849-й истребительный авиационный полк ПВО

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
849-й истребительный авиационный полк ПВО
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик ПВО, ПВО России
Род войск (сил) истребительная авиация
Формирование 1942
Расформирование (преобразование) 1998
Районы боевых действий
Манчжурская операция. Советско-японская война
В составе фронтов
Забайкальский фронт

849-й истребительный авиационный полквоинская часть войск ПВО СССР и России.

История

Полк был сформирован как 849-й легкобомбардировочный авиационный полк в апреле 1942 года, вошёл в состав военно-воздушных сил Забайкальского фронта. В декабре того же года он был преобразован в транспортный авиационный полк. В соответствии с директивами, поступившими в апреле и мае 1943 года, полк был переформирован в штурмовой авиационный полк (ШАП). Примерно тогда же он получил в своё распоряжение штурмовики Ил-2. Полк вошел в состав 316-й штурмовой авиационной дивизии, базировавшейся в ныне упразднённой Читинской области. Дивизия, в составе которой был полк, была переброшена в Монголию для участия в Манчжурской операции. Во время операции полк поддерживал действия сухопутных войск Забайкальского фронта против японцев, продвинулся к Ванемяо в августе. После капитуляции Японии воинская часть вернулась на аэродром Домна, Читинская область[1].

В 1946 и 1947 годах полк был перевооружен, получил модернизированные штурмовики Ил-10, пилоты летали на них до 1956 года. В 1946 году передислоцирован на аэродром Безречная-2, а в 1948 году на аэродром Степь. В июле 1947 передан в состав 253-й штурмовой авиационной дивизии. В 1950 году полк направлен в Китай для обучения пилотов ВВС КНР, базировался тогда в Сюйчжоу. После возвращения воинская часть стала базироваться на аэродроме в селе Шонгуй. В июне 1956 года полк получил наименование 849-й истребительный авиационный полк ПВО, был передислоцирован в Ленинск-Кузнецкий, получил в распоряжение МиГ-15бис и МиГ-17. С 1958 года полк начал эксплуатировать МиГ-19, дислоцировался в Толмачево[1].

В 1960 году вошёл в состав 14-й отдельной армии ПВО. В начале 1960 года две эскадрильи полка летали на Су-9, в то время как 3-я эскадрилья продолжала эксплуатировать МиГ-17ПФ до середины 1974 года. Базирование военных самолетов на гражданском аэродроме Толмачево было прекращено по требованию министра гражданской авиации, и полк передислоцирован на аэродром Купино в 1962 году. Взлетно-посадочную полосу последнего пришлось удлинить, в 1977 и 1978 годах была проведена капитальная реконструкция. Полк продолжал летать на Су-9 до перевооружения на МиГ-23МЛ в августе и сентябре 1980 года. 849-й ИАП заступил на боевое дежурство с новыми истребителями 1 октября. Позже он получил самолёты МиГ-23МЛД[1].

После распада Советского Союза 849-й ИАП вошел в состав Войск ПВО России. Был расформирован в середине 1998 года из-за сильного сокращения численности военнослужащих[1].

В 2019 году в честь полка в Купино установили памятник — истребитель-перехватчик Су-9[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ленский А.Г., Цыбин М.М. Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Ч.2. — СПб.: Info Ol. — С. 57—58.
  2. Новый парк с памятным самолетом и световым фонтаном благоустроен в Купино в рамках нацпроекта. Правительство Новосибирской области.