105-я авиационная бригада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
105-я авиационная бригада
серб. 105. ваздухопловна бригада
Опознавательне знаки ВВС РСК
Годы существования 11 апреля 1993 — август 1995
Страна  Республика Сербская Краина
Подчинение Главный штаб Вооружённых сил Республики Сербская Краина
Входит в Вооружённые силы Республики Сербская Краина
Тип авиация
Дислокация Удбина
Снаряжение снаряжение и вооружение ЮНА
Войны Война в Хорватии
Война в Боснии и Герцеговине
Участие в
Командиры
Известные командиры подполковник Ратко Допуджа

105-я авиационная бригада (серб. 105. ваздухопловна бригада) — авиационное соединение армии Республики Сербская Краина, подчинявшееся напрямую Главному штабу ВС РСК. Официально бригада была сформирована 11 апреля 1993 года, взяв номер распущенного 105-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Югославии, базировавшегося в аэропорту Удбина. Принимала участие в боях в Хорватии и в Боснии и Герцеговине. Была распущена в августе 1995 года после операции «Буря» и перехода основной части Сербской Краины под контроль Хорватии.

История

56-я эскадрилья МВД РСК

В начале войны в Хорватии на аэродромах Земуник и Удбина, бывших в составе Сербской Краины (РСК), базировались подразделения Югославской народной армии (ЮНА). После подписания Сараевского перемирия и вывода сил ЮНА из Краины весной 1992 года контроль над аэродромами был передан формированиям краинских сербов. Им же были оставлены несколько самолётов и вертолётов. Так как Территориальная оборона (ТО) РСК подлежала демобилизации, вертолёты были переданы Милиции Краины. В её составе 5 апреля 1992 года была сформирована 56-я вертолётная эскадрилья[1].

С 12 июня 1992 года 56-я эскадрилья МВД РСК участвовала в операции «Коридор-92», где в наступлении кроме Войска Республики Сербской были задействованы и силы Милиции Краины. В этот период в состав эскадрильи входило пять вертолётов «Газела» и два Ми-8. Командиром был Дарко Секулич, а его заместителем — Любомир Проданович. В этих боях местом дислокации краинской эскадрильи был стадион в Прняворе. Во время операции вертолёты доставляли грузы, эвакуировали раненых и т. д. После завершения первого этапа операции часть сил Милиции Краины вернулась в РСК, однако 56-я эскадрилья осталась на фронте. Несколько вертолётов вернулись в Краину 1 августа, а оставшиеся по просьбе генерала Момира Талича использовались в боях до конца 1992 года. 17 ноября 1992 года командир эскадрильи Дарко Секулич погиб во время падения вертолёта[2].

27 ноября 1992 года руководство Сербской Краины издало приказ об организационных изменениях в армии. Были созданы Главный штаб и шесть корпусов, ответственных за определённые географические области, каждый со своим штабом. Подразделения ТО и бригады отдельных подразделений милиции были распущены, их личный состав пополнил новые корпуса[3]. В январе 1993 года хорватская армия предприняла наступление на населённые пункты в районе Масленицкого моста и плотину Перуча. В контратаках сербы задействовали вертолёты 56-й эскадрильи, оснащённые противотанковыми ракетами «Малютка». По сербским данным, ими было уничтожено шесть хорватских танков. Использование вертолётов командование оценило как успешное, и эскадрилья получила пополнение как личным составом, так и несколькими новыми вертолётами. 9 марта 1993 года один из вертолётов эскадрильи упал близ села Кашич, задев дерево во время полёта. Вертолёт был признан пригодным к восстановлению и был отправлен на ремонт в Союзную республику Югославию, на предприятие «Мома Станойлович» в Батайнице[4].

Создание и развитие 105-й бригады

Бои за Масленицкий мост, продолжавшиеся зимой—весной 1993 года, ускорили создание ВВС и ПВО в армии Сербской Краины. 11 апреля 1993 года, уже после окончания активной фазы боёв, на аэродроме Удбина была создана 105-я авиационная бригада. Номер был выбран по 105-му истребительно-бомбардировочному авиационному полку ВВС СФРЮ, который базировался на аэродроме Земуник близ Задара. В состав бригады вошли две эскадрильи, батальон тылового обеспечения, дивизион ПВО и другие подразделения. Командиром бригады был назначен подполковник Ратко Допуджа[5]. Часть вертолётов была передана из 56-й эскадрильи МВД, после чего та формально больше не имела отношения к вооружённым силам, оставшись в подчинении Министерства внутренних дел РСК[6].

