Таковость
Та́ковость, татха́та или ятхабхутам[1] (санскр. तथता — IAST: tathatā) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.
Особое значение понятие таковость приобрело в буддизме в смысле восприятия истинной сущности, абсолюта вне иллюзий Мары и вне страданий сансары. Иллюстрируя понятие таковости буддисты говорят, что исторических будд было несколько, но все они суть явление одной и той же сущности, характеризуя которую Будда Гаутама использовал термин татхагата (так приходящий).
В махаяне
Для махаянских школ буддизма таковость означает «особую способность непосредственно воспринимать реальность [такой], как она есть», является синонимом праджни[2] и отождествляется с природой будды[3]. Согласно сутрам праджняпарамиты, таковость также означает истинную реальность, которая по своей природе пуста. Кроме того таковость определяют как просветление: «Таковость — это бесподобное совершенное просветление. Эта таковость не возрастает, не убывает»[4]. Будда определял таковость как «наивысшее совершенное просветление» и указывал, что она же «является причиной просветления»[5]. Согласно Нагарджуне, таковость также означает «пустотность»[6].
Концепция «единого сознания», стремящаяся объединить виджнянаваду, мадхьямику и концепцию татхагатагарбхи, оформленная в Махаяна-шраддхотпада-шастре и получившая дальнейшее развитие в школе чань, указывала, что «единое сознание» включает в себя все дхармы: «подверженные бытию» и «не подверженные бытию», «омрачённые» и «просветлённые». Также, согласно концепции, «единое сознание» состоит из двух неразрывных сознаний, включающих в себя все дхармы: сознания истинной таковости (бхутататхаты) и обусловленного сознания. В данном случае под сознанием истинной таковости понималось единое сознание, которое может выражаться как в «истинной пустоте», так и в «истинной не-пустоте». В то же время в Махаяна-шраддхотпада-шастре указывалось, что такое деление нужно вследствие того, что «сознание живых существ омрачено неведением», поэтому «возникает дискурсивное мышление, и они отходят от [истинной таковости], поэтому и говорится: „пустота“; но если они освободятся от омрачённого сознания, то в действительности не будет ничего, о чём можно говорить „пустота“»[7].
Ашвагхоша описывал таковость следующим образом: «Таковость не есть ни сущее, ни не-сущее, ни сущее и ни не-сущее одновременно, ни сущее и ни не-сущее раздельно; она не есть ни единство, ни множество, ни единство и ни множество совместно, ни единство и ни множество раздельно»[8]. В Махаяна-шраддхотпада-шастре отмечалось, что понятие «истинная таковость» лишено каких-либо признаков и является «пределом словесных объяснений, словом, которое кладёт конец всем словам»[9].
Профессор Е. С. Штейнер указывал, что таковость определяется десятым рисунком в десяти быках, серии дзэнских картинок с подписями в стихах и в прозе, выражающих этапы постижения учения школы[10].
Чаньские наставники часто использовали различные повседневные ситуации для помощи ученикам в «познании вещей в их таковости» или «ежедневного просветления»[4]:
Однажды к Чжао-чжоу обратился монах:
— Учитель, я все ещё далек от цели. Дайте мне наставление.
— Ты уже позавтракал? — спросил мастер.
— Да, — ответил монах.
— Так пойди и вымой за собой чашку!
В этот момент монах прозрел.
Дзэнский мастер Догэн говорил о познании вещей в их таковости следующим образом: «глаза горизонтальны, нос вертикален», «солнце — на востоке, луна — на западе»[12].
Д. Т. Судзуки считает, что японский поэт Мацуо Басё в своём известном хайку «Старый пруд» открыл во всплеске воды ту же таковость вещей, какую японист Р. Х. Блайс видел в лунной природе или природе вишни в цвету: «Этот звук, исходящий из старого пруда, был воспринят Басё как наполняющий всю вселенную. Не только всё окружающее полностью вошло в звук и исчезло в нем, но и сам Басё был вычеркнут из собственного сознания». После данного опыта «старый пруд перестал быть старым прудом, а лягушка — лягушкой», сам Басё же «воскрес» и превратился в «Звук» или «Слово», постигнув загадку бытия-становления[13].
Двенадцать аспектов таковости (бхутататхата)
- Таковость (татхата)
- Носитель (среда) дхарм (дхармадхату)
- Природа дхарм (дхармата)
- Реальность (авитатхата)
- Неизменность (ананья-татхата)
- Универсальность или неразличаемость (самата)
- Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)
- Вечность
- Вместилище дхарм (дхармастхитита)
- Границы реальности (бхута-коти)
- Пространство, пустота, нематериальность (акаша-дхату, антарикша)
- За пределами мысли и речи (ачинтьядхату)
См. также
Примечания
- ↑ Дюмулен, 2003, с. 53.
- ↑ Торчинов, 2002, с. 120.
- ↑ Канаева, 2011, с. 676.
- ↑ 4,0 4,1 Дюмулен, 2003, с. 42.
- ↑ Лепехов, Донец, Нестеркин, 2006, с. 49.
- ↑ Дюмулен, 1994, с. 56.
- ↑ Лепехов, Донец, Нестеркин, 2006, с. 180—181.
- ↑ Судзуки, 2002, с. 117.
- ↑ Лепехов, Донец, Нестеркин, 2006, с. 187.
- ↑ Штейнер, 2008.
- ↑ Гарри, 2003, с. 92.
- ↑ Лепехов, Донец, Нестеркин, 2006, с. 229.
- ↑ Судзуки, 2003, с. 259.
Литература
- Гарри И. Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. — 208 с. — ISBN 5-02-018316-4, ISBN 9785020183162.
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9.
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
- Канаева Н. А. Татхагата-гарбха // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — С. 676—677. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. Герменевтика буддизма / отв. ред. Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — 264 с. — ISBN 5-7925-0175-0.
- Лепехов С. Ю. К проблеме генезиса понятий «праджня», «татхата», «татхагатагарбха» // Humanistic Base Texts and the Mahayana Sutras. — Tartu: Centre for Oriental Studies, University of Tartu, 2008. — С. 162—193. — 373 с. — ISBN 978-9985-4-0540-6.
- Судзуки Д. Т. Бхутататхата (Таковость) // Основные принципы буддизма махаяны. — СПб.: Наука, 2002. — С. 114—137. — 382 с. — ISBN 5-02-026180-7.
- Судзуки Д. Т. Дзэн и японская культура. — СПб.: Наука, 2003. — 522 с. — ISBN 5-02-026193-9.
- Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
- Штейнер Е. С. Сатори, природа Будды, дхарма: как это соотносится с сознанием и что делает с последним дзэнская практика // Точки — Puncta. — M.: Институт философии, теологии и истории святого Фомы, 2008. — № 1—4 (8). — С. 181—220. — ISSN 1680-614Х. Архивировано 27 октября 2007 года.
- Янгутов Л. Е. Концепция «татхаты» в контексте дхармической теории фасян // Humanistic Base Texts and the Mahayana Sutras. — Tartu: Centre for Oriental Studies, University of Tartu, 2008. — С. 148—161. — 373 с. — ISBN 978-9985-4-0540-6.