Юдино (Казань)
Юдино | |
---|---|
тат. Юдино | |
![]() | |
55°49′ с. ш. 48°54′ в. д.HGЯO | |
Город |
|
Административный район города | Кировский |
Дата основания | 1918 |
Год включения в черту города | 1950-е |
Прежние названия | Красная Горка |
Площадь | 56 км² |
Население | 17 400[1] чел. (2010) |
Почтовые индексы | 420078 |
Ю́дино (тат. Юдино) — микрорайон в составе Кировского района города Казани. Поселок Юдино прилегает к лесопарковой зоне озера Лебяжье.
В 1918 году большая часть посёлка Красная Горка севернее хода железной дороги Москва — Казань по указу Ленина была переименована в посёлок Юдино, который стал первым в России населённым пунктом, названным в честь героя гражданской войны — Яна Юдина[2]. Посёлок включён в черту города Казани после Великой Отечественной войны в 1965 году.
С 1969 года Юдино входит в состав Кировского района города Казани. Юдино сегодня — крупный железнодорожный узел Казанского отделения Горьковской железной дороги, его называют железнодорожными воротами Казани.
Географическое положение

Поселок Юдино расположен на первой надпойменной террасе, где около 200 миллионов лет назад находилось море, о чем свидетельствуют окаменевшие раковины морских моллюсков, обнаруженные в 1997 году. Территория неоднократно подвергалась смене морского и континентального режимов, а современный рельеф начал формироваться около 22,6 миллионов лет назад. В четвертичное время произошла закладка долин основных рек, таких как Волга, Кама и Вятка, русла которых постепенно смещались вправо под действием силы Кориолиса. Последнее значительное похолодание завершилось 10 тысяч лет назад, и с тех пор климатические условия существенно не менялись, хотя в последние 100-150 лет на природу региона активно влияет человеческая деятельность[3].
Юдино находится на левом берегу Куйбышевского водохранилища. Слева от посёлка расположен Зеленодольск, почти смыкающийся с посёлком Васильево, где находится стекольный завод. Справа, у устья реки Свияги, расположена Введенская слободка с большим домом отдыха. Вдоль левого берега Куйбышевского водохранилища тянутся острова, а за лесом виднеется сам посёлок Юдино[4].
Помимо сохранившегося южнее через железнодорожные пути посёлка Красная Горка, к западу рядом с Юдино возник посёлок Новое Юдино (Беляевский). Значительно дальше севернее находится посёлок Залесный, западнее — посёлок Займище и Займищенский автодорожный мост через Волгу.
Рядом с Юдино находится популярное у жителей посёлка и всего города рукотворное озеро Изумрудное (в обиходе Карьер). На развилке дороги от посёлка к озеру установлен паровоз-памятник строителям Казанской железной дороги, участникам Гражданской и Великой Отечественной войны и труженникам послевоенных лет. К Изумрудному из Залесного ведёт линия Казанской детской железной дороги. Вблизи Юдино на трассе от Залесного находится стадион.
История
Ранняя история

В конце XIX века на территории поселка были густые леса[5]. Казанский городской глава Сергей Дьяченко инициировал проект по интеграции Казани в общую сеть железнодорожных путей Российской империи[6]. В этот период к нему обратились казанские купцы с просьбой о содействии в строительстве железной дороги. Проект предусматривал маршрут от Москвы через Самару на Урал и далее на Дальний Восток. Купцы настаивали на том, чтобы дорога проходила через Казань, а не через Самару. Дьяченко отправился в Санкт-Петербург, где в течение нескольких месяцев вел переговоры с представителями власти, сопровождая их подарками и взятками[7]. В результате его усилий, после личной аудиенции у Александра III в 1890 году, проект железной дороги через Казань был утвержден[6]. После завершения подготовки технической документации началось строительство, продолжавшееся около четырёх лет.
Железнодорожное сообщение с Москвой было открыто 15 июня 1894 года[5]. Объявление в «Казанских губернских ведомостях» 1894 года приглашало пассажиров совершить железнодорожное путешествие: «Правление Общества Московско-Казанской железной дороги имеет честь довести до всеобщего сведения, что с 15 июня открыто товарное и пассажирское движение на участке дороги между Свияжском и Казанью. На первое время будут иметь движение две пары товарно-пассажирских поездов, которые для удобства публики имеют остановки в пунктах — Пороховая, Аракчино, Красная Горка, Васильево, где будут устроены дачные платформы»[5].