На протяжении весны—осени 1993 года шло комплектование бригады личным составом и военной техникой. Первым боевым самолётом в её составе стал Г-2 «Галеб», ранее бывший экспонатом на аэродроме Земуник. Вскоре бригаде были переданы ещё несколько самолётов, в том числе Ј-21 «Ястреб», «Утва-66», самолёты сельскохозяйственного назначения и т. д. Краинское МВД передало в состав подразделения и несколько вертолётов «Газела». Командование бригады отмечало, что в процессе её формирования столкнулось с нехваткой материальных средств, горючего, униформ и т. д., однако моральное состояние личного состава было высоким, а сведения о появлении собственной авиации оказывали положительное воздействие как на военных, так и на гражданское население РСК[6].

Летом 1993 года Главный штаб армии РСК позволил ВВС боснийских сербов использовать аэродром Удбина[7], так как 9 октября 1992 года Совет безопасности ООН принял резолюцию № 781, запрещавшую полёты на Боснией и Герцеговиной. Таким образом Войско Республики Сербской обошло запрет и возобновило полёты боевой авиации, поскольку воздушное пространство Сербской Краины оставалось открытым. Помимо нескольких самолётов боснийские сербы перебросили в Краину также две батареи ЗРК «Куб»[8].

Впервые участие в боях бригада приняла во время хорватского наступления на села Медакского кармана (9—15 сентября 1993 года). Первые авиаудары по наступавшим подразделениям противника и его позициям были совершены 11 сентября. Целями самолётов и вертолётов 105-й бригады были бронетехника хорватской армии, транспортные колонны и укреплённые позиции в районе Медакского кармана и Госпича. По оценкам современных сербских историков, участие краинской авиации в боях стало неожиданностью для хорватского командования. Тем не менее, хорватская армия сумела сконцентрировать в зоне боёв значительные силы ПВО, серьёзно осложнившие сербским пилотам нанесение авиаударов. По итогам боёв сербская сторона заявила об уничтожении танка и ЗСУ вертолётами 105-й бригады[9].

Анализ боевых действий и применения авиации вынудил Главный штаб СВК принять ряд мер по усилению ВВС и ПВО. Из состава ВВС Союзной Республики Югославии было передано несколько снятых с вооружения самолётов J-21 «Ястреб». В октябре 1993 года анализом ситуации в ВВС и ПВО Сербской Краины занималась группа офицеров из Войска Республики Сербской. Они отметили, что функционирование 105-й бригады во многом зависит от помощи со стороны Югославии и Республики Сербской, и предложили Главному штабу СВК интегрировать свою авиацию в состав ВРС. Командующий краинской армией генерал Миле Новакович принял их предложение, но на практике это так и не было реализовано[10].

22 декабря 1993 года Главный штаб СВК начал формирование ВВС и ПВО как вида войск. В его состав кроме 105-й авиационной бригады также вошли 44-я бригада ПВО и 45-й батальон воздушного наблюдения. 28 февраля 1994 по просьбе ВРС 105-я бригада выделила шесть штурмовиков J-21 «Ястреб» для атаки на военные заводы боснийских мусульман в Травнике и Бугойне. За штурвалами пяти из них были пилоты из состава ВРС, в шестом находился начальник штаба 105-й бригады Урош Студен. Прикрытие осуществляли два штурмовика J-22 «Орао» из ВРС. После авиаудара по заводам штурмовики были перехвачены авиацией НАТО, контролировавшей бесполётную зону над Боснией и Герцеговиной, которая сбила пять из них. Погибли три пилота. Шестой самолёт был повреждён, но пилот сумел приземлиться на аэродром Удбина[11].

В мае 1994 года укомплектованность бригады составляла около 38 %, пилотов было только 20 % от задаваемого организационно-штатной структурой числа. Запросы о предоставлении более современных самолётов не были удовлетворены югославской армией, и основой лётного парка бригады остались J-21 «Ястреб». В то же время из состава ВВС и ПВО СРЮ в авиацию и подразделения ПВО Сербской Краины была отправлена группа офицеров, которые менялись по ротации спустя некоторое время. 10 декабря 1994 года в личный состав бригады насчитывал 318 человек, вместо 987 положенных по спискам[12].

