Яндекс Лавка
Эта статья написана в рекламном стиле. |
Яндекс.Лавка | |
---|---|
Тип | Дочернее предприятие |
Основание | 10 июня 2019 |
Расположение | Россия: Москва |
Отрасль | E-commerce, сервис онлайн доставки |
Материнская компания | Яндекс |
Сайт | lavka.yandex.ru |
Яндекс Лавка — российский сервис заказа продуктов и хозяйственных товаров на дом с локальных складов через мобильное приложение или веб-сайт. Часть фудтех-направления «Яндекс Такси». По состоянию на июль 2020 года «Яндекс Лавка» работает в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде и Казани.[1] В ноябре 2020-го года «Яндекс» запустил[2] аналог Лавки под брендом Deli в Израиле.
Показатели деятельности
По подсчётам vc.ru, выручка за III квартал 2020 года составила около 2,5 миллиарда рублей; сервисом выполняется порядка 26 тысяч доставок в день[3].
Принцип работы
Основная специфика работы — это система складов, разбросанных по всей территории обслуживания. Ассортимент «Яндекс Лавки» составляют пользующиеся основным спросом продукты питания, товары первой необходимости, готовая еда и наборы продуктов с рецептами. Ценовая политика сопоставима с обычными магазинами. На некоторых точках есть микро-кухни для приготовления горячей еды.
Заказ осуществляется при помощи приложения «Яндекс Лавка»[4]. Возможность покупки есть также на сайтах и в приложениях «Яндекс», «Яндекс Такси» и «Яндекс Еда» (iOS или Android)[5]. Заявленное время доставки: от 10 до 15 минут при доставке курьером, до 30 минут — такси, на пригородные участки, включая дачи[6][7], — до 60 минут после заказа. Минимальная сумма заказа, как правило, составляет 100 рублей, но может быть увеличена в случаях полной занятости курьеров или доставке на такси в отдалённые районы. Стоимость доставки варьируется в зависимости от суммы заказа.
История
Работа над «Яндекс.Лавкой» началась в марте 2019 года под руководством медиаменеджера Ильи Красильщика. Ранее в 2015 году основатель «Яндекса» Аркадий Волож лично инвестировал в подобный сервис быстрой доставки продуктов — турецкий Getir[8]. С апреля создатели «Лавки» проверяли внутренние процессы на базе тестового даркстора, а с 10 июня сервис начал обслуживать внешних пользователей в ограниченной части московских Хамовников[9][10][11].
К февралю 2020 года «Яндекс.Лавка» открыла около 60 дарксторов[11] и начала работать в Санкт-Петербурге[12][13]. К июлю 2020 года у сервиса было 180 локальных складов[14]. Также в июле 2020 года «Лавка» запускалась в Нижнем Новгороде[15], в апреле 2021 — в Казани[16].
В 2020 году у «Лавки» появились собственные приложения для Android и iOS. Прежде она была доступа внутри других приложений: «Еды», «Такси» и приложения «Яндекса»[17]. В августе 2021 года заработала веб-версия, отдельная от сайта «Яндекс.Еды» и поддерживающая все функции мобильного приложения[18].
Сотрудничество
Cервис «Яндекс Шеф», специализирующийся на рассылке наборов продуктов с рецептами (так называемых meal kits), в декабре 2019 года вместо собственной подписки начал распространять свои наборы с помощью «Яндекс Лавки»[19]. Такие наборы[20] включают в себя свежие продукты с рецептами для самостоятельного приготовления. В рамках сотрудничества «Яндекс Лавки» и «Яндекс Шефа» было запущено производство готовой еды. Партнёрами в этом сегменте также являются «Азбука вкуса», «Братья Караваевы» и «Хлеб насущный».
Первоначально «Яндекс Лавка» развивалась внутри сервиса «Яндекс Еда», затем в феврале 2020 года выделилась в отдельное направление с сохранением основных партнёрских связей[21].
В мае 2020 года стало известно[22] об эксперименте с ассортиментом более доступной ценовой категории. Партнёром стал один из крупнейших ретейлеров России «Магнит»[23].
В июле 2020 года было объявлено о создании собственного бренда «Из лавки»[24][25]. Для этого «Яндекс Лавка» собирается сотрудничать с производителями и поставщиками продуктов широкого потребления, таких как бутилированная вода, кофе, мороженое, яйца, сыры, молочная продукция, соки и морсы, попкорн, орехи, гранола и стейки[26][1]. Кроме того, под этим брендом продаётся готовая еда.
Система складов
Особенность работы сервиса — в использовании небольших локальных складов формата «даркстор»[27]. Это позволяет доставке занимать в общей сложности 10-15 минут. На каждый небольшой склад помещается ограниченное число товаров (около 2 000 наименований). Склады могут обслуживать всего несколько человек. Специальное приложение оптимизирует маршрут сборщика по складу, сборка заказа занимает две минуты. Компания арендует и ремонтирует помещения площадью 100–150 квадратных метров. Такие склады работают по тем же принципам, что и большие распределительные центры. В них устанавливаются стеллажи для хранения и маркированные ячейки; кладовщики работают с терминалом сбора данных (ТСД), в котором отображаются заказы и товарные остатки[11].
