].

Popular Computing Weekly игра рецензировалась дважды. В первом обзоре августа 1983 года было отмечено высокое разрешение графики, и рецензент удивился, как разработчику удалось задействовать в игре бордюр экрана ZX Spectrum[7]. В последующей рецензии, вышедшей в сентябре, идея Aquaplane была названа оригинальной, а управление критик посчитал очень простым. Графика описана как «очень впечатляющая», в которой отмечен пиксельный скроллинг, качество которого сохраняется несмотря на множество движущихся объектов на экране[1]. В Home Computing Weekly вышло две рецензии в разное время, где сперва отметили, что игра использует бордюр для расширения графического экрана[8], а во второй обратили внимание на простоту и минимализм в управлении[13].

Рецензент журнала Computer and Video Games удивился, что при встрече с препятствиями лыжник взрывается, как и катер. Ещё было не понятно, как быстрые катера и яхты проплывают сквозь препятствия. Тем не менее, автор обзора отметил качественную графику, но посетовал на малый темп игры и её невысокую сложность, так как относительно легко пройти первые три фазы[3].

Обозреватель Crash посчитал игру весьма оригинальной и очень приятной, отдельно отметив игровой процесс, когда необходимо управлять двумя персонажами одновременно. Дополнительно хорошо отозвался об использовании бордюра, что дало игроку ощущение того, что игра происходит на всём экране[9][14][15].

В своем интервью Джон Холлис сообщал, что несмотря на то, что Time-Gate принесла много денег, Aquaplane является его любимой игрой[10].

Примечания

Комментарии
  1. В ZX Spectrum кроме основного экрана имеется возможность изменения цвета вокруг него (бордюра), но при этом технически можно задать один цвет для всего бордюра, и далее аппаратно происходит его обновление согласно последнему установленному цвету.
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Simon Lane. The sound of beating arms (англ.) // Popular Computing Weekly : журнал. — 1983. — 1 September (vol. 2, no. 35). — P. 14,15.
  2. 2,0 2,1 2,2 Thrills and Spills on the Ocean (англ.) // Computer and Video Games : журнал. — Future plc, 1983. — September (no. 23). — P. 18.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Now Jaws Bytes Back (англ.) // Computer and Video Games : журнал. — Future plc, 1984. — January (no. 27). — P. 31.
  4. 4,0 4,1 Computer 'creepies' (англ.) // ZX Computing : журнал. — VNU Publications[англ.], 1983. — October (no. 9). — P. 59. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  5. 5,0 5,1 Aquaplane (англ.). World of Spectrum. Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 8 ноября 2016 года.
  6. Aquaplane (англ.). Lemon64. Дата обращения: 8 февраля 2018. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Graham Taylor. Water Wki (англ.) // Popular Computing Weekly : журнал. — 1983. — 18 August (no. 35). — P. 45.
  8. 8,0 8,1 P.F. Software hideaway just for two (англ.) // Home Computing Weekly : журнал. — 1983. — 2 August (no. 22). — P. 9. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  9. 9,0 9,1 Aquaplane (англ.) // Crash : журнал. — Newsfield, 1984. — February (no. 1). — P. 55. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  10. 10,0 10,1 Philip Bee. Interview with John Hollis (англ.). worldofstuart.excellentcontent.com (1998). Дата обращения: 8 февраля 2018. Архивировано 8 февраля 2018 года.
  11. Software Magazine issue 05a - World of Spectrum (англ.). www.worldofspectrum.org. Дата обращения: 8 февраля 2018. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  12. Prusak. Компьютер Ратон-9003 на БМК. zxbyte.ru. Дата обращения: 8 февраля 2018. Архивировано 15 марта 2016 года.
  13. 13,0 13,1 B.B. It's Time to Action (англ.) // Home Computing Weekly : журнал. — 1983. — 18 October (no. 33). — P. 35. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  14. Aquaplane (англ.) // Crash : журнал. — Newsfield, 1984. — March (no. 2). — P. 57. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  15. Aquaplane (англ.) // Crash : журнал. — Newsfield, 1984. — April (no. 1). — P. 74—75. Архивировано 18 марта 2018 года.