152-мм железнодорожная установка Б-64
152-мм железнодорожная установка Б-64 (ТМ-1-152) | |
---|---|
История производства | |
Разработано | НИМАП |
Страна производства | СССР |
Годы производства | 1941 |
Производитель | завод Большевик |
История службы | |
Войны и конфликты | Великая Отечественная война |
Характеристики орудия | |
Калибр, мм | 152,4 |
Длина ствола, мм/калибров | 57 калибров |
Масса снаряда, кг | 48,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
950 |
Принцип заряжания | картузное заряжание, ручная перезарядка[1] |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
5—6 |
Характеристики артустановки | |
Угол подъёма ствола, ° | 35°[1] |
Угол поворота, ° | 360° |
Максимальная дальность стрельбы, м | 27,9 |
Расчёт установки, чел. | 14 |
152-мм железнодорожная установка Б-64, иногда также ТМ-1-152[2] — советское железнодорожное артиллерийское орудие времён Великой Отечественной войны, предназначенное для береговой обороны.
Краткая информация
Конструктивно артиллерийская установка Б-64 представляла из себя морское 152-мм орудие Б-38 в башне, установленной на четырёхосную железнодорожную платформу[3].
Появление артиллерийской установки Б-64 было связано с требованием в сентябре 1941 года адаптировать уже имеющиеся 152-мм морские пушки Б-38 к размещению на тяжёлых 60-тонных железнодорожных платформах с основанием под башню МУ-2. Этот приказ был спешно выполнен на ленинградском заводе «Большевик» осенью 1941 года, где было построено четыре таких артсистемы. Их передали в распоряжение 1121-й и 1122-й батарей 407-го железнодорожного артиллерийского дивизиона. Перед отправкой в войска все орудия были окрашены в традиционный для Красной Армии зелёный камуфляж оттенка 4БО[2].
По информации из российских источников железнодорожные артиллерийские установки Б-64 производились с 1941 года, а все выпущенные системы направлялись в войсковые формирования Ленинградского фронта[3]. С июня 1941 года железнодорожные установки Б-64 применялись в Ирбенском секторе береговой обороны Рижского залива. В частности, шесть артсистем Б-64 вошли в состав двух батарей 10-го дивизиона береговой артиллерии[3].
В 1942 году все орудия Б-64 были объединены в составе 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Бунеев, Васильев, 1995, Береговая артиллерия, с. 55.
- ↑ 2,0 2,1 Zaloga, 2016, TM-1-152 (B-64), 407th Railway Artillery Battalion, 101st Naval Railway Artillery Brigade, Leningrad Front, 1942, p. 32.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Иванов, 2003, 152-мм железнодорожная установка Б-64, с. 57.
Источники
- Иванов, А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. : «Нева», 2003.
- Морская артиллерия отечественного Военно-Морского флота : Справочник / И. И. Бунеев, Е. М. Васильев. — СПб. : «Лель», 1995. — 104 с. — УДК 623.41+623.416+623.94(091):(091)(G). — ISBN 5-86761-003-Х.
- Zaloga, Steven J. Railway Guns of World War II : [англ.]. — Osprey Publishing, 2016. — ISBN 978 1 4728 1069 4.
Ссылки
- Железнодорожные орудия СССР . Всё о Второй мировой. Дата обращения: 25 февраля 2024.
- Железнодорожная 152/57-мм установка ТМ-1-152 (ЮБ-63, Б-64), МУ-2 (1941г.) . Оружие СССР и России. Дата обращения: 25 февраля 2024.