Дандес, Алан

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Alan Dundes»)
Алан Дандес
Дата рождения 8 сентября 1934(1934-09-08) (90 лет)
Место рождения Нью-Йорк, США
Место смерти Беркли, Калифорния, США
Страна Флаг США США
Место работы Канзасский университет
Калифорнийский университет в Беркли
Альма-матер Йельский университет
Индианский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по фольклористике
Учёное звание профессор
Научный руководитель Ричард Дорсон
Награды и премии стипендия Гуггенхайма

А́лан Да́ндес (англ. Alan Dundes; 8 сентября 1934, Нью-Йорк, США30 марта 2005 [1], Беркли, Калифорния, США) — американский фольклорист. Профессор Калифорнийского университета в Беркли. Его называют «самым известным фольклористом своего времени» [2].

Биография

Родился 8 сентября 1934 года в Беркли в семье юриста и музыканта. Его родители не были религиозными, и Дандес считал себя светским евреем[3].

Учился в Йельском университете, где изучал английский язык [1]. Уверенный, что по завершении учебы его призовут в армию, Дандес присоединился к ROTC и прошёл подготовку, чтобы стать офицером связи ВМФ. Когда выяснилось, что на корабле, на котором он должен был быть размещён, стоявшем в Неаполитанском заливе, уже есть офицер связи, Дандес спросил, что ещё может понадобиться экипажу, не желая отказываться от такого выбора назначения. Следующие два года он обслуживал артиллерию на корабле в Средиземном море. По завершении службы поступил в Индианский университет, чтобы получить учёную степень доктора философии в области фольклора, его научным руководителем был фольклорист Ричард Дорсон. Дандес очень быстро смог защитить диссертацию и стал преподавателем в Канзасском университете, где проработал всего год. После чего в 1963 году получил предложение занять преподавательскую должность на кафедре антропологии Калифорнийского университета в Беркли, проработав в нём до самой смерти и быстро зарекомендовав себя в серьёзного специалиста по фольклористике.

30 марта 2005 года Дандес потерял сознание от сердечного приступа во время семинара для выпускников в Беркли и умер по дороге в больницу. Ему было 70 лет.

Научная деятельность

Он ввел понятие «алломотив» (придуманное по аналогии с «алломорфом», чтобы дополнить понятие «мотивема» (ср. «морфема»), введенное Кеннетом Пайком) для применения при анализе структуры сказок, с точки зрения выявленных в них мотивов.

Написал 12 книг как академических, так и популярных, отредактировал или был соавтором еще двух десятков, ему приписывают авторство более 250 статей[4][2]. Одна из его самых заметных статей называлась «Видеть значит верить», в которой он указывал, что американцы ценят зрение больше, чем другие чувства.

Методы обучения

Был неофициально известен в Калифорнийском университете в Беркли как «профессор шуток» [5]. Его занятия были очень популярны, сочетая обучение с «неотразимым остроумием и стилем»[1]. В его вводном курсе студенты знакомились со многими различными формами фольклора, от мифов, легенд и народных сказок до пословиц и загадок, шуток, игр и народной речи (сленга), до народных верований и способов питания. Окончательный проект этого курса требовал, чтобы каждый студент собрал, идентифицировал и проанализировал 40 предметов фольклора. Весь этот материал (около 500 000 единиц) хранится и каталогизируется в Фольклорных архивах Беркли[6]. Дандес также читал курсы по американскому фольклору и психоаналитические подходы к фольклору (его любимый подход) в дополнение к семинарам для выпускников по истории фольклористики с международной точки зрения, а также по истории и развитию теории фольклора.

Ближе к концу жизни он получил от бывшего студента конверт с чеком на 1 000 000 долларов. Эти деньги позволили Дандесу учредить в университете постоянную ставку профессора фольклористики, тем самым гарантируя, что после его выхода на пенсию фольклор не будет заброшен на кафедре[7].

Споры

В 1980 году своей президентской речи на конференции Американского фольклорного общества[англ.] Дандес утверждал, что в немецком национальном характере присутствует анально-эротическая фиксация, что вызвало серьёзные споры.

Несмотря на самоуверенность, Дандес не был против споров, которые часто вызывали его теории. Он часто работал с фольклором, выражающим бессознательные желания и тревоги и придерживался мнения, что если люди сильно реагируют на то, что он должен сказать, он, вероятно, задел за живое и, вероятно, что-то понял. Некоторые из его наиболее спорных работ включали изучение Нового Завета и Корана как фольклора[8].

Однако из всех его статей та, которая принесла ему угрозы смертью, была «Into the Endzone for a Touchdown» (рус. В энд-зону для тачдауна) — психоаналитическое исследование гомоэротического подтекста терминологии и ритуалов, окружающих американский футбол[9]. В 1980 году Дандес был приглашён выступить с президентским обращением на ежегодном собрании Американского фольклорного общества[10]. Его презентация, позже опубликованная в виде монографии под названием «Жизнь похожа на лестницу в курятнике», использует народную речь, обычаи, материальную культуру и т. д., стремясь продемонстрировать анально-эротическую фиксацию в немецком национальном характере[9]. Реакция на эту статью была невероятно сильной[9]. Дандес много лет не участвовал в ежегодной конференции Американского фольклорного общества[11]. Когда он, наконец, снова принял участие в 2004 году, он снова выступил с речью на пленарном заседании, на этот раз упрекнув своих коллег-фольклористов за слабость в теории. По его мнению, сбор и представление данных, сколь бы тщательным оно ни было, бесполезно без развития и применения теории к этим данным[12].

