Ясинский, Феликс Станиславович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Феликс Ясинский
Дата рождения 15 (27) сентября 1856(1856-09-27)
Место рождения Варшава
Дата смерти 18 (30) ноября 1899(1899-11-30) (43 года)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна Российская империя
Научная сфера строительная механика
Альма-матер Институт инженеров путей сообщения

Фе́ликс Станисла́вович Яси́нский (15 (27) сентября 1856, Варшава — 18 (30) ноября 1899, Санкт-Петербург) — русский учёный-механик и инженер, специалист в области строительной механики.

Биография

Феликс Ясинский родился 15(27) сентября 1856 года в городе Варшаве в семье нотариуса земской канцелярии.

Образование получил во 2-й Варшавской классической гимназии (1872) и в Институте инженеров путей сообщения (1877).

В 1878 году поступил на службу в главное общество российских железных дорог, на Варшавскую дорогу, где занимал различные должности и, между прочим, состоял начальником санкт-петербургской дистанции.

Поплавский мост и укреплённые берега Вильни (Вилейки)

С 1880 по 1888 год Ясинский занимал также должность виленского городского инженера, причём работы его много способствовали благоустройству города. Главнейшие его работы в городе Вильно — регулирование и укрепление берегов реки Вилейки, водоснабжение и канализация части города, постройка Зареченского и Поплавского мостов через Вилейку[1]. По проекту Ясинского был реконструирован дворец графа Игнацы Кароль Корвин-Милевского, ныне дворец Союза писателей Литвы. После отъезда Ясинского из Вильно в 1888 году реконструкцию завершал Юлиан Янушевский.[2][3][4] Из работ Ясинского в должности начальника Санкт-Петербургской дистанции отметим: перестройку железного моста через реку Ижору, устройство электрического освещения на станции Гатчино и постройку гатчинского навеса по системе трехшарнирных арок, впервые применённых в России[1].

В 1890 году Ясинский перешёл на Николаевскую железную дорогу начальником технического отдела, а затем с 1892 году помощником главного инженера (в 1894 году переименован помощником начальника службы пути и зданий). Под руководством Ясинского был составлен ряд проектов по разным отраслям инженерного дела, а именно: расширение паровозных мастерских на Александровском заводе с устройством железных стропил по уравновешенной системе, предложенной Ясинским и получившей значительное распространение в России, новые мастерские для пассажирских и товарных вагонов с устройством пилообразных стропил по новой системе, принадлежащей Ясинскому, водоснабжение этого завода.

Многие из этих сооружений были описаны в «Известиях собраний инженеров путей сообщения», где в 1893 году напечатана статья Ясинского «Применение уравновешенных ферм к железным стропилам» (изд. и отдельно СПб., 1893).

Ясинский принимал живое участие в составлении «Очерка эксплуатации Николаевской железной дороги главным обществом российских железных дорог», в котором ему принадлежит значительная часть статей. Ясинский состоял с 1892 года редактором «Известий собраний инженеров путей сообщения», в которых был помещен ряд его статей: «Опыт развития теории продольного изгиба» (1892 и отдельно, СПб., 1893); «Заметка о рельсовых стыках на мостах в связи с вопросом о вертикальных колебаниях ферм» (1893); «К вопросу о сопротивлении решетчатых ферм выпучиванию» (1893); «Влияние торможения поездов на прочность проезжей части железных мостов» (1894); «К вопросу о разложении сложных статически определимых ферм на простые системы» (1898); «Опыт общей теории равновесия сооружений» (1899).

В 1894 году Ясинский за сочинение «О сопротивлении продольному изгибу» (СПб., переведено на французский и польский языки) удостоен институтом путей сообщения императора Александра I звания адъюнкта.

Ясинский занимал кафедры строительной механики в Институте путей сообщения, Горном институте и Институте гражданских инженеров. В Сборнике Института путей сообщения Ясинский напечатал ряд статей: «Геометрическое доказательство теоремы Кориолиса», «Расчёт шарнирного многоугольника с вершинами, скользящими по неподвижным прямым» и др. Оставшиеся литографированные записки по строительной механике и теории упругости изданы Институтом путей сообщения после его смерти. Ср. «Известия собрания инженеров путей сообщения» (1899 год, некролог).

Могила на Повонзковском кладбище

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ларионов А. М. История Института инженеров путей сообщения императора Александра I-го за первое столетие его существования, 1810—1910. — СПб., 1909. — С. 298. — 409 с.
  2. Pastatų kompleksas, vad. Ignoto Korvin-Milevskio rūmais (лит.). Kultūros vertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 20 января 2014.
  3. Morta Baužienė. Lietuvos rašytojų sąjungos rūmų kompleksas (лит.). AUTC. Architektūros ir urbanistikos tyrimų centra. Дата обращения: 20 января 2014.
  4. Čerbulėnas, Klemensas, Šlekys, Jonas. Rašytojų sąjungos rūmai // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 425—425. — 592 с. — 25 000 экз. (лит.)

Литература

  • Малинин С. Н. Феликс Станиславович Ясинский: Такая короткая жизнь // Русские инженеры. История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Механика. Теплотехника. Гидравлика. Электротехника. Радио и связь.. — М.: URSS, 2023. — С. 42—50. — 264 с. — (НАУКУ — ВСЕМ! Шедевры научно-популярной литературы (инженерные науки). Выпуск 361). — ISBN 978-5-397-08037-3.
  • Ясинский, Феликс Станиславович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки