Монино (аэродром)
Монино | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: нет – ИКАО: нет | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | военный недействующий | ||||||
Страна | Россия | ||||||
Расположение |
Московская область Монино |
||||||
Дата открытия | 1930 г. | ||||||
Дата закрытия | 1956 г. | ||||||
Владелец | МО РФ | ||||||
Оператор | ВВС | ||||||
Высота НУМ | +143 м | ||||||
Часовой пояс | UTC+ 3 | ||||||
Карта | |||||||
Аэродром Монино |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
Монино — бывший военный аэродром в 2 км юго-западнее станции Монино Московской области. Один из старейших аэродромов СССР.
История
Довоенный период
Строительство аэродрома началось в 1928 году. Аэродром изначально предназначался для тяжёлой авиации с возможностью полётов ТБ-3. Строительством аэродрома руководил комбриг К. В. Маслов. Он же одновременно занимался и формированием первой тяжёлой бомбардировочной бригады. Первые самолёты ТБ-3 тяжёлой авиационной бригады сели на аэродром в 1932 году. В честь Маслова в Монино названа улица и установлен бюст.
В 40-е годы XX века в Монино была размещена Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.
В период войны
На аэродроме базировалась учебная дивизия академии со своими полками. Во время войны на аэродроме в соответствии с Приказом НКО СССР № 00115 от 3 декабря 1941 года формировалась 3-я авиационная дивизия дальнего действия в составе:
- Управления дивизии;
- 746-го авиационного полка дальнего действия в составе 10 кораблей ТБ-7;
- 747-го авиационного полка дальнего действия составе 10 кораблей ЕР-2;
- 748-го авиационного полка дальнего действия составе 20 кораблей ДБ-3Ф;
- 433-го резервного авиационного полка ТБ-7[1].
За успешные боевые действия 3-я авиационная дивизия дальнего действия 26 марта 1943 года переименована в 1-ю гвардейскую авиационную дивизию дальнего действия[2]. Более 20 воинов дивизии стали Героями Советского Союза.
С 8 октября 1941 года на аэродроме базировался 28-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах МиГ-3, входивший в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, прикрывающего Москву от воздушного нападения противника. В 1942 году полк переучился на новые самолёты Р-39 «Аэрокобра». В мае 1945 года полк перебазировался на аэродром Внуково[3][4].
С октября 1941 года на аэродроме базируется 9-й бомбардировочный авиационный полк на самолетах Пе-3, выполнявший задачи прикрытия правительственных трасс и сопровождения правительственных самолетов[5].
23 декабря 1941 года из Уральского военного округа на аэродром перебазировался 294-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах «Харрикейн», который вошел в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО. 2 января 1942 года полк переименован в 488-й истребительный авиационный полк ПВО. Весной 1943 года полк начал перевооружаться на американские истребители Curtiss P-40 («Киттихаук»). Во второй половине 1944 года полк начал получать и осваивать английские истребители «Спитфайр»-IX. 8 июня 1946 года полк расформирован в составе 318-й истребительной авиационной дивизии ПВО 19-й воздушной истребительной армии ПВО[6][7].
31 декабря 1941 года из 17-го запасного истребительного авиационного полка Уральского военного округа прибыл 429-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах «Харрикейн», который вошел в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО. С 13 января полк приступил к боевой работе. С 21 сентября 1942 года полк переформирован и получил самолёты Як-1 и Як-7. Базировался на аэродроме до 8 апреля 1945 года, после чего был отправлен на Дальний Восток в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО для войны с Японией[8].
5 января 1942 года из 17-го запасного истребительного авиационного полка Уральского военного округа прибыл 67-й истребительный авиационный полк на самолётах «Харрикейн», который вошел в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО. С 3 февраля 1942 года полк приступил к боевой работе. Осенью 1944 года полк начал получать и осваивать английские истребители «Спитфайр»-IX. В июне 1946 года полк расформирован в составе 319-й истребительной авиационной дивизии ПВО 19-й воздушной истребительной армии ПВО[9].
С 5 января 1942 года на аэродроме базируется 488-й истребительный авиационный полк ПВО на самолетах Hawker Hurricane из состава 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Московской зоны ПВО, с июня 1943 года на Curtiss P-40 с задачей прикрывать Москву и военно-промышленные объекты в границах района ответственности Переславль-Залесский — Кимры — Дмитров — Химки — Кунцево — Монино — Воскресенск — Луховицы — Спас-Клепики — Юрьев-Польский[10].
В период войны на территории Монино базировался авиационный завод № 81, специализировавшийся на ремонте и переделке иностранных самолётов[11].
