Ягодная слобода (Казань)
Ягодная слобода | |
---|---|
55°48′58″ с. ш. 49°04′23″ в. д.HGЯO | |
Город | Казань |
Год включения в черту города | 1825 |
Ягодная слобода (Ягодное, Ягодная поляна, Дмитриевское, тат. Җиләк бистәсе, Ciläk bistäse, МФА: [ʑiˈlæk bistæˈsɘ] или тат. Ягедни бистәсе, Yägedni bistäse, МФА: [ˈjægɘdni bistæˈsɘ]) — историческая местность в Кировском районе Казани.
География
Ягодная слобода находится в юго-восточной части Кировского района; севернее находится Пороховая слобода, северо-восточнее — Крыловка, восточнее — Гривка, южнее — новое русло Казанки, западнее — старое русло Казанки и Адмиралтейская слобода.
Административная принадлежность
В период Казанского ханства предположительно являлась частью Галицкой даруги,[a] затем находилась в составе Казанского уезда (на момент вхождения в состав Казани в Паратской волости этого уезда).[2] После вхождения в состав Казани находилась в составе 5-й части, а после её разделения на 5-ю и 6-ю части — в составе последней.[3][4] После введения в городе административных районов относилась к Заречному (с 1931 года — Пролетарскому, с 1935 года — Кировскому) району.[5][6][7][8][9][10][11][12]
История
В XVI веке местность, занятая слободой, имела название тат. Җиләкле тау («ягодная гора»); предполагается, что поселение, существовавшее в период Казанского ханства, было относительно крупным.[13][14] После захвата Казанского ханства русскими село сменило несколько владельцев, прежде чем в 1588 году было передано Казанской епархии; примерно в то же время была построена Дмитриевская церковь, по которой село получило ещё одно свое название — Дмитриевское. На землях села Ягодного к началу XVII века возникли деревни Савиновская, Комарово, Овинищи, «деревня против Бежболды», починки Коземетево и Красная Горка и прочие.[15][16][17]
Перепись 1646 года насчитала в селе 350 человек обоего пола в 120 дворах (к 1678 году население резко сократилось в результате вспышки чумы), третья ревизия (1762—1764) — 409 человек (187 мужчин и 222 женщины), а четвёртая ревизия — 182 ревизские души экономических крестьян.[18][19][17] В то время жители села занимались выделкой шкур, красильным, рукавичным, скорняжным, серебряным и другим промыслами; имелся известковый завод, сырьё для которого поставлялось из Морквашей.[20] В конце XVIII века на землях села Ягодного было начато строительство Казанского порохового завода.[21]
18 июля 1806 года по инициативе священника Ивана Бельского в селе Ягодное было открыто первое на территории современной Казани начальное училище — первое на территории дореволюционной Казани.[22]
26 октября 1825 года село Ягодное было присоединено к Казани и стало Ягодной слободой города Казани.[23] К тому времени село имело кожевенный завод, крупнейший в Казани, принадлежавший Киприану Котелову; в середине XIX века его наследники продают его «Товарищество Казанского кожевенного завода». Вскоре его выкупает товарищество купцов Иван Алафузова и Сергея Александрова. Это же товарищество строит в слободе ткацкую и льнопрядильные фабрики; после смерти Александрова в 1870 году Алафузов становится единоличным хозяином предприятий.[24][25] К началу XX века в слободе имелись также лесопильные, кирпичные, кожевенные заводы, войлочное, кулеткацкое, бондарное заведение, и другие предприятия.[26]
