152-мм корабельная пушка Б-38

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
152-мм корабельная пушка (Б-38)
Установки МК-5бис с орудиями Б-38 на крейсере «Михаил Кутузов»Установки МК-5бис с орудиями Б-38 на крейсере «Михаил Кутузов»
История производства
Страна производства Флаг СССР СССР
Изготовлено, ед. 334
История службы
Состояло на вооружении  СССР
Характеристики орудия
Марка орудия Б-38
Калибр, мм 152,4
Длина ствола, мм/калибров 8935/ 58,6
Длина канала ствола, мм 8690/57
Объём каморы, дм³ 32,8
Тип затвора поршневой
Масса ствола с затвором, кг 11999
Масса снаряда, кг 48,5 — 55
Начальная скорость снаряда,
м/с
800 — 950
Принцип заряжания картузный
Скорострельность,
выстрелов в минуту
6,5 — 7,5
Характеристики артустановки
Марка артустановки МК-5
МК-5бис
Общая масса АУ, кг 242 821 — 253 400
Масса вращающейся части, т 216 000 - 223 300
Радиус обметания по стволам, мм 8750
Расстояние между осями орудий, мм 1450
Угол подъёма ствола, ° -5°/+45
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с 13°
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с
Максимальная дальность стрельбы, м 30 215
Бронирование 40 — 175
Расчёт установки, чел. 57 — 63
Боекомплект на ствол 176 — 186[1]

Б-38 — советское 152,4-мм корабельное орудие, принятое на вооружение ВМФ СССР в 1940 году[2]. Ограниченно использовалось в ходе Великой Отечественной войны в железнодорожных установках на станках от 203,2-мм пушек Канэ[3]. В послевоенный период этими орудиями были вооружены лёгкие крейсера типов 68-К в трёхорудийных установках МК-5 и 68-бис в трёхорудийных установках МК-5бис[4]. Также планировались к установке на линейных кораблях проекта 23 и тяжёлых крейсерах проекта 69 в двухорудийных установках МК-4[5].

Оценка проекта

Лёгкий крейсер «Свердлов» проекта 68-бис.

По стандартам 1940 года Б-38 было отличным орудием. Оно обладало достаточной скорострельностью, живучестью, тяжёлым снарядом и имело превосходные для своего калибра баллистические характеристики. Однако по меркам 1950-х годов, когда стали вступать в строй крейсера проектов 68К и 68-бис, вооружённые этой артсистемой, её уже сложно было назвать современной. Основным недостатком орудия стала низкая скорострельность, вызванная применением картузного заряжания. В ряде западных флотов к тому времени появились крейсера с гораздо более скорострельными пушками. Американские лёгкие крейсера типа «Вустер» несли 152-мм автоматические пушки Mark 16, дававшие по 12 выстрелов в минуту на ствол. Британские крейсера типа «Тайгер» оснащались 152-мм орудиями Mark V со скорострельностью до 20 выстрелов в минуту. Шведские крейсера типа «Тре Крунур» и голландские «Де Зевен Провинсен» имели в качестве главного калибра 152-мм орудия шведского концерна «Бофорс», чья скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту[6][7]. При этом, все новые западные артсистемы обладали значительным углом возвышения и могли вести зенитный огонь. Зато Б-38 превосходило свои западные аналоги по дальности стрельбы, а система управления огнём позволяла реализовать это превосходство.

Тем не менее, орудие Б-38 обладало и определёнными достоинствами. Картузное заряжание позволяло, при необходимости, стрелять неполными зарядами, снижая износ ствола, а значительная дальнобойность была существенна при обстреле берега. Именно для огневой поддержки десантов, прежде всего, командование ВМФ СССР сохраняло в строю крейсера проекта 68-бис. Кроме того, мощная артиллерия крейсеров могла быть использована и для нейтрализации американских авианосцев и в период обострения международной напряжённости крейсера проекта 68-бис нередко сопровождали авианосные соединения вероятного противника, держа его корабли в зоне эффективного обстрела. Таким образом, само наличие мощных и надёжных орудий Б-38 позволило продлить карьеру уже устаревших крейсеров.

Железнодорожные установки

В 1941 г. на железнодорожные 4-осные платформы устанавливались имеющиеся на складах морские 152-мм пушки «Канэ» и корабельные орудия «Б-38». Главная балка и броневое прикрытие транспортера ТМ-1-152 во многом повторяли ТМ-1-180. Погреба в виде металлических ящиков располагались на главной балке, поэтому боеприпасы подавались вручную. Орудия устанавливались на станках от 203-мм/45 пушек Канэ. Щитовое прикрытие представляло собой башню «МУ-2» (толщина лобовой брони — 50 мм, крыши и боковой брони — 25 мм). Транспортеры имели четыре опорные «ноги», шарнирно скреплённые с платформой. Всего было построено 4 установки. Установки, выпущенные в 1941 г. обозначались как «ТМ-1-152», а в 1943 г. — «Б-64». ТТХ установки: калибр — 152,4 мм; масса установки — 16.6 т длина ствола — 8,7 — 8,9 м, масса ствола с затвором — 12 т; масса снаряда — 48,5-55 кг; масса заряда — 24 кг; начальная скорость — 950 м/с; скорострельность — 6 — 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы — 28 — 30 км, расчёт башни — 10 человек.

Примечания

  1. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Минск: Харвест, 2000. — С. 960—963. — ISBN 985-433-703-0.
  2. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 959.
  3. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 960.
  4. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 962.
  5. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 961.
  6. Folke Wedin (1983). Amiralitetskollegiets historia Band V 1920—1968. Arlöv: Berlings. ISBN 91-38-07656-X
  7. Netherlands 15 cm/53 (5.9"). NavWeaps. Дата обращения: 28 июня 2019. Архивировано 28 июня 2019 года.

Литература

  • Заблоцкий В. П. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008. — ISBN 978-5-699-26175-8.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Минск: Харвест, 2000. — ISBN 985-433-703-0.
  • Л. И. Амирханов. Морские пушки на железной дороге. — Иванов и Лещинский, 1994. — 64 с. — ISBN 5-86467-013-8.

Ссылки