Фестшрифт
Фестшрифт[1] (немецкое произношение: [ˈfɛst.ʃʁɪft] ( слушать); мн.числ., Festschriften [ˈfɛst.ʃʁɪftn̩] ( слушать); от нем. Festschrift — «праздничное сочинение») — прижизненный сборник научных трудов (от одного небольшого тома до нескольких томов), составленный или подготовленный в честь какого-либо известного лица, чаще всего — в честь учёного.
История
Во времена нацистской Германии многие немецкие учёные еврейского происхождения переехали в США и привезли с собой традицию выпуска фестшрифтов. При этом фестшрифты распространились в другие области — например, в гуманитарные науки и философию — и стали несколько менее ценными — их печатали в честь менее заслуженных учёных, в более раннем возрасте, иногда даже по несколько штук на одного человека[2][3].
Например, выходящий с 1972 года Aufstieg und Niedergang der römischen Welt[англ.], впервые изданный в ознаменование 75-летия немецкого историка-классика Йозефа Фогта, первоначально готовился в виде четырёхтомника, но со временем разросся до 89 томов, включая несколько запланированных на следующие годы, но отложены в 1998 году.
Содержание
Очерки, как правило, связаны с вкладом удостоенного чести в собственной научной области или отражают же его. Как могут включать какие-либо важнейшие из исследований учёного. Во многих фестшрифтах также помещаются благодарственные таблицы, представляющие расширенный список коллег и друзей с наилучшими пожеланиями лауреату. Авторами обычно служат ученики и коллеги адресата фестшрифта, а редакторами — два или три его лучших ученика-аспиранта[2].
Изначально фестшрифты появились в Германии, причём в начале XX века это были публикации в знак признания высоких заслуг человека, обычно в физике или науках о языке. Кроме того, немецкие фестшрифты служили способом рассмотреть достижения и сделать предсказания в определённой области — более неформально, нежели обычно публиковавшееся в рецензируемых журналах[2].
Оценки
Как отмечает американский социолог И. Л. Горовиц[англ.], фестшрифты — не только способ показать признание адресату, но и способ выделить себя, а иногда и опубликовать то, что в других местах не публикуется; за счёт этого фестшрифты редко оказываются успешными книгами. Вместе с тем он отмечает: «Фестшрифты сохраняются и множатся. Почему? Потому что они не просто ретроспективны, но и перспективны. То есть фестшрифт — это Beruf (рус. ghbpdfybt), призыв к дальнейшеve труду, усилиям и воодушевлению, призыв к улучшению обучения, дисциплины, науки, творческого видения или интеллектуального положения. Даже в наш век массовых праздников они остаются особым литературным жанром»[4].
Чилийский психиатр Клаудио Наранхо указывает, что сама возможность быть избранным каким-то видным ученым в качестве научного редактора фестшрифта символизирует, своего рода, пресловутую передачу факела и является большой честью[5].
Канадский когнитивный психолог Эндель Тульвинг считает, что «фестшрифт довольно части также служит удобным местом, где приглашённые внести вклад находят постоянное пристанище для своих статей, которые в противном случае не будут изданы публикации или, по крайней мере, с трудом»[6].
В 2014 году в рецензии на книгу «Человеческие экспедиции: вдохновлённые Брюсом Триггером[англ.]» британский археолог Рэндалл Х. Макгуайр[англ.] заметил, что «[книга] фестшрифт и памятный том — вымирающее дело»", и взамен предложил создать тематические веб-сайты, поскольку многие сторонние наблюдатели полагают, что тома фестшрифта являются бесполезной тратой времени. И что зачастую им не хватает согласованности, поскольку под одной одной обложкой оказываются и статьи авторов, которые не смогли опубликоваться в другом месте. Как следствие — фестшрифты не пользуются читательским спросом, а издатели неохотно их издают[7].
Философ Алан Собл[англ.] в рецензии на сборник Fact and Value: Essays on Ethics and Metaphysics for Judith Jarvis Thomson[англ.] в честь философа Джудит Джарвис Томсон, изложил, хотя и довольно размыто, 13 условий, которым должен удовлетворять фестшрифт[8].
См. также
- Foundation's Friends, Stories in Honor of Isaac Asimov[англ.] — Айзек Азимов;
- Lord of the Fantastic[англ.] — Роджер Желязны;
- Philosophy, Ethics, and a Common Humanity: Essays in Honour of Raimond Gaita[англ.] — Раймунд Гаита[англ.];
- Rereading Ancient Philosophy: Old Chestnuts and Sacred Cows[англ.] — Мэри Маргарет Маккэйб[англ.];
- Richard Dawkins: How a Scientist Changed the Way We Think[англ.] — Ричард Докинз.
Примечания
- ↑ Медведев Ж. А. Десять лет после «Одного дня Ивана Денисовича». — Macmillan, 1973.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Horowitz I. L.[англ.]. Communicating Ideas: The Politics of Scholarly Publishing. — Transaction Publishers[англ.]. — P. 235. — 311 p. — ISBN 9781412819947.
- ↑ Lewis R. Festschriften Honor Exceptional Scientific Careers, Scholarly Influences // The Scientist[англ.], 02.09.1996
- ↑ Horowitz I. L.[англ.]. Communicating Ideas: The Politics of Scholarly Publishing. — Transaction Publishers[англ.]. — P. 236—237. — 311 p. — ISBN 9781412819947.
- ↑ Naranjo C. Festschrift
- ↑ Tulving E. Are there 256 different kinds of memory? // The foundations of remembering: essays in honor of Henry L. Roediger III / James S. Nairne. — Psychology Press, 2007. — P. 39. — ISBN 978-1-84169-446-7.
- ↑ McGuire R. H.[англ.] (2014). «Human Expeditions: Inspired by Bruce Trigger». European Journal of Archaeology[англ.] 17 (4): 720–723. doi:10.1179/1461957114Z.00000000092. ISSN 1461-9571.
- ↑ Soble A. G.[англ.] (2003). «Review of Fact and Value: Essays on Ethics and Metaphysics for Judith Jarvis Thomson, ed. Alex Byrne, Robert Stalnaker, and Ralph Wedgwood». Essays in Philosophy 4 (1): 70–75. doi:10.5840/eip20034125. ISSN 1526-0569.