В годы Первой мировой войны в слободе действовали два госпиталя Всероссийского союза городов.[27]
В августе 1917 слобода пострадала от взрывов на пороховом заводе в одноимённой слободе; в том же году во время октябрьских событий местная красная гвардия, установив орудия на Базарной площади и у Ягодинского кладбища, обстреливала юнкеров, укрывшихся в Кремле.[28][29] В следующем году в ходе Гражданской войны к 6 августа северо-западные пригороды Казани были заняты Народной Армией КомУЧа; к 9-10 сентября они были оттеснены за Казанку.[30][31][32]
В конце 1920-х годов был сдан в эксплуатацию соединявший Ягодную и Адмиралтейскую слободы железобетонный мост через Казанку, заменивший деревянный разборный мост.[33][34] На 1940 год в слободе находились швейная фабрика № 5, льнокомбинат, кожевенный и уксусный заводы, шорная и кожгалантерейная фабрики, кожзавод «Кзыл-Кунче», артели «Красное Знамя», «Красный Обувщик», портновская и скорняжная мастерские артели инвалидов «Искра», рынок, 3 школы, детский сад, 2 детских яслей, библиотека, взрослая и детская поликлиники.[35] В годы немецко-советской войны в слободу были эвакуированы Кренгольмская мануфактура (из города Нарва Эстонской ССР), кожзавод «Красный Гигант» (Клинцы, РСФСР), биофабрика № 2 (Днепропетровск Украинской ССР); в зданиях клуба льнокомбината и школы № 81 располагались эвакогоспитали.[36][37]
В 1949 году топоним «Ягодная слобода» признан утратившим свое значение, из-за слияния слободы с основной массивом города.[38]
В 1950-е годы южная часть слободы (около двадцати домов) попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища и строительства Нижнезареченской дамбы.[39]
В 1960—1970-е годы началась застройка района многоэтажными домами — в частности, были застроена территория вокруг Ягодинского кладбища и само кладбище; вновь застройка района многоэтажками продолжилась 2000—2010-е годы, тогда же некоторые улицы слободы оказались «разорванными» надвое участком большого и малого казанских колец.
Улицы
- Гладилова
- Краснококшайская
- Алафузова
- Бабушкина
- Базарная
- Баженова
- Бугринская
- Внешняя
- Герцена[тат.] (часть)
- Гладиловский переулок
- Гончарова[тат.] (часть)
- Заливная
- Калугинская
- Кольцова[тат.] (часть)
- Лесопильная
- Лукницкого (часть)
- Маленький переулок
- Межевая (часть)
- Насыпная
- Павла Морозова
- Передовая
- Псковская
- Ползунова
- Поперечно-Базарная (часть)
- Слободская
- Смычки
- Табейкина
- Тургенева[тат.] (часть)
- Чигорина
- Шоссейная
- Элемтя
- Энгельса
- Ягодинская
- Ягодинская набережная
Транспорт
Через территорию исторического района ходят трамваи (встречно-кольцевые маршруты № 5 и № 5а), троллейбус (маршрут № 1), и автобусы (№№ 10, 10а, 45, 49, 53, 63, 72 по улицам Гладилова, Краснококшайская, Большая Крыловка).
Трамвай
Трамвай пришёл в Ягодную слободу в 1930 году, когда по новопостроенной ветке из Адмиралтейской слободы пошёл маршрут № 5, начинавшийся в Суконной слободе. В 1937 году из-за неисправности Горбатого моста движение трамваев было приостановлено, а затем эпизодически возобновлялось до полного упразднения в 1950-х годах.[40][41][42]
Трамвайное движение возобновилось в 2011 году, когда по участку Большого Казанского кольца был пущен трамвай № 9 (с 2013 года трамвай № 1); в 2012 году к нему добавился маршрут № 5.