На месте остановки поездов была построена дачная платформа с небольшим деревянным вокзалом, получившая название «Красная Горка», по имени села, которое находилось с левой стороны от станции[5]. За свои усилия Дьяченко был переизбран на пост городского главы Казани на второй и третий сроки. Одобренный царем проект не только привел к строительству новой железнодорожной магистрали Казань — Екатеринбург, но и способствовал созданию крупного железнодорожного узла Юдино. Основная магистраль Москва — Екатеринбург, согласно проекту, должна была проходить не через станцию Казань, которая до 1928 года оставалась тупиковой, а через полустанки Красная Горка и Дербышки[6].
В 1912 году началось строительство Казанбургской линии — железнодорожной ветки из Казани в Екатеринбург[8]. Строительство линии началось от полустанка Красная Горка, где ранее располагались дачи казанских промышленников, купцов и интеллигенции[9]. В 1911 году на этом месте начались работы по прокладке железнодорожных линий и обустройству полустанка. Для стоянки и ремонта паровозов было построено первое депо, представлявшее собой помещение из грубых досок[10].
К 1912 году на полустанке Красная Горка были построены складские помещения, поворотный круг для паровозов и небольшой деревянный вокзал[9]. Расширение полустанка и прокладка вторых путей способствовали увеличению грузопотока. Однако условия труда рабочих были крайне тяжелыми, а заработная плата низкой.
С началом Первой мировой войны строительство железнодорожного узла замедлилось, а многие рабочие были мобилизованы[11]. Однако разъезд Красная Горка значительно расширился после ввода в эксплуатацию в 1913 году железнодорожного Романовского моста через Волгу, что увеличило его пропускную способность: в течение суток через разъезд проходило 10-12 эшелонов военных и хозяйственных грузов[12]. К началу сентября 1914 года полустанок получил статус железнодорожного разъезда[12]. Социальное положение железнодорожников ухудшилось из-за продовольственного кризиса и инфляции[11]. Временное правительство, пришедшее к власти после Февральской революции 1917 года, пыталось улучшить положение рабочих, повысив заработную плату, но это не решило всех проблем[13].
Октябрьская революция 1917 года внесла коррективы в развитие железнодорожного узла[14]. Несмотря на политические и экономические трудности, рабочие продолжали трудиться в условиях военного времени. Было принято решение о строительстве нового паровозного депо взамен сгоревшего, однако Гражданская война приостановила эти планы[15].
В 1918 году Московско-Казанское акционерное общество было ликвидировано, и железная дорога перешла в государственную собственность[15].
Гражданская война

Во времена Гражданской войны на территории Красной Горки шли ожесточённые бои[16]. Захватив Казань, белочехи и белогвардейцы стремились овладеть мостом через Волгу и открыть путь на Москву[16][17]. Левобережной группой войск Красной Армии командовал комбриг Ян Юдин[16]. Красноармейские части удерживали линию обороны Красная Горка — Сухая река[17]. Именно здесь развернулись главные бои Восточного фронта[17]. Разъезд неоднократно переходил из рук в руки, что привело к его разрушению[18].
Для усиления боевой мощи, частям левобережной группой войск был придан бронепоезд «Свободная Россия»[17][19]. На участке Свияжск-Красная Горка бронепоезд под прикрытием леса обстреливал пристани противника, уничтожив несколько барж и пароходов[19].
7–8 августа 1918 года белогвардейцы начали массированное наступление, поддерживаемое артиллерией, которая вела интенсивный обстрел разъезда Красная Горка с высот Верхнего Услона[17]. На станции скопились эшелоны с отступающими красноармейцами и военной техникой[17]. Железнодорожники, несмотря на обстрелы, сумели организовать эвакуацию людей и подвижного состава, ликвидировав «пробку» и предотвратив большие потери[17]. Однако сам разъезд и его инфраструктура, включая станционные пути протяжённостью 2,7 километра, были серьёзно повреждены и временно выведены из строя[17]. Для ремонта путей и обеспечения боеспособности бронепоезда командир Ян Юдин приказал машинисту бронепоезда курсировать между станциями Красная Горка и Новое Аракчино[19].
8 августа 1918 года белогвардейцы и белочехи заняли разъезд Красная Горка, а также близлежащие деревни — Аракчино, Куземетьево и другие[20]. Линия фронта сместилась в район Обсерватории[20]. Железнодорожники, поддерживавшие советскую власть, вынуждены были скрываться в лесах, надеясь на скорое возвращение Красной Армии[20].

11 августа 1918 года командующий левобережной группой войск Янис Юдиныш получил приказ удержать стратегически важный Волжский мост и провести разведку для подготовки контрнаступления[20]. В ночь на 12 августа произошло кровопролитное сражение. Артиллерия противника, снова занявшая позицию на горе у Верхнего Услона, обстреливала наступающие части Красной Армии[19]. Во время боя к Юдинышу прискакал ординарец с срочным сообщением[19]. Комбриг открыл конверт и начал читать, но в этот момент разорвался артиллерийский снаряд, нанёсший ему смертельную рану[19]. Юдиныш скончался через два часа[19]. Через два дня после его гибели Совет народных комиссаров РСФСР постановил «железнодорожную станцию Красная горка, у которой погиб геройски т. Юдин, переименовать в Юдино»[21].