Работа персонала
Непосредственный персонал — кладовщики. Доставкой в «Яндекс Лавке» занимаются сторонние курьерские службы. В период пандемии все заказы доставляются бесконтактным способом с использованием средств индивидуальной защиты. После экспериментов с различными видами транспорта основным предпочтительным передвижения был выбран велосипед. Он наименее травмоопасен, экологичен, бесшумен и может использоваться даже в зимний период[11].
Для расширения зоны покрытия со складов к доставке привлекают также таксистов, сотрудничающих с сервисом «Яндекс Такси». Они отвозят заказы в более далёкие районы, расположенные в пределах 10 минут на автомобиле от склада[28].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Яндекс.Лавка . Яндекс.Лавка. Дата обращения: 27 апреля 2021.
- ↑ «Яндекс.Лавка» открылась в Израиле . www.kommersant.ru (23 ноября 2020). Дата обращения: 18 октября 2021.
- ↑ Евгения Евсеева. «Самокат» отчитался о 18 млн заказов в сервисе по итогам года . vc.ru (28 декабря 2020). Дата обращения: 27 апреля 2021.
- ↑ У «Яндекс.Лавки» появилось собственное приложение . Ведомости (25 июня 2020). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Заказывай да ешь. Яндекс.Лавка запустила мобильное приложение . Фонтанка.ру. Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ «Яндекс.Лавка» доставит продукты на питерские дачи . retail.ru (6 июля 2020). Дата обращения: 18 июля 2020.
- ↑ Анастасия Марьина. «Яндекс.Лавка» начала доставлять продукты на дачу . rb.ru (26 июня 2020). Дата обращения: 18 июля 2020.
- ↑ Аркадий Волож впервые лично вложился в два стартапа . roem.ru (18 февраля 2016). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Никита Евдокимов. От идеи к 34 точкам в Москве за пять месяцев: интервью с руководителем «Яндекс.Лавки» Ильёй Красильщиком . vc.ru (16 декабря 2019). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Андрей Фролов. «Яндекс» начал тестировать сервис «Яндекс.Лавка» — это продуктовые магазины, работающие только на доставку . vc.ru (10 июня 2019). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Как «Яндекс.Лавка» отучает горожан ходить в магазин . the-village.ru. Дата обращения: 18 июля 2020.
- ↑ Елена Домброва. «Яндекс.Лавка» выходит на рынок Петербурга . rbc.ru (24 января 2020). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Галина Бояркова. «Яндекс» в продуктовой лавке. IT-гигант перезапускает торговлю в Петербурге . Фонтанка.ру (11 февраля 2020). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Как выглядит изнутри сервис с оборотом 1,2 млрд руб.? ФОТОРЕПОРТАЖ из Яндекс.Лавки . Деловой Квартал (15 июля 2020). Дата обращения: 22 июля 2020.
- ↑ Екатерина Кочкина. «Яндекс.Лавка» вышла на региональные рынки. «Яндекс.Лавка» была открыта в Нижнем Новгороде. . rb.ru (8 июля 2020). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ «Яндекс.Лавка» запустилась в Казани . entermedia.io (1 апреля 2021). Дата обращения: 27 апреля 2021.
- ↑ Сервис быстрой доставки Яндекс.Лавка стал удобнее. Заработали отдельные приложения для Android и iPhone . iXBT.com (25 июня 2020). Дата обращения: 13 августа 2020.
- ↑ Денис Савосин. «Яндекс.Лавка» запустила собственный сайт. Заказать продукты из «Яндекс.Лавки» теперь можно с собственного сайта сервиса. . rb.ru (12 августа 2021). Дата обращения: 12 августа 2021.
- ↑ «Яндекс.Шеф» откажется от продажи еды по подписке . Adindex (10 декабря 2019). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Таня Решетник. В «Яндекс.Лавке» появятся наборы продуктов от шеф-поваров. Для приготовления блюд по их рецептам . The Village (8 апреля 2020). Дата обращения: 14 июля 2020.
- ↑ «Яндекс» сменит руководство «Яндекс.Еды» . Ведомости (25 февраля 2020). Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ «Магнит» запустил пилотный проект экспресс-доставки продуктов с «Яндекс.Лавкой» . Интерфакс (20 мая 2020). Дата обращения: 10 июля 2020.
- ↑ Наталья Ищенко. «Магнит» начал торговать через «Яндекс.Лавку». Пробные продажи начались в Печатниках и Нагатинском затоне . Ведомости (20 мая 2020). Дата обращения: 10 июля 2020.
- ↑ Ульяна Бондаренко. «Яндекс.Лавка» начнет доставлять продукты под своим брендом. От яиц до воды . The Village (9 июля 2020). Дата обращения: 10 июля 2020.
- ↑ «Яндекс.Лавка» запустила собственную торговую марку . CNews (7 августа 2020). Дата обращения: 13 августа 2020.
- ↑ «Яндекс.Лавка» отправляется на полки . Коммерсантъ. Дата обращения: 10 июля 2020.
- ↑ В России появляются dark stores. Что это такое? . retailer.ru. Дата обращения: 10 июля 2020.
- ↑ "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" расширят зону доставки, благодаря таксистам . 1prime.ru. Дата обращения: 9 июля 2020.
Ссылки
- lavka.yandex.ru — официальный сайт Яндекс Лавка
- Приложение на IOS
- Приложение на Android
- Официальный сайт Яндекс Лавки
- Яндекс. Лавка в Instagram
- Как коронавирус повлиял на ML-проекты Такси, Еды и Лавки. Доклад Яндекса . habr.com. Дата обращения: 13 августа 2020.