Троллейбус
Троллейбусное сообщение открылось в слободе в 1952 году, когда через неё от слободы Восстания (Пороховой слободы) до площади Куйбышева стал проходить маршрут № 2. В 1953 году по новой линии, соединявшей слободы с улицей Декабристов через Крыловку, пошёл маршрут № 3.[43] В 1954 году маршрут № 2 становится маршрутом № 4 (в 1960 году будет разделён на два встречно-кольцевых маршрута 4а и 4б, с 1990 года — на №№ 4 и 10 соответственно). В 1959–1963 годах через слободу ходил маршрут № 5. В 2010 году в связи с демонтажем троллейбусной линии в Крыловке закрыт маршрут № 3, а ещё через три года — маршрут № 4; после закрытия маршрута № 10 троллейбусная линия по улице Гладилова не использовалась, а в 2021 году была демонтирована.[44] В 2012 году по новой трассе Краснококшайской улицы проложена троллейбусная линия, по которой пошёл троллейбус № 1.[45]
Автобус
Автобусное сообщение открылось в слободе не позднее 1949 года, когда через слободу ходил автобус № 2 («площадь Куйбышева» — «слобода Восстания»).[46] Затем оно было на некоторое время прекращено, возобновившись в начале 1960-х годов, когда через улицу Гладилова пошёл автобус № 18 («телевышка» — «завод медаппаратуры»).[47] К 1977 году к нему добавились маршруты №№ 19, 23, 28 и 43; к 1988 году №№ 23 и 43 стали обслуживать другие направления.[48] К 2006-2007 годам через территорию Ягодной слободы проходило около 20 маршрутов (№№ 11, 18, 23, 28, 34, 72, 91, 99, 104, 118, 128, 151, 155, 165, 166, 167, 170а, 295 и другие).[49] После ввода новой схемы движения автобусов в 2007 году через слободу начали ходить маршруты №№ 5, 10, 10а, 13, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 80, 82 и 96.
Примечательные объекты
- Гладилова, 14 — промышленный корпус завода И. П. Алафузова (XIX век).[50]
- Гладилова, 22 — дом П. А. Свешникова (1830-е годы, архитектор Александр Шмидт).[50]
- Гладилова, 49 — здание Алафузовского театра[тат.] (конец XIX века, архитектор Лев Хрщонович[тат.]).[50]
- Гладилова, 53л — дом Котелова[тат.] (1833 год, архитектор Пётр Пятницкий).[50]
- Энгельса, 20 — мечеть Ягодной слободы «Раджаб» (конец X|X века).[51]
- Несмелова — Волжская государственная академия водного транспорта (бывший Речной техникум). На территории академии установлен теплоход «Метеор»[52].
Галерея
-
Алафузовский театр
-
Дом Свешникова
-
Волжская государственная академия водного транспорта и теплоход «Метеор»
-
дом № 51 по улице Гладилова
-
Мечеть «Раджаб»
-
Дом на углу улиц Кольцова и Энгельса
Примечания
Комментарии
Источники
- ↑ Галицкая даруга . tatarica.org. Дата обращения: 28 мая 2022.
- ↑ Казанское Ягодинское начальное училище // История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4. Образование: высшее, среднее, начальное / под ред. И. К. Загидуллина[тат.]. — Казань: Татарское книжное издательство, 2012. — 784 с.
- ↑ Полицейская часть // Казань: органы власти и самоуправления (1438–1920 гг.): иллюстрированный энциклопедический справочник / под ред. Р. В. Шайдуллина. — Казань: Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-902375-54-8.
- ↑ Народный комиссариат внутренних дел Татарской АССР. Приложение: План г. Казани со слободами // Справочник-путеводитель по городу Казани с приложением плана города со слободами / Успенский В. А.. — Казань: типография «Печать», 1926. — 93 с.
- ↑ Список посёлков, слобод и улиц, входящих в черту г. Казани // Вся Казань: Справочная книга по городу Казани / Сост.: М. Бубеннов, Н. Козлова, А. Никольский, Р. Левин, И. Ефремова, В. Никольский, В. Берлянд, Н. Соколов, В. Мартынов. — Казань: Редакция газеты «Красная Татария» — «Кызыл Татарстан», 1940. — С. 265. — 286 с. — 4250 экз.
- ↑ Список улиц и переулков Бауманского и Дзержинского районов г. Казани по состоянию на 15 июня 1942 г. (фонд Р1583, опись 4, дело 23). — Государственный архив Республики Татарстан. — 15 с.
- ↑ Схематическая карта районов Казани 1957 года . www.etomesto.ru. Дата обращения: 20 февраля 2022.
