152-мм железнодорожная установка Б-64

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
152-мм железнодорожная установка Б-64 (ТМ-1-152)
История производства
Разработано НИМАП
Страна производства  СССР
Годы производства 1941
Производитель завод Большевик
История службы
Войны и конфликты Великая Отечественная война
Характеристики орудия
Калибр, мм 152,4
Длина ствола, мм/калибров 57 калибров
Масса снаряда, кг 48,5
Начальная скорость снаряда,
м/с
950
Принцип заряжания картузное заряжание, ручная перезарядка[1]
Скорострельность,
выстрелов в минуту
5—6
Характеристики артустановки
Угол подъёма ствола, ° 35°[1]
Угол поворота, ° 360°
Максимальная дальность стрельбы, м 27,9
Расчёт установки, чел. 14

152-мм железнодорожная установка Б-64, иногда также ТМ-1-152[2] — советское железнодорожное артиллерийское орудие времён Великой Отечественной войны, предназначенное для береговой обороны.

Краткая информация

Конструктивно артиллерийская установка Б-64 представляла из себя морское 152-мм орудие Б-38 в башне, установленной на четырёхосную железнодорожную платформу[3].

Появление артиллерийской установки Б-64 было связано с требованием в сентябре 1941 года адаптировать уже имеющиеся 152-мм морские пушки Б-38 к размещению на тяжёлых 60-тонных железнодорожных платформах с основанием под башню МУ-2. Этот приказ был спешно выполнен на ленинградском заводе «Большевик» осенью 1941 года, где было построено четыре таких артсистемы. Их передали в распоряжение 1121-й и 1122-й батарей 407-го железнодорожного артиллерийского дивизиона. Перед отправкой в войска все орудия были окрашены в традиционный для Красной Армии зелёный камуфляж оттенка 4БО[2].

По информации из российских источников железнодорожные артиллерийские установки Б-64 производились с 1941 года, а все выпущенные системы направлялись в войсковые формирования Ленинградского фронта[3]. С июня 1941 года железнодорожные установки Б-64 применялись в Ирбенском секторе береговой обороны Рижского залива. В частности, шесть артсистем Б-64 вошли в состав двух батарей 10-го дивизиона береговой артиллерии[3].

В 1942 году все орудия Б-64 были объединены в составе 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бунеев, Васильев, 1995, Береговая артиллерия, с. 55.
  2. 2,0 2,1 Zaloga, 2016, TM-1-152 (B-64), 407th Railway Artillery Battalion, 101st Naval Railway Artillery Brigade, Leningrad Front, 1942, p. 32.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Иванов, 2003, 152-мм железнодорожная установка Б-64, с. 57.

Источники

  • Иванов, А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. : «Нева», 2003.
  • Морская артиллерия отечественного Военно-Морского флота : Справочник / И. И. Бунеев, Е. М. Васильев. — СПб. : «Лель», 1995. — 104 с. — УДК 623.41+623.416+623.94(091):(091)(G). — ISBN 5-86761-003-Х.
  • Zaloga, Steven J. Railway Guns of World War II : [англ.]. — Osprey Publishing, 2016. — ISBN 978 1 4728 1069 4.

Ссылки