Влияние

Дандес полемизировал с устоявшимся понятием о «народе» (folk) и «народном творчестве» крестьян или примитивных племён как основном объекте изучения фольклористики. Взамен он предлагал более широкое определение народа: два или более человека, которые имеют какие-либо общие черты и выражают свою общую идентичность через традиции. Соответственно, фольклор есть не только у крестьян, а у любой устойчивой группы людей:

Народное или крестьянское общество есть лишь один пример «народа» в фольклорном смысле. Любая группа людей, имеющая общий связующий фактор, например, городская группа, такая как профсоюз, может иметь и имеет фольклор. «Фольк» — это гибкое понятие, которое может относиться к нации, как в американском фольклоре, или к отдельной семье. Критический вопрос в определении «народа» заключается в следующем: какие группы на самом деле имеют традиции?

The Devolutionary Premise in Folklore Theory (1969)

С этим расширенным социальным определением народа также возник более широкий взгляд на материал, считающийся фольклором, который включает, как указывает Уильям Уилсон, «вещи, которые люди делают словами (вербальные знания), вещи, которые они делают своими руками (материальные знания) и то, что они делают своими действиями (традиционное знание)».

Другое значение этого более широкого определения термина «народ», согласно Дандесу, заключается в том, что фольклорная работа носит скорее интерпретативный и научный характер, чем описательный или посвященный исключительно сохранению фольклора. По словам Дандеса, фольклорная работа сохранит свое значение и в будущем. Он пишет: «Фольклор универсален: фольклор всегда был и, по всей вероятности, всегда будет. Пока люди взаимодействуют и в ходе этого используют традиционные формы общения, фольклористы будут по-прежнему иметь прекрасные возможности для изучения фольклора». По мнению фольклориста Уильяма А. Уилсона, «изучение фольклора, следовательно, не есть просто приятное времяпрепровождение, полезное прежде всего для коротания праздных минут. Скорее, это центральное и решающее значение в наших попытках понять наше собственное поведение и поведение наших собратьев».

Награды

В 1966 году был удостоен стипендии Гуггенхайма, а в 1972 году был назначен старшим научным сотрудником Национального фонда гуманитарных наук[13].

В 1980 году был президентом Американского фольклорного общества[14], а в 1993 году награждён премией Питре, международной наградой за достижения в области фольклора[2].

В 2001 году был избран членом Американской академии искусств и наук в 2001 году, став первым фольклористом, получившим такое признание[13].

Размах и влияние учености Дандеса были признаны в трёх фестшрифтах, посвящённых пословицам, психоаналитикам и его бывшими учениками[2] .

Личная жизнь

Дандес познакомился со своей женой Кэролайн во время учёбы в Йельском университете, в браке с которой прожил 48 лет, у них родился сын (Дэвид), две дочери (Лорен и Элисон) и шестеро внуков"[5][1].