- ↑ Казанский почтамт Министерства связи СССР. Справочник для сортировки входящих почтовых отправлений и печати в городе Казани / Н. П. Буяновский. — Казань, 1965. — 68 с.
- ↑ Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР; Татарское Транспортное Управление. Справочник для определения расстояний между различными пунктами по гор. КазаниКамиля Якуба, 1970. — 470 с. — 5000 экз. / А. М. Камалеев. — Казань: Комбинат печати имени
- ↑ Справочник по сортировке письменной входящей корреспонденции, периодической печати и телеграмм в городе Казани / В. И. Малышева, Т. В. Невретдинова. — Казань, 1981. — 111 с.
- ↑ Амиров, Кафиль Фахразеевич. Казань — где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. — Казань: «Казань», 1995. — 320 с. — ISBN 9785859030125.
- ↑ Справочник почтово-телеграфных индексов г. Казани. — 1996. — 52 с.
- ↑ Татар халык иҗаты: риваятләр һәм легендалар. — Tatarstan kitap năshrii︠a︡ty, 1987. — 376 с.
- ↑ Султанов Р. И. Историческая география города Казани и его предместий в XVI - XVII вв. . — Казань: Институт истории АН РТ, 2004.
- ↑ Тайны старой Казани: село Ягодное (Джилякле) и самая старая деревянная мечеть города . islam-today.ru. Дата обращения: 26 мая 2022.
- ↑ История Казани. Книга первая / редкол. Я. Г. Абдуллин[тат.], С. Х. Алишев, З. И. Гильманов[тат.], Ю. И. Смыков[тат.], А. Х. Халиков Х. Х. Хусаинов[тат.]. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. — 360 с. — 28 000 экз. — ISBN 978-5-298-00920-1.
- ↑ 17,0 17,1 Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете . Казань: Типография Казанского университета[тат.] (1905). Дата обращения: 26 мая 2022.
- ↑ Переписи и ревизии Вятского края | Родная Вятка . rodnaya-vyatka.ru. Дата обращения: 26 мая 2022.
- ↑ Корсаков Д. А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. . Казань: Типография Казанского университета[тат.] (1908). Дата обращения: 26 мая 2022.
- ↑ Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 года. — Казань: Центральная типография[тат.], 1906.
- ↑ Казанский пороховой завод :: Татарская энциклопедия TATARICA . web.archive.org (30 сентября 2020). Дата обращения: 26 мая 2022.
- ↑ Алексеев, Григорий Федотович. Исторический очерк казанских городских начальных училищ с 1806 до 1890 г. — Казань: типография В.М. Ключникова[тат.], 1890. — 64 с.
- ↑ О присоединении к г. Казани села Дмитриевское (Ягодное), деревни Игумново, слободы Кизической и села Бежболды // История Казани в документах и материалах. XIX в. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство / под ред. И. К. Загидуллина[тат.]. — Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан[тат.], 2011. — 820 с.
- ↑ Алафузов Иван Иванович - История Российского Предпринимательства . historybiz.ru. Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Как Иван Алафузов запустил бизнес в Казани — Реальное время . realnoevremya.ru. Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Насакин Ю. Б. (Издатель). Адресная книга г. Казани на 1906 год (неопр.). repo.kpfu.ru (1906). Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год: с приложением обзора деятельности по Казанской губернии за первый год Великой Отечественной войны 1914-1915 гг. Адрес-календарь Казанской губернии... (неопр.). repo.kpfu.ru (1916). Дата обращения: 11 мая 2022.
- ↑ 14–20 августа 1917. Спецвыпуск: Казанская катастрофа (рус.) ?. kazanreporter.ru. Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Н. П. ИнфоРост. ГПИБ | Грачев Е. Казанский Октябрь. Ч. 1. Март-октябрь 1917 года : [хроника революции 1917 г. : (материалы и документы). - Казань, 1926.] . elib.shpl.ru. Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Белые рубят красных, красные рубят белых: битва за Казань. Часть 2 . inkazan.ru. Дата обращения: 27 мая 2022.