Комплект снаряжения бойца армии РСК

Осенью 1994 года самолёты ВРС, дислоцированные на аэродроме Удбина, были активно задействованы в контрнаступлении боснийских сербов на Бихачский карман. Первоначально они выпускали ракеты из воздушного пространства Сербской Краины, не нарушая бесполётную зону над Боснией и Герцеговиной. Но 18 ноября 1994 года два J-22 «Орао» атаковали военные и индустриальные объекты непосредственно в Бихаче и один самолёт упал, задев крылом трубу заводскую трубу. В итоге, чтобы прекратить использование аэродрома Удбина, НАТО 21 ноября нанесло по нему массированный авиаудар. Бомбардировке также подверглись позиции противовоздушной обороны Сербской Краины в регионе Бания, а Республики Сербской — в Западной Боснии[13]. Размещённые на аэродроме самолёты 105-й бригады не пострадали, однако были уничтожены два ЗУ Bofors L60 из состава дивизиона ПВО, а два вертолёта повреждены. Погибло двое солдат и ещё четверо[14] или пятеро были ранены[15].

Новая военная доктрина, принятая руководством Сербской Краины в феврале 1995 года, предполагала, что в случае широкомасштабной хорватской атаки 105-я бригада примет участие в боях в тесном взаимодействии с силами ВВС и ПВО Республики Сербской, а также с подразделениями армии Союзной Республики Югославии. Среди её задач были разведывательные действия, сбор данных о силах противника, в том числе размещённых в его тылу, огневая поддержка наземных подразделений, эвакуация раненых, транспорт грузов и т. д. В случае вывода из строя инфраструктуры аэродрома Удбина 105-я бригада должна была использовать аэродромы Республики Сербской[16].

Хорватские наступления в 1995 году

Во время хорватской атаки на Западную Славонию для участия в боях из состава 105-й бригады были выделены два вертолёта СОКО «Газела», оснащённые противотанковыми ракетами «Малютка». Они прибыли в этот регион утром 1 мая и получили от командования 18-го Западно-Славонского корпуса приказ атаковать хорватскую бронетехнику у Ясеноваца и села Горньи-Райичи. К тому моменту Ясеновац был занят хорватами, а пилоты посланного туда вертолёта не обнаружили танков противника. Экипаж другого вертолёта выпустил две ракеты по хорватской бронетехнике, не уничтожив её. 2 мая, не имея приказов от штаба дезорганизованного 18-го корпуса, вертолёты по собственной инициативе проводили разведывательные полёты, а на следующий день вернулись на аэродром Удбина[17].

В июне—июле 1995 года краинская авиация активизировала подготовку личного состава, выросло число полётов. Кроме того, её самолёты во взаимодействии с авиацией боснийских сербов оказывали поддержку наземным войскам в боях с хорватским силами в Западной Герцеговине. Особенно активные бои в этом районе шли в конце июля 1995 года, когда силы боснийских хорватов и регулярной армии Хорватии заняли Гламоч и Босанско-Грахово[18].

Согласно данным командира бригады Ратко Допуджи, непосредственно перед хорватской операцией «Буря» укомплектованность бригады личным составом была на уровне 40 %, а исправность самолётов и вертолётов — 90 %. Нехватку пилотов компенсировали за счёт ВРС и 11-го корпуса армии РСК. Для самолётов было построено 30 укрытий, ещё 70 предназначались для прочей техники и материальных средств[19].

Начало операции «Буря» для 105-й бригады ознаменовалось артиллерийским обстрелом аэродрома Удбина. Наибольшей интенсивности обстрел достиг рано утром 4 августа, затем в течение дня хорватская артиллерия выпускала по нему по одному снаряду с интервалом в 10 минут. Несмотря на это, с самого начала операции самолёты 105-й бригады оказывали поддержку силам 7-го Северо-Далматинского, 15-го Ликского, 21-го Кордунского и 39-го Банийского корпусов. В частности, были атакованы хорватские подразделения, прорвавшие сербскую оборону на перевале Мали-Алан и горе Динара. Также в вылетах участвовали и штурмовики ВРС, дислоцированные на аэродроме. Наряду с пилотами эскадрилий за штурвалами самолётов были и командир бригады Ратко Допуджа, а также командир 92-й смешанной авиационной бригады ВВС и ПВО Республики Сербской Милан Перич[19].