Станция Юдино находилась под контролем белогвардейцев в течение 32 дней[22]. За это время они заняли дома рабочих, служащих и дачи, выселив жильцов на улицу или в огороды[22].
В конце августа 1918 года, началось новое наступление Красной Армии на Казань[23]. 10 сентября в ходе операции с поддержкой бронепоезда «Свободная Россия» войска Красной Армии при поддержке бронепоезда «Свободная Россия» и авиации под командованием одного из лучших лётчиков Гражданской войны И. У. Павлова красноармейцы выбили белогвардейские силы со станции Юдино[23]. К вечеру того же дня была освобождена Казань[23]. Однако война на этом не закончилась.
Весной 1919 года угроза со стороны армии Колчака вновь нависла над регионом[24]. На станции Янаул бронепоезд «Свободная Россия», прикрывавший подступы к Казани, попал в окружение[24]. После уничтожения моста экипаж снял вооружение и взорвал бронепоезд, продолжив борьбу в составе партизанского отряда[25].
Военные действия, разруха и продовольственный кризис тяжело отразились на жизни железнодорожников[23]. Многие из них были мобилизованы в Красную Армию, а оставшиеся на станции столкнулись с голодом и нехваткой ресурсов[24]. Для поддержки рабочих вводились продуктовые пайки, но этого было недостаточно[25]. Железнодорожники вынуждены были искать дополнительные источники пропитания, отправляясь в близлежащие деревни или обменивая личные вещи на продукты[25].
В этих условиях ключевую роль в поддержании порядка и дисциплины сыграли партийные органы. Партийная ячейка станции, созданная в 1918 году[23], и политотдел, появившийся в 1920 году[26], ужесточили контроль над трудовой дисциплиной, организовали субботники и борьбу с «пережитками старого режима»[26]. В 1920 году на станции возникла комсомольская ячейка, занимавшаяся агитацией и воспитанием молодёжи[26].
После окончания Гражданской войны, в 1918 году было построено депо, началась эксплуатация паровозов, а также были построены склады и ремонтные мастерские[14]. В двухсекционном бревенчатом здании обслуживались 9 паровозов серий Ы, Ов, Чн, Нв, а также действующий вагонный парк[14][27].
Развитие посёлка
В период восстановления после Гражданской войны (1920-е годы) Юдинский железнодорожный узел столкнулся с серьёзными трудностями, включая нехватку запасных частей, строительных материалов и устаревшую инфраструктуру[28]. В 1921 году по распоряжению В. И. Ленина станция Юдино стала ключевым пунктом для перевозки зерна с заволжских пристаней, что помогло частично решить продовольственный кризис[28]. Однако голод 1921–1922 годов унёс жизни многих железнодорожников и их семей[28]. Экономические проблемы усугублялись гиперинфляцией: средняя зарплата в 1922 году составляла около 9 миллионов рублей, что было недостаточно даже для базовых нужд[29].
Посёлок, развиваясь вокруг станции (территория построек в северной части была расширена вдвое), получил статус рабочего посёлка в 1926 году, к тому времени в нём проживало около 9 тысяч человек, в основном рабочие и служащие железнодорожного узла[6]. Культурная жизнь посёлка также развивалась. В 1925 году открылся клуб, ставший центром культурно-массовой работы[30]. Здесь действовали библиотека, кружки художественной самодеятельности и драматическая группа[30]. В 1926 году были построены школа и детский сад[31], а также началось частное жилищное строительство[31].
В 1923 году здание депо сгорело вместе с оборудованием[29], однако уже в 1924 году, несмотря на разруху, были выделены средства на строительство нового производственного здания, соответствующего требованиям 1930-х годов[27][29]. Строительные материалы, включая природный камень, поставлялись из Финляндии[27][32]. В 1926 году первая очередь паровозного депо была введена в эксплуатацию[27][32]. Это значительно укрепило материально-техническую базу узла, увеличило штат до 180 человек и улучшило условия труда[32]. Одновременно развивалось энергетическое хозяйство: узел перешёл на централизованное электроснабжение, что позволило обеспечить электроэнергией производственные и бытовые нужды[30].
В 1928 году вступила в строй сортировочная горка, сделавшая станцию Юдино ключевым распределительным и сортировочным пунктом Московско-Казанской железной дороги[8][33]. Для подготовки квалифицированных кадров было организовано Фабрично-заводское училище (ФЗУ), выпускники которого пополняли ряды железнодорожников[8][33].