- ↑ Kronika 2. československého pěšího pluku Jiřího z Poděbrad 1916-1920. — Praha, 1926. — С. 106.
- ↑ отв. ред. Мухарямов М. К. Гражданская война в Поволжье. — Казань: Татарское книжное издательство, 1974. — 495 с.
- ↑ Прозванный в народе «Горбатым» первый железобетонный мост Казани готовят к реконструкции . Татар-информ. Дата обращения: 28 мая 2022.
- ↑ Старое русло Казанки за 100 лет: от «парадных ворот» города до заброшенной окраины . kazan.bezformata.com. Дата обращения: 28 мая 2022.
- ↑ Вся Казань: Справочная книга по городу Казани / Сост.: М. Бубеннов, Н. Козлова, А. Никольский, Р. Левин, И. Ефремова, В. Никольский, В. Берлянд, Н. Соколов, В. Мартынов. — Казань: Редакция газеты «Красная Татария» — «Кызыл Татарстан», 1940. — 286 с. — 4250 экз.
- ↑ Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР, Партийный архив Татарского областного комитета КПСС. Татария в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сборник документов и материалов / сост. А. М. Залялов[тат.], Ю. И. Смыков[тат.], Н. А. Субаев[тат.]. — Казань: Татарское книжное издательство, 1963. — 363 с. — 1000 экз.
- ↑ Правительство Республики Татарстан, Региональная общественная молодежная организация «Объединение „Отечество“». Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945): фотоальбом / сост. Р. Р. Салахиев, М. Ю. Салахиева, А. А. Александров. — Казань: Издательство «Отечество», 2015. — 164 с. — ISBN 978-5-93962-753-5.
- ↑ Решение № 360 исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся «О переименовании улиц в районах города».
- ↑ Решение исполкома Казгорсовета № 331 от 6 мая 1954 года
- ↑ Алексей Клочков. Глава 7. В годы первых пятилеток. Казань из окон трамвая . Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 3 декабря 2021 года.
- ↑ Казань: трамваи 30-х гг. | Казанский Портал | Генрих Клепацкий . k-metro.ru. Дата обращения: 31 мая 2022.
- ↑ Алексей Клочков. Часть III. Десять лет после войны. Казань из окон трамвая . Сайт Николая Решетникова. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 21 декабря 2021 года.
- ↑ КАЗАНЬ - ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ - летопись . k-metro.ru. Дата обращения: 31 мая 2022.
- ↑ Власти Казани закроют троллейбусный маршрут №10 KazanFirst . kazanfirst.ru. Дата обращения: 24 мая 2022.
- ↑ Завтра в Казани заработает новый троллейбусный маршрут (англ.). Официальный портал Казани (27 декабря 2012). Дата обращения: 31 мая 2022.
- ↑ Решение исполкома Казанского Городского Совета депутатов трудящихся № 151 от 23 марта 1949 года «О внутригородских автобусных маршрутах»
- ↑ Решение исполкома Казанского Городского Совета депутатов трудящихся № 295 от 16 мая 1963 года.
- ↑ Туристическая схема Казани 1977 года . www.etomesto.ru. Дата обращения: 1 июня 2022.
- ↑ Программа визуализации транспортного потока пассажирского транспорта города Казани (07.09.2006) . web.archive.org. Дата обращения: 18 апреля 2022.
- ↑ 50,0 50,1 50,2 50,3 Республика Татарстан: памятники истории и культуры (каталог-справочник) / научные редакторы Ю. И. Смыков, М. З. Закиев, М. М. Таишев[тат.], Р. М. Валеев. — Казань: Издательство «Эйдос», 1993. — 453 с. — ISBN 5858760023. (рус.)
- ↑ Реставрация мечети «Раджаб» в Ягодной Слободе обойдется в 32 млн рублей — Реальное время . realnoevremya.ru. Дата обращения: 11 июня 2022.
- ↑ Все дома России