Якунчикова, Мария Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мария Якунчикова
Мария ЯкунчиковаМария Якунчикова
Имя при рождении Мария Васильевна Якунчикова
Дата рождения 19 (31) января 1870(1870-01-31)
Место рождения Висбаден, Германия
Дата смерти 14 (27) декабря 1902(1902-12-27) (32 года)
Место смерти Шен-Бужри, близ Женевы, Швейцария
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870 — 27 декабря 1902[1][2]) — русская художница.

Биография

Родилась 19 (31) января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время отдыхала семья Якунчиковых. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный предприниматель и меценат; мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова.

Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашён, к ней и другим детям, художник Н. А. Мартынов. В 1885 году Мария Якунчикова вслед за сестрой Натальей поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стала участницей поленовских рисовальных вечеров, которые В. Д. Поленов с сестрой организовали в своём московском доме[3]. В это время она пишет эскизы на тему русской истории эпохи Алексея Михайловича: «Царь посещает заключенных», «Царь в молельне».

Летом 1888 года написала в Жуковке, где жили Поленовы, этюд «Лодка на Клязьме». В начальный период творчества Якунчикову больше привлекали пейзажи с широким охватом натуры, затем появились картины-панно, выполненные маслом с выжиганием рисунка иглой по дереву (эту технику показал ей Сергей Глаголь, разговоры с которым о живописи заложили основы её художественного образования). Осенью 1888 года вместе с семьёй поехала в путешествие по Европе, которой прервала смерть младшей сестры Елены в Италии. В начале зимы 1888 года врачи обнаружили у Марии Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария оставила занятия в училище уехала на лечение в Европу — через Вену во Францию (Биарриц). Летом 1889 года вернулась в Россию, а осенью вместе с семьёй приехала во Францию, на Всемирную выставку в Париже. Осенью 1889 года Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырёх лет. В последующие годы она жила в Париже, приезжая на лето в Россию. В России Мария Васильевна работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода. В Абрамцево Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской; её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.

В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 году начался особый период в её творчестве, она много и плодотворно работала, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно работала в технике выжигания по дереву: она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и её ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в её панно «Городок» (1896).

В 1897 году Мария Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера[4] — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.

Эти годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы», «Свеча. Задувает». Её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 год (№ 13—18) созданная Якунчиковой обложка «Лебединая песня».

Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировались огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации; панно «Иванушка-дурачок и Жар-птица» (замысел Е. Д. Поленовой выполнила Якунчикова и поэтому оно экспонировалось как произведение Елены Поленовой); серебряной медали выставки была удостоена полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная в мастерских Абрамцево по проекту Якунчиковой[5].

В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулёз пальца. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у неё вновь открылся диагностированный ещё в конце 80-х годов туберкулёзный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Бужри был куплен дом.

14 (27) декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулёза. В петербургском журнале «Мир искусства» в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный главным редактором журнала С. П. Дягилевым.

Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть её произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.

В 2020 году Третьяковская галерея показала ретроспективу Якунчиковой, вторую за 115 лет[6]. Был выпущен специальный номер журнала «Третьяковская галерея» с Приложением[7].

Галерея

Примечания

  1. Большая российская энциклопедия • Словарь Архивная копия от 2 марта 2018 на Wayback Machine // эл. версия
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #133412512 Архивная копия от 2 марта 2018 на Wayback Machine // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Рисовальные вечера посещали многие выдающиеся художники: В. А. Серов, И. И. Левитан, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. и С. А. Коровины.
  4. Краткая летопись жизни Марии Васильевны Якунчиковой // Третьяковская галерея : журнал. Приложение. — 2020. — № 3 (68). Архивировано 28 февраля 2021 года.
  5. Кошелева В. Л. Елена и Мария // Московский журнал.— № 3. — 2010. — С. 20.
  6. Алексей Мокроусов. Эльф-трудоголик // Московский книжный журнал. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 20 октября 2020 года.
  7. Мария Якунчикова. Специальный выпуск // Третьяковская галерея : журнал. — 2020. — № 3 (68). Архивировано 28 февраля 2021 года.

Литература

Ссылки