9-й скоростной бомбардировочный авиационный полк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
9-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Род войск (сил) бомбардировочная авиация
Формирование 5 мая 1938 г.
Расформирование (преобразование) август 1941 г.
Районы боевых действий
1941 Прибалтика
Боевые операции

Советско-финляндская война (1939—1940)
Великая Отечественная война:

Преемственность
Преемник 9-й «А» ближнебомбардировочный авиационный полк
9-й авиационный полк «лидеров»

9-й скоростно́й бомбардиро́вочный авиацио́нный полк — воинское подразделение Вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

История наименований полка

  • 9-й бомбардировочный авиационный полк[1];
  • 9-й скоростной бомбардировочный авиационный полк[1];
  • 9-й ближнебомбардировочный авиационный полк[1];
  • 9-й авиационный полк «лидеров»[2].

История и боевой путь полка

Самолет СБ пришел на смену ТБ-3 в 1939 году.

Полк сформирован к осени 1938 года на аэродроме Пушкино Ленинградской области (Ленинградский военный округ) Приказом НКО № 00212 от 5 мая 1938 года как 9-й бомбардировочный авиационный полк. С 15 мая на аэродром Едрово перебазирован полк и перелетевшая из-под Ленинграда 24-я эскадрилья на ТБ-3. Всего полк сформирован в 5-ти эскадрильном составе за счёт 22-й и 24-й тяжёлых бомбардировочных эскадрилий 3-й авиадесантной бригады имени С. М. Кирова в составе четырёх эскадрилий ТБ-3 и эскадрильи И-15 бис. Весной 1939 года полк начал вооружаться новыми самолётами СБ. Переучивание полка происходило на своем аэродроме, а 2-я, 3-я и 5-я эскадрильи — на аэродроме Сольцы[1].

К началу Советско-финляндской войны к боевым действиям была подготовлена только одна 3-я эскадрилья полка (командир аэ — капитан Уласевич), которая и приняла в ней участие на самолётах СБ, имея при этом в своем составе 4 самолёта ТБ-3. Эскадрилья перебазировалась на аэродром города Ухта и поступила в распоряжение ВВС 9-й армии[1].

За отличное выполнение заданий командования в борьбе с белофиннами 7 человек награждены орденом Красного Знамени, 4 — орденом Красной Звезды, 4 — медалями. Эскадрилья понесла первые боевые потери[1].

В составе действующей армии полк находился с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года[3].

5 марта 1940 года эскадрилья вернулась в состав полка. Полк к середине апреля полностью переучился на самолёт СБ. На воздушном параде в Ленинграде 1 мая полк выполнил пролёт 45-ю экипажами СБ, за что получил благодарность командования округом. В июне 1940 года полк был рассредоточен по аэродромам Желудок, Скидель, Рига и Паневежис. Полк входил в состав 7-й смешанной авиационной дивизии Прибалтийского военного округа. 23 августа 1940 года полк перебазировался на аэродром Паестис (Паневежис). Полк начал переучивание на новый самолёт Пе-2, теоретическое переучивания полк закончил в июне 1941 года[1].

К началу войны 22 июня 1941 года полк дислоцировался в Паневежисе, имея в составе 54 СБ, в том числе 3 неисправных. 22 июня полк окончил ночные полеты в 3 часа. В 4 часа 25 минут полк поднят по тревоге. В 4 часа 30 минут 13 экипажей фашистских He-111 начали штурмовать аэродром, один самолёт был сбит. В 4 часа 50 минут 25 экипажей полка вылетели на бомбардировку объектов и аэродрома в Тильзите. Потери составили 3 экипажа. Затем полк бомбил колонны противника на шоссе ТаурагеШяуляй, наносил удары по скоплению вражеских войск в лесных массивах и по военным объектам Тильзита. 23 июня полк перебазировался на аэродром в Двинск. 25 июня полк сдает оставшиеся самолёты командиру сводной группы и убывает по приказу командования в Калинин, затем в Энгельс для получения самолётов Пе-2[1].

К 1 сентября 1941 года полк, используя два самолёта УПе-2 подготовил 56 экипажей. 9 сентября на основе распоряжения начальника 1 Отдела ГУ ВВС КА из 5-ти эскадрилий полка формируется два ближнебомбардировочных полка на Пе-2: 9-й ббап и 723-й ббап. 9-й ббап был вызван в Москву, где на Центральном аэродроме имени Фрунзе получил 20 самолётов Пе-3. С 10 сентября полк выполняет задания командования ВВС КА по барражированию железнодорожного участка Москва — Загорск и города Загорска. С 10 сентября 1941 года по 25 января 1942 года полк выполнил 124 вылета, с 18 октября полк полк выполнял задачи по сопровождению самолётов особого назначения. Помимо сопровождения самолётов с высшим командованием полк выполнял задачи по лидированию истребительных и штурмовых полков на различные фронты. С 27 января по 30 октября 1942 года сопровождено на фронт 155 штурмовых и истребительных полков[1].

Выполняя боевые задачи полк базировался на аэродромах Щелково, Тушино, Киржач и Монино[1].

В составе действующей армии полк находился с 22 июня 1941 года по 13 июля 1941 года[2].

В августе 1941 года из состава полка был выделен полк, получивший наименование 9-й «А» ближнебомбардировочный авиационный полк (впоследствии 723-й ббап, 723-й шап). Сам же полк перешёл на новый штат (20 самолётов и экипажей) принял на вооружение Пе-2, а в конце сентября 1941 года, получил Пе-3, к этому моменту, очевидно, был переформирован в 9-й авиационный полк «лидеров». По некоторым сведениям, название 9-й ближнебомбардировочный авиационный полк сохранилось и после переформирования.

О дальнейшем боевом пути полка см. статью 9-й авиационный полк «лидеров»

Подчинение

Дата Фронт (округ) Армия Корпус Дивизия Примечания

[1].

05.05.1939 года Ленинградский военный округ ВВС округа - - -
01.06.1940 года Прибалтийский военный округ ВВС округа - 7-я смешанная авиационная дивизия -
22.06.1941 года Северо-Западный фронт - - 7-я смешанная авиационная дивизия -
25.06.1941 года Приволжский военный округ ВВС округа - - -
01.10.1941 года Московский военный округ ВВС округа - - -

Командиры

Воины полка

Награда Ф. И. О. Должность Звание Дата награждени Примечания
Белоусов, Владимир Игнатьевич командир эскадрильи капитан 21.03.1940 -

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 9 ббап. История и боевой путь 9 ббап. Память народа. ЦАМО РФ (31.10.1942 г.). Дата обращения: 27 октября 2020. Архивировано 31 октября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Коллектив авторов. Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.
  3. Коллектив авторов. Перечень № 8 Полевых управлений Фронтов и Армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-Гол в 1939 году, при освобождении Западной Белоруссии и Западной Украины в 1939 году и за время Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. / генерал-полковник Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Моква: Воениздат, 1956. — 331 с.

Литература

Ссылки