40-й авиационный полк разведчиков Главного Командования Красной Армии
- Не следует путать с 40-м бомбардировочным авиационным полком ВВС Черноморского флота
| ||
---|---|---|
Вооружённые силы | ВС СССР | |
Вид вооружённых сил | ВВС | |
Род войск (сил) |
бомбардировочная авиация разведывательная авиация |
|
Формирование | ? | |
Расформирование (преобразование) | 8 февраля 1943 года | |
Районы боевых действий | ||
1941: Прибалтика, Новгородская область 1942-1943: Весь театр боевых действий на советско-германском фронте |
||
Преемственность | ||
Предшественник | 40-й бомбардировочный авиационный полк | |
Преемник | 48-й гвардейский авиационный полк дальних разведчиков Главного Командования Красной Армии |
40-й авиационный полк разведчиков Главного Командования Красной Армии (он же 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, 40-й ближнебомбардировочный авиационный полк) — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 14 июля 1941 и с 16 сентября 1941 по 8 февраля 1943 года.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродроме в Виндаве, имея в наличии 54 СБ, входил в состав 6-й смешанной авиадивизии, войну встретил как 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.
22 июня 1941 года около 10 часов совершил первый боевой вылет (исключая вылет самолёта-разведчика около 4 утра в район Кёнигсберга), совершив налёт на Кёнигсберг, Таураге и Мемель. По советским данным налёт закончился успешно, бомбы были сброшены точно на объекты, полк потерь не имел. Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объектам в тылу противника. Немецкие источники, не опровергая отсутствия сбитых бомбардировщиков, указывают на отсутствие каких-либо значимых результатов бомбардировки. Кроме того под Таураге на тот момент велись бои и относить населённый пункт к тыловому объекту представляется некорректным.
В середине июля 1941 года полк отбыл на переформирование.
В августе-сентябре 1941 года полк был вооружён самолётами Пе-2 и Пе-3, а также выделил из своего состава 40-й «А» скоростной бомбардировочный авиационный полк, быстро переименованный в 511-й ближнебомбардировчный авиационный полк. Вновь полк приступил к боевым действиям 16 сентября 1941 года. Был включён в состав 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия и предназначался для сопровождения и прикрытия дальних бомбрадировщиков ТБ-7 и Ер-2, однако в этом качестве, в связи с переходом дальней авиации на ночные вылеты, не участвовал.
В период с 22 по 24 сентября 1941 года полк нанёс ряд массированных ударов по железнодорожному узлу Старая Русса и вывел его из строя на неделю. 27 и 28 сентября 1941 года полк вылетала на бомбардировку станции Рославль и приостановил движение эшелонов на два — три дня.
В октябре 1941 года беспрестанно бомбит переправы через Угру, силами полка разрушен мост через реку, а также сильно повреждён мост через Волгу в районе Калинина. Всего в период битвы за Москву полк выполнил 365 самолёто-вылетов и сбросил 218 тонн бомб.
В начале декабря 1941 года полк непродолжительное время находился в составе 6-го авиакорпуса ПВО, и 15 декабря 1941 года полк был преобразован в разведывательный, став таким образом одним из трёх дальних разведывательных полков Ставки Верховного Главнокомандования. За декабрь 1941 года полк, в связи с плохой погодой выполнил всего 39 самолёто-вылетов, при этом задания были выполнены лишь в восьми из них.
По состоянию на 1 января 1942 года в полку насчитывалось 4 Пе-2 и 8 Пе-3, полк базировался на аэродроме Монино.
Полк действовал на всём протяжении советско-германского фронта, так, самолёты полка вели разведку крупнейших немецких аэродромов Сеща, Алсуфьево, Брянск, Орёл, отслеживали перемещения войск в глубине оккупированной территории. По состоянию на 1 мая 1942 года полк располагал 5 Пе-3 и 5 Пе-2, а затем в полку появились 4 бомбардировщика В-25С «Митчелл». Так на июль 1942 года полк основными силами производил разведку в районе справа Чипляево, Рославль, Могилёв; слева — Орёл, Севск, Конотоп; до рубежа Могилёв, Гомель, Конотоп. Одной эскадрильей полк вёл разведку в интересах Юго-Западного фронта в секторе справа — Белгород, Сумы, Конотоп; слева — Славянск, Запорожье; до рубежа Конотоп, Кременчуг, Днепропетровск.