С 1928 по 1938 годы посёлок входил в состав Казанского района города Казани. С 1930 г. в составе Юдинского сельсовета Казанского района[34].
В период первых пятилеток (1928–1937 гг.) Юдинский железнодорожный узел активно развивался, несмотря на значительные трудности[35]. Основное внимание уделялось технической реконструкции[36], увеличению грузооборота и пропускной способности[37]. В 1934 году вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную службу, что укрепило производственную базу узла[38]. В 1935 году началось активное внедрение стахановско-кривоносовского движения, направленного на повышение производительности труда. Машинисты, такие как М. Г. Крылов[39] и его сын Константин[40], стали лидерами этого движения, вводя тяжеловесные поезда и сокращая время ремонта паровозов.
В 1936 году Московско-Казанская железная дорога была реорганизована, и Юдинский узел стал частью новой Казанской железной дороги[40]. Это способствовало дальнейшему развитию материальной базы и рабочего посёлка Юдино. К середине 1930-х годов приписной парк депо составлял 45 паровозов[27]. В конце 1930-х годов станция Юдино под руководством нового начальника Г. Оборина вышла в число передовых на дороге, значительно сократив простой вагонов и повысив производительность труда[41].
Однако период первых пятилеток был также отмечен репрессиями, которые затронули многих честных специалистов и руководителей узла, включая начальника паровозного депо Н. Л. Мыскина и других[42]. Несмотря на это, железнодорожники успешно выполнили планы второй пятилетки, внедряя новаторские методы и повышая трудовую дисциплину. Многие из них были награждены знаками «Ударнику сталинского призыва» и «Почетному железнодорожнику»[43].
В 1937 году был создан узловой партком[43], а его печатный орган — газета «Стахановец транспорта» — играла важную роль в критике недостатков и пропаганде передового опыта[43]. Однако, в 1942 году газета была закрыта в связи с дефицитом бумаги[42]. 12 декабря 1937 года машинист М. Г. Крылов был избран депутатом Верховного Совета СССР[42].
В предвоенные годы Юдинский железнодорожный узел активно развивался, несмотря на нарастающую угрозу войны со стороны Третьего Рейха и Японской империи[44]. Железнодорожники продолжали работать с высоким энтузиазмом, внедряя передовые методы труда и участвуя в стахановско-кривоносовском движении[45].
26-28 июня 1938 года Сессией Верховного Совета ТАССР был образован Юдинский район с центром в посёлке Юдино[18][46]. Это способствовало развитию инфраструктуры, включая строительство жилых домов, школ, детских садов и культурных учреждений[47].
В 1939 году были организованы курсы для женщин, желающих освоить профессии помощников машинистов, что свидетельствовало о расширении участия женщин в железнодорожном транспорте[48]. Однако, несмотря на значительные успехи паровозников, работа станционной службы Юдино оставляла желать лучшего[49]. С июня 1939 года станция не справлялась с выполнением планов, что тормозило развитие узла[49]. Наркомат путей сообщения потребовало срочного улучшения, и начальник станции Г. Кузнецов заверил в скором исправлении ситуации[49]. Однако проблемы с кадровым составом и парком вагонов сохранялись[49]. В августе 1939 года нарком путей сообщения Л. М. Каганович потребовал в течение 5–6 дней восстановить нормальную работу станции, выделив средства на строительство общежития и премирование лучших работников[49].
В 1940 году железнодорожники активно участвовали в социалистическом соревновании[50], перевыполняя планы и внедряя новые технологии[51]. Были организованы кольцевые маршруты для доставки угля из Кузбасса, что помогло решить проблему дефицита топлива[52]. В этот период также активно развивалось рационализаторское движение[53], и многие предложения железнодорожников были внедрены в производство[53], принеся значительную экономию[53].
Накануне войны, в 1941 году, железнодорожники продолжали укреплять материально-техническую базу узла, повышая производительность труда и снижая простой вагонов[53]. Одновременно велась подготовка к возможным военным действиям: руководители служб проходили военную подготовку[54], а женщины обучались на курсах санитарной подготовки[54].
Великая Отечественная Война
С началом войны железнодорожники столкнулись с серьёзными вызовами[55][56]. Из-за отступления советских войск протяженность железных дорог сократилась почти вдвое, что привело к резкому увеличению нагрузки на оставшиеся магистрали[55]. Основная нагрузка легла на центральные дороги, включая Казанскую железную дорогу[57], которая имела стратегическое значение, связывая центральные регионы страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком[57]. Юдинский узел, являясь ключевым элементом этой магистрали, обеспечивал перевозку военных грузов, эвакуацию предприятий и населения[