Научные труды

  • Carl R. Pagter (соавт.). Never Try to Teach a Pig to Sing.
  • (1964)."The Morphology of North American Indian Folktales".
  • (ред.) (1965). The Study of Folklore.
  • (1968). «The Number Three in American Culture.» In Alan Dundes (ред.), Every Man His Way: Readings in Cultural Anthropology. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall.
  • (1969). «Thinking Ahead: A Folkloristic Reflection of the Future Orientation in American Worldview».
  • (1971). «A Study of Ethnic Slurs».
  • (1972). «Folk Ideas as Units of Worldview».
  • (1975). «Slurs International: Folk Comparisons of Ethnicity and National Character».
  • (1980). Interpreting Folklore. Indiana University Press.
  • (1984). Life is Like a Chicken Coop Ladder: A Portrait of German Culture Through Folklore.
  • (ред.) (1984). Sacred Narrative: Readings in the Theory of Myth. University of California Press.
  • Falassi, Alessandro (соавт.) (1984). La terra in Piazza: An interpretation of the Palio in Siena. University of California Press.
  • (с C. Banc) (1986) «First Prize: Fifteen Years. An Annotated Collection of Political Jokes» ISBN 0-8386-3245-9
  • (1987). Cracking Jokes: Studies of Sick Humor Cycles & Stereotypes. Ten Speed Press.
  • Carl R. Pagter (Co-author) (1987). When You’re Up to Your Ass in Alligators…: More Urban Folklore from the Paperwork Empire. Wayne State University Press.
  • (ред.) (1989). Little Red Riding Hood: A Casebook. Madison, WI: University of Wisconsin Press.
  • (ред.) (1990). In Quest of the Hero. Princeton University Press.
  • (ред.) (1991). Mother Wit from the Laughing Barrel: Readings in the Interpretation of Afro-American Folklore. University Press of Mississippi.
  • (1991) The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore. University of Wisconsin Press
  • (ред.) (1992). The Evil Eye: A Casebook. University of Wisconsin Press.
  • Carl R. Pagter (соавт.). (1992) Work Hard and You Shall Be Rewarded: Urban Folklore From the Paperwork Empire. ISBN 978-0814324325
  • (1993). Folklore Matters. University of Tennessee Press[англ.].
  • (ред.) (1994). The Cockfight: A Casebook. University of Wisconsin Press.
  • Edmunds, Lowell (ред.) (1995). Oedipus: A Folklore Casebook. University of Wisconsin Press.
  • Carl R. Pagter (соавт.) (1996). Sometimes the Dragon Wins: Yet More Urban Folklore from the Paperwork Empire. Syracuse University Press.
  • (ред.) (1996). The Walled-Up Wife: A Casebook. University of Wisconsin Press.
  • (1997). From Game to War and Other Psychoanalytic Essays on Folklore. University of Kentucky Press[англ.].
  • (1997). Two Tales of Crow and Sparrow: A Freudian Folkloristic Essay on Caste and Untouchability. Rowman & Littlefield.
  • (ред.) (1998). The Vampire: A Casebook. Madison, WI: The University of Wisconsin Press[англ.].
  • Carl R. Pagter (соавт.) (2000). Why Don’t Sheep Shrink When It Rains?: A Further Collection of Photocopier Folklore. Syracuse University Press.
  • (1999). Holy Writ as Oral Lit: The Bible as Folklore. Rowman & Littlefield
  • (2002). Bloody Mary in the Mirror: Essays in Psychoanalytic Folkloristics. University Press of Mississippi.
  • (2003). The Shabbat Elevator and Other Sabbath Subterfuges. Rowman & Littlefield.
  • (2003). Fables of the Ancients?: Folklore in the Qur’an. Rowman & Littlefield.
  • (2003). Parsing Through Customs: Essays by a Freudian Folklorist. The University of Wisconsin Press[англ.].
  • (2004). «As the Crow Flies: A Straightforward Study of Lineal Worldview in American Folk Speech».
  • (ред.) (2005). Recollecting Freud. Madison, WI: The University of Wisconsin Press[англ.].

На русском

  • Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ / Пер. с англ. А. С. Архиповой и др. М.: Восточная литература, 2003.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Fox, Margalit Alan Dundes, 70, Folklorist Who Studied Human Custom, Dies. The New York Times (April 2, 2005). Дата обращения: 31 октября 2008.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Hansen, William (2005). «In Memoriam: Alan Dundes 1934-2005». Journal of Folklore Research 42 (2): 245–250. doi:10.2979/JFR.2005.42.2.245. ISSN 0737-7037.
  3. Wall A. Alan Dundes, popular professor and folklorist, dies at 70 // J. The Jewish News of Northern California[англ.], 08.04.2005
  4. Burress, Charles UC folklorist Dundes dies while teaching; His scholarship helped to create an academic discipline. San Francisco Chronicle (April 2, 2005). Дата обращения: 31 октября 2008.
  5. 5,0 5,1 Obituary: Alan Dundes, The Guardian (April 27, 2005).
  6. Archive (англ.) ?. Berkeley Folklore. Дата обращения: 27 февраля 2022.
  7. Hunter, D. Lyn Professor Receives Unexpected Windfall From Former Student. Berkleyan (April 19, 2000). Дата обращения: 26 августа 2009.
  8. Mieder, Wolfgang (2006). «"The Proof Of The Proverb Is In The Probing": Alan Dundes as Pioneering Paremiologist». Western Folklore (Summer 2006): 26–27.
  9. 9,0 9,1 9,2 Oliver, Myrna Alan Dundes, 70; Folklorist Drew Laughs and Hostility. Los Angeles Times (April 3, 2005). Дата обращения: 31 октября 2008.
  10. Dundes, Alan. "Life is Like a Chicken Coop Ladder", ISBN 0-8143-2038-4. Preface, p.vii: "An earlier version of this essay was presented in October 1980 as the presidential address of the American Folklore Society at its annual meeting in Pittsburgh."
  11. Bendix, Regina (2005). «Alan Dundes (1934-2005)». The Journal of American Folklore 118 (470): 485–488. doi:10.2307/4137668. ISSN 0021-8715.
  12. Dundes, Alan (2005). «Folkloristics in the Twenty-First Century (AFS Invited Presidential Plenary Address, 2004)». The Journal of American Folklore 118 (470): 385–408. doi:10.2307/4137664. ISSN 0021-8715.
  13. 13,0 13,1 About Folklore: Alan Dundes Obituary (7 августа 2008). Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 7 августа 2008 года.
  14. Past AFS Presidents (англ.) ?. The American Folklore Society. Дата обращения: 27 февраля 2022.

Ссылки