1-й троллейбусный парк (Москва)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
1-й троллейбусный парк (присоединён к ФАТПу)
Московский троллейбус
Страна  Россия
Город  Москва
Дата открытия 10 мая 1935 года
Дата закрытия 1 августа 2016 года
Руководитель Демидов Михаил Юрьевич
Адрес Ленинградское шоссе, 4
Станция метро  Сокол
Ближайшая остановка Гидропроект
Типы троллейбусов ЗиУ-682, АКСМ-101, БКМ-20101, СВАРЗ-623501, Тролза-5275, МТРЗ-52791, ВМЗ-62151-0000010-02
Маршруты 6, 12, 19, 20, 20к, 21, 43, 43к, 57, 58, 59, 61, 65, 70, 70к, 82, 86
Владелец ГУП «Мосгортранс»
55°48′41″ с. ш. 37°30′24″ в. д.HGЯO
Список троллейбусов на сайте TransPhoto.ru

1-й троллейбусный парк — бывший самостоятельный филиал ГУП «Мосгортранс», парк общественного транспорта, обслуживавший 15 троллейбусных маршрутов Центрального, Северного и Северо-Западного административных округов Москвы. Являлся хронологически первым троллейбусным парком не только в Москве, но и в СССР. Расположен в районе Сокол по адресу: Ленинградское шоссе, дом 4. С 1 августа 2016 года полностью вошёл в состав ФАТПа, впоследствии переименованного в Филиал Центральный ГУП Мосгортранс.

История

Троллейбусное движение было открыто в Москве 15 ноября 1933 года. Первая линия соединила Белорусский вокзал и село Всехсвятское (ныне район Сокол)[1]. Для троллейбусов марки ЛК-1 в Головановском переулке был построен временный гараж[2]. Однако он вмещал всего 4 машины, а остальные троллейбусы ночевали в Головановском переулке под открытым небом. Поэтому уже в июне 1934 года на 10-м километре Ленинградского шоссе началось строительство троллейбусного парка[3].

Официальное открытие 1-го троллейбусного парка состоялось 10 мая 1935 года[4]. Гараж-профилакторий был рассчитан на 54 машины. Он был оборудован канавами глубиной 1,3 м, водоотливами для мойки, инструментами для поточной системы осмотра и ремонта машины. Подвальные помещения гаража предназначались для запасных шин и электрооборудования. В троллейбусном парке было устроено 20 подсобных помещений (кузнечно-рессорные, слесарно-механические, шинно-монтажные и ряд других мастерских)[3].

По данным на начало 1936 года в 1-м троллейбусном парке был 61 троллейбус ЛК. В довоенные годы парк пополнился моделями ЯТБ-1 и двухэтажными ЯТБ-3. После начала Великой Отечественной войны часть троллейбусов было переделано в грузовые для обслуживания Северного речного порта[1][4].

В конце 1940-х годов парк был расширен, появились первые модели МТБ-82, отличавшиеся большей вместимостью. К 1957 году в 1-м троллейбусном парке насчитывалось 259 машин[4]. В 1960 году парк начал эксплуатацию моделей ТС-1, в а 1966 году их насчитывалось уже 115 единиц[5]. В 1960-е годы в парк также поступили модели ТС-2[6]. Списанные модели МТБ-82 к 1970 году были полностью заменены на ЗиУ-5, а в 1972 году в парк поступили трёхдверные троллейбусы ЗиУ-9[5]. В 1975 году всего в парке насчитывалось 395 машин[4]. В 1986 году парк пополнился новыми сочленёнными троллейбусами модели ЗиУ-10[6].

К 2015 году в 1-м троллейбусном парке было 222 единиц подвижного состава, среди которых троллейбусы моделей ЗиУ-682, АКСМ-101, БКМ-20101, СВАРЗ-623501, Тролза-5275.05, МТРЗ-52791, ВМЗ-62151-0000010-02[4].

В парке был 1 старый троллейбус (ЗиУ-682Г-016 2001 г. в.) — 1712, до лета 2016 года он ходил по 70 маршруту, после чего был списан.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Район Сокол, 2008, с. 128.
  2. Мачульский, 1997, с. 450.
  3. 3,0 3,1 Троллейбус получит парк // Вечерняя Москва. — 1934. — № 196 (26 августа).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Филиал 1-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс». «Мосгортранс». Дата обращения: 26 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Мачульский, 1997, с. 451.
  6. 6,0 6,1 Район Сокол, 2008, с. 129.

Литература

  • Район Сокол: вчера, сегодня, завтра / Редакция газеты «Московский Сокол». — М.: Деловая книга, 2008. — 256 с.
  • Северный округ Москвы. XX век / Под ред. Е. Н. Мачульского. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1997. — 735 с. — ISBN 5-88367-019-02.