849-й истребительный авиационный полк ПВО
| ||
---|---|---|
Вооружённые силы | ВС СССР | |
Вид вооружённых сил | ПВО, ПВО России | |
Род войск (сил) | истребительная авиация | |
Формирование | 1942 | |
Расформирование (преобразование) | 1998 | |
Районы боевых действий | ||
Манчжурская операция. Советско-японская война | ||
В составе фронтов | ||
Забайкальский фронт |
849-й истребительный авиационный полк — воинская часть войск ПВО СССР и России.
История
Полк был сформирован как 849-й легкобомбардировочный авиационный полк в апреле 1942 года, вошёл в состав военно-воздушных сил Забайкальского фронта. В декабре того же года он был преобразован в транспортный авиационный полк. В соответствии с директивами, поступившими в апреле и мае 1943 года, полк был переформирован в штурмовой авиационный полк (ШАП). Примерно тогда же он получил в своё распоряжение штурмовики Ил-2. Полк вошел в состав 316-й штурмовой авиационной дивизии, базировавшейся в ныне упразднённой Читинской области. Дивизия, в составе которой был полк, была переброшена в Монголию для участия в Манчжурской операции. Во время операции полк поддерживал действия сухопутных войск Забайкальского фронта против японцев, продвинулся к Ванемяо в августе. После капитуляции Японии воинская часть вернулась на аэродром Домна, Читинская область[1].
В 1946 и 1947 годах полк был перевооружен, получил модернизированные штурмовики Ил-10, пилоты летали на них до 1956 года. В 1946 году передислоцирован на аэродром Безречная-2, а в 1948 году на аэродром Степь. В июле 1947 передан в состав 253-й штурмовой авиационной дивизии. В 1950 году полк направлен в Китай для обучения пилотов ВВС КНР, базировался тогда в Сюйчжоу. После возвращения воинская часть стала базироваться на аэродроме в селе Шонгуй. В июне 1956 года полк получил наименование 849-й истребительный авиационный полк ПВО, был передислоцирован в Ленинск-Кузнецкий, получил в распоряжение МиГ-15бис и МиГ-17. С 1958 года полк начал эксплуатировать МиГ-19, дислоцировался в Толмачево[1].
В 1960 году вошёл в состав 14-й отдельной армии ПВО. В начале 1960 года две эскадрильи полка летали на Су-9, в то время как 3-я эскадрилья продолжала эксплуатировать МиГ-17ПФ до середины 1974 года. Базирование военных самолетов на гражданском аэродроме Толмачево было прекращено по требованию министра гражданской авиации, и полк передислоцирован на аэродром Купино в 1962 году. Взлетно-посадочную полосу последнего пришлось удлинить, в 1977 и 1978 годах была проведена капитальная реконструкция. Полк продолжал летать на Су-9 до перевооружения на МиГ-23МЛ в августе и сентябре 1980 года. 849-й ИАП заступил на боевое дежурство с новыми истребителями 1 октября. Позже он получил самолёты МиГ-23МЛД[1].
После распада Советского Союза 849-й ИАП вошел в состав Войск ПВО России. Был расформирован в середине 1998 года из-за сильного сокращения численности военнослужащих[1].
В 2019 году в честь полка в Купино установили памятник — истребитель-перехватчик Су-9[2].