Послевоенный период
Для прохождения лётной практики со слушателями 9 апреля 1943 года при академии создали учебный полк. Учебный авиационный полк 8 октября 1946 года преобразовали в смешанную авиационную дивизию, в которую входили истребительный, бомбардировочный, штурмовой авиационные полки и отдельная транспортная эскадрилья. Ввиду отсутствия дальнейших перспектив развития аэродрома (новые типы самолётов не могли использовать короткую ВПП) обучение слушателей на аэродроме было прекращено 4 апреля 1956 года, аэродром закрыли для эксплуатации, а авиационную дивизию расформировали. С помощью первого заместителя главнокомандующего ВВС маршала авиации С. И. Руденко начальником Военно-воздушной академии маршалом авиации С. А. Красовским часть территории аэродрома передана под организацию Музея, который известен сегодня как Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Музей был открыт 23 февраля 1960 года. В нём имелось 586 единиц хранения, из них 14 самолётов.
Как учебная военно-воздушная база академии аэродром просуществовал до 2000-х годов.
Все летающие экспонаты Центрального музея Военно-воздушных сил РФ производили посадку на аэродроме, далее буксировались в расположение музея. Сам музей непосредственно граничит с аэродромом. Музейный Ту-144 приземлился на аэродром Монино 29 февраля 1980 года, и с тех пор доступен для осмотра экскурсантами.
В 2004 году в День Военно-воздушных сил на аэродроме проходило авиационное представление «Летающие легенды». Впервые за всю постсоветскую историю в российском небе над аэродромом Монино появились летающие легенды — самолёты времён Великой Отечественной войны. Американские — бомбардировщик B-25 «Митчелл», палубный истребитель «Троян» Т-28, истребитель «Харвард Супер Сикс», немецкий бомбардировщик «Юнкерс-87», российские — истребитель Як-11 и знаменитый ночной бомбардировщик, он же «кукурузник», он же «небесный тихоход» — По-2, а также другие типы фронтовых самолётов[12].
См. также
В искусстве
- На аэродроме в 1967 году режиссёром Наумом Бирманом по сценарию Владимира Кунина был снят художественный полнометражный чёрно-белый фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Примечания
- ↑ Заместитель народного комиссара обороны Союза ССР генерал-полковник авиации - Жигарев. Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 00115 . Сайт Soldat.ru (3 декабря 1941 г.). Дата обращения: 2 января 2017.
- ↑ Народный Комиссар обороны. Приказ № 138 от 26.03.1943 г. = Приказы Народного комиссара обороны СССР 1943-1945 гг. // Коллектив авторов Сборник документов «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» / В.А. Золотарев. — Москва: Терра, 1997. — Т. 13 (2-3). — С. 415.
- ↑ М. Хольм. 28-й истребительный авиационный полк ПВО (неопр.) (17 января 2019). Дата обращения: 17 января 2019. Архивировано 17 января 2019 года.
- ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 335. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑ 9 ббап. История и боевой путь 9 ббап . Память народа. ЦАМО РФ (31.10.1942 г.). Дата обращения: 27 октября 2020.
- ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 612. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑ М. Хольм. 488-й истребительный авиационный полк ПВО (неопр.). Люфтваффе. М. Хольм (20 января 2019). Дата обращения: 20 января 2019.
- ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 584. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 373. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑ МО РФ. Журнал боевых действий 320 иад. Период с 10.08.1944 по 09.05.1945 г. . ЦАМО РФ. Дата обращения: 9 мая 1945.
- ↑ Н. Медведь, В. Марковский. Ночные «ерши». (Радиолокационные истребители ВВС Красной Армии) : [] // Авиация и Время : Журнал. — 1995. — № 10 (февраль). — С. 14.
- ↑ Владимир МУХИН. «Летающие легенды» приземлились под Москвой . Газета "Монинский вестник". Портал жителей Монино (13 Август 2004). Дата обращения: 2 января 2017. Архивировано 2 января 2017 года.
Литература
- Коллектив авторов. История командного факультета Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина / В.Е. Зенков. — Москва: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2007 год. — С. 251. — 368 с. — ISBN 5-902908-02-7.
Ссылки
- История музея Монино . Центральный музей Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. Дата обращения: 29 октября 2015.
- Аэродром в Монино станет Центром военной авиации России, Отдел новостей ИА «Клерк. Ру». (28.07.05). Дата обращения 20 февраля 2012.
- На авиамузей в Монино наплевали с большой высоты, «Коммерсантъ» №37 (37) (20.09.1993). Дата обращения 20 февраля 2012.