В июле-августе 1942 года полк несёт большие потери: 7 самолётов и 3 экипажа по различным причинам (не вернулись с задания, уничтожены на земле, аварии, один сбит своим же истребителем).
В период подготовки Сталинградской наступательной операции, полк участвовал в фотографировании оборонительных позиций войск противника, в результате чего была разработана единая фотокарта всего района для высшего военного руководства.
На 20 декабря 1942 года полк располагал 10 Пе-2, 10 Пе-3, 3 В-25С «Митчелл».
По состоянию на 1 января 1943 года полк располагал 11 самолётами Пе-3, что составляло 38 % от всего боевого состава; кроме того полк был вооружён самолётами А-20В «Бостон». Впоследствии в полку постепенно стала увеличиваться доля самолётов А-20В «Бостон», а численность Пе-3 уменьшаться.
8 февраля 1943 года преобразован в 48-й гвардейский авиационный полк дальних разведчиков Главного Командования Красной Армии.
Подчинение
Командиры
Информация о командирах этого воинского формирования с большой степенью вероятности является неполной. |
- майор Могилевский Иван Евсеевич, 08.39 — 01.07.1941[1]
- капитан Лавренцов Илларион Фёдорович, 01.07.1941 — 01.12.1941[2][3]
- подполковник Садов Павел Макарович, 01.12.1941 — 01.02.1944[4]
Отличившиеся воины полка
Награда | Ф. И. О. | Должность | Звание | Дата награждения | Данные о вылетах | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Рогов, Алексей Григорьевич | командир эскадрильи | капитан | 22.10.1941 | - | 08.10.1941 совершил огненный таран, в нём погиб | |
Сапожников, Михаил Александрович | гвардии младший лейтенант | 04.02.1944 |
Память
- Монумент на левом берегу Угры у моста на Варшавском шоссе у Юхнова, посвящённый в том числе и воинам полка, а в частности подвигу экипажа Рогова.
-
Памятник десантникам И. Г. Старчака (в центре), лётчику А. Г. Рогову (слева) и водителям Великой Отечественной войны (справа).
-
Памятный знак на месте гибели лётчика А. Г. Рогова. Сооружён в 1976 году коллективом Тульского электромеханического техникума им. А. Г. Рогова.
-
Мост через реку Угру (ныне трасса А-130), который 8 октября 1941 года бомбил 40-й бомбардировочный авиационный полк.
Примечания
- ↑ 40-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Владимир Савончик) / Проза.ру . proza.ru. Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
- ↑ 48-й ограп- Главная . bvvaul-barnaul.narod.ru. Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
- ↑ Газета Сталинский сокол -- 1941, 12 октября . stsokol.ru. Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 11 сентября 2019 года.
- ↑ 40 бап/40 апдр ГК КА/48 гапдр ГК КА/48 горап . allaces.ru. Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
Ссылки
- Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
- Справочник
- Фотографии самолётов 40 БАП / ОДРАП
- Советская разведывательная авиация в начальный период войны (недоступная ссылка)
- Могилевский Иван Евсеевич :: Память народа
- Лавренцов Илларион Федорович :: Память народа
- Садов Павел Макарович :: Память народа
- 40 авиационный полк разведчиков
- Воинские формирования по алфавиту
- Руниверсалис:Статьи с неполной информацией о воинских формированиях
- Бомбардировочные авиационные полки СССР во время Великой Отечественной войны
- Пикирующие и скоростные бомбардировочные авиационные полки СССР во время Великой Отечественной войны
- Разведывательные авиационные полки СССР во время Великой Отечественной войны
- Разведывательные и корректировочные части ВВС СССР во время Великой Отечественной войны
- Участники Прибалтийской оборонительной операции
- Воинские части и формирования, расформированные в 1943 году