5 августа из-за осложнения ситуации на фронте генерал Никола Лончар приказал Допудже эвакуировать самолёты на аэродром Маховляни, а оставшиеся материально-технические средства уничтожить. В этот день аэродром Удбина подвергся бомбардировке со стороны двух МиГ-21 хорватских ВВС. Большая часть самолётов и вертолётов 105-й бригады передислоцировались в Республику Сербскую. Часть оставшегося имущества и боеприпасов были уничтожены при эвакуации. Занявшие аэродром хорватские подразделения обнаружили там три самолёта «Утва-66», один «Утва-75», два J-20 «Крагуй», три J-21 «Ястреб», два Г-2 «Галеб» и один сельскохозяйственный самолёт[20].

После окончания хорватского наступления бригада была расформирована на территории Республики Сербской.

Организационно-штатная структура

Состав 105-й бригады был утверждён решением Главного штаба 10 апреля 1993 года. Согласно ему, структура соединения выглядела следующим образом[5]:

  • штаб
  • взвод военной полиции
  • группа контроля полётов
  • 249-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья
  • 728-я смешанная вертолётная эскадрилья
  • батальон тылового обеспечения
  • лёгкий артиллерийско-ракетный дивизион ПВО

Вооружение

Тип Производство Назначение Количество Фото
СОКО Ј-21 Јастреб Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ истребитель-бомбардировщик 16[21][22]
СОКО Г-2 Галеб Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ учебный самолёт/лёгкий штурмовик 2[21] [22]
СОКО Ј-20 Крагуј Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ лёгкий штурмовик неизвестно[21][22]
Утва-66 Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ учебный самолёт неизвестно[21]
Утва-75 Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ учебный самолёт неизвестно[21]
Ан-2  СССР лёгкий многоцелевой самолёт 1[21]
СОКО Газела Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ многоцелевой вертолёт 8[23][22]
Ми-8Т  СССР транспортный вертолёт 2[21][22]
ЗСУ М53/59 «Прага» Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ зенитная самоходная установка неизвестно[10].
Bofors L60 Флаг Югославии (1945—1991) СФРЮ зенитное орудие неизвестно[10].

См. также

Примечания

  1. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 113.
  2. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 76.
  3. Кнински гарнизон, 2015, с. 223.
  4. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 160.
  5. 5,0 5,1 Данко Боројевић. РВ и ПВО Српске војске Крајине (серб.). http://udruzenjepvlps.org. Дата обращения: 27 сентября 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
  6. 6,0 6,1 Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 161.
  7. Јастребови са Маховљана и Удбине (серб.). Дата обращения: 1 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
  8. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 116.
  9. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 117.
  10. 10,0 10,1 10,2 Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 163.
  11. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 184.
  12. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 165.
  13. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 135.
  14. Джошан, 2010, с. 54.
  15. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 197.
  16. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 232.
  17. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 239.
  18. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 252.
  19. 19,0 19,1 Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 271.
  20. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom, 2017, с. 274.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 21,6 Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 118.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 Сербское войско Краины в начале 1995 г. Организация, планирование, боевые возможности, 2021, с. 101.
  23. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ, 2016, с. 93.

Литература

Книги
  • Врцељ М. Рат за Српску Краjину: 1991-1995. — Београд: Српско културно друштво «Зора», 2002. — 254 с. — ISBN 86-83809-06-4.
  • Джошан, Милош. Од агрессије до трибунала. — Београд: Draslar partner, 2010. — ISBN 978-86-908615-2-1.
  • Новаковић Коста. Српска Краjина: (успони, падови уздизања). — Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2009. — 602 с. — ISBN 978-86-83809-54-7.
  • Новаковић Коста. Кнински гарнизон. — Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2015. — 307 с. — ISBN 978-86-83809-81-3.
  • Danko Borojević, Dragi Ivić, Željko Ubović. Vazduhoplovne snage bivših republika SFRJ 1992-2015. — Ruma: Štampa, 2016. — 341 с. — ISBN 978-86-86031-23-5.
  • Bojan B. Dimitrijevic. Jugoslovensko ratno vazduhoplovstvo 1942—1992. — Beograd: Institut za savremenu istoriju, 2006. — 399 с. — ISBN 86-7403-105-3.
  • Dimitrijević B. Vazdušni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom. — Beograd: Planeta print, 2017. — 374 с. — ISBN 978-86-87877-07-8.
  • Sekulić, Milisav. Knin je pao u Beogradu. — Nidda Verlag., 2000.
Статьи
  • Новакович К., Радич А., Соколов В. А. Сербское войско Краины в начале 1995 г. Организация, планирование, боевые возможности // Обозреватель. — 2021. — № 382. — С. 94—103.

Ссылки