Перейти к содержанию

Яковлев (компания)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яковлев
Иркутский авиационный заводИркутский авиационный завод
Тип Публичное акционерное общество
Листинг на бирже MCX: IRKT
Основание 1934
Расположение  Россия, Москва, Ленинградский пр., 68
Ключевые фигуры Андрей Богинский, генеральный директор[1]
Отрасль авиационная промышленность (МСОК3030)
Продукция Су-30МК, Су-30СМ, Як-130, МС-21, Як-152, компоненты для самолётов семейства А320
Оборот 84 млрд руб. (МСФО 2015 год)[2]
Чистая прибыль

$ 18,219 млн (МСФО, 2016 год) [3]

₽ 2,2 млрд (РСБУ, 2016 год) [4]
Число сотрудников 14,7 тыс. (2015 год)
Сайт www.irkut.com
Логотип Корпорации «Иркут»

«Яковлев» — российская авиастроительная компания. Штаб-квартира расположена в Москве. До августа 2023 года называлась „Корпорация «Иркут»“[5]. Входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации.

История

Иркутский авиационный завод основан в 1934 году в Иркутске.

В 1992 году завод прошёл процесс приватизации. Позднее на базе завода было создано открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут».

В 2006 году «Иркут» вошёл в состав Объединённой авиастроительной корпорации.

В 2015 году корпорация «Иркут» стала победителем конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в выполнении государственного оборонного заказа»[6].

8 июня 2016 года представлен самолёт МС-21[7]. 29 сентября — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Як-152.

28 мая 2017 года — первый полёт пассажирского самолёта МС-21-300.

В июле 2023 года корпорация «Иркут» сообщила о предстоящем переименовании, представив новый бренд — «Яковлев»[8]. К 15 августа 2023 года корпорация официально была переименована в ПАО «Яковлев»[9].

Собственники и руководство

Основные владельцы компании на 2016 год — «Объединённая авиастроительная корпорация» (85,12 %), компания «Сухой» (9,45 %), в свободном обращении находится 5,43 % акций[10].

Председатель совета директоров компании — Юрий Слюсарь. Генеральный директор — Андрей Богинский.

Структура

Компания «Яковлев» имеет следующую структуру:

Самолёты, производящиеся корпорацией

Гражданские авиалайнеры

Модель самолета Фото Дата первого полета Дата ввода в эксплуатацию Годы производства Кол-во построенных самолетов Кол-во самолетов в эксплуатации
MC-21 28.05.2017 планируется в 2024 2016—н.в. 8 0
SSJ100 19.05.2008 11.04.2011 2007—н.в.

(С 2020 корпорация Иркут)

219 142

Военные самолеты

Модель самолета Фото Дата первого полета Дата ввода в эксплуатацию Годы производства Кол-во построенных самолетов Кол-во самолетов в эксплуатации
Бомбардировщики
Ер-2 19441946
Ил-4 19421944
Ил-6 1943
Ил-28 19531953
Пе-2 22 декабря 1939 года 1941 год 19411943 11247 В 1954 году последний оператор (Югославия) сняла самолет с вооружения
СБ 7 октября 1934 1936 19361940 6616 В 1951 году последний оператор (Испания) сняла самолет с вооружения
Ту-2 19471950
Ту-14 19481953
Як-28 05.03.1958 1960 1963—1971 1180 Снят с вооружения в 1984 году
Учебно-тренировочные самолёты
МиГ-23УБ 19701985
Су-27УБК 1986
Як-130 25.04.1996 02.2010 2009—н.в. >160
Як-152 29.09.2016 (планируется) 2015—н.в. 3 прототипа
Транспортный самолёт
Ан-12 19561962
Ан-24 19671971
Истребители
И-14 19351937
МиГ-27 19771983
Пе-3 19421943
Су-30 31 декабря 1989 года 1992 1992—н.в.
Самолёт-амфибия
Бе-200 24 сентября 1998 года 2003 1992—2011 (производство самолета передано в ТАНТК им. Бериева)

Основные дочерние компании

На конец 2015 года:[2]

Основные финансовые показатели

Финансовые показатели за 2014 год, млрд р.: активы — 150,3; оборот — 59,4; чистая прибыль — 1. Финансовые показатели за 2015 год, млрд р.: активы — 178,3; оборот — 82,8; чистая прибыль — 1,5[2]. Финансовые показатели за 2016 год, млрд р.: активы — 225; оборот — 99,9; чистая прибыль — 2,2.

Размер выручки по типам продукции за 2015 год, млрд р.:

  • программа Су-30 — 42,9;
  • программа Як-130 — 17,7;
  • программа МС-21 — 16,7;
  • кооперация с Airbus — 0,32;
  • прочее — 2,55.

Авиация

«Иркут» имеет свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения АОН-02-11-001 от 27.04.2011 и воздушные суда: самолёт Ан-12 (1 шт.), вертолёт Ми-8МТВ-1 (1 шт.)[11].

См. также

Примечания

  1. Руководство корпорации. Иркут. Дата обращения: 19 февраля 2022. Архивировано 19 февраля 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Отчет МСФО за 2015г. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2016. Архивировано 24 декабря 2016 года.
  3. Чистая прибыль Корпорации "Иркут" по итогам 2016 г. составила $18,219 млн (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 августа 2017. Архивировано 6 августа 2017 года.
  4. Чистая прибыль корпорации "Иркут" по РСБУ за 2016 г выросла в 1,5 раза. Дата обращения: 5 августа 2017. Архивировано 6 августа 2017 года.
  5. Ячменникова Н. «Иркут» официально стал «Яковлевым». rg.ru. Российская газета (15 августа 2023). Дата обращения: 2 декабря 2025.
  6. Корпорация «Иркут» стала победителем конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в выполнении государственного оборонного заказа» -Новости -Пресс-центр. Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 25 августа 2016 года.
  7. Лайнер будущего: в Иркутске представлен новый российский самолет МС-21. Дата обращения: 8 июня 2016. Архивировано 9 июня 2016 года.
  8. «Яковлев» – новый бренд Корпорации «Иркут». yakovlev.ru. 2023-07-26 (2 декабря 2025).
  9. Корпорацию "Иркут" официально переименовали в "Яковлев" // ТАСС (tass.ru), 15 августа 2023, 15:27
  10. ЕОЭ 1 квартал 2016 г.. Дата обращения: 8 июня 2016. Архивировано 7 августа 2016 года.
  11. Росавиация. Перечень эксплуатантов, имеющих свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения. Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано 9 июня 2017 года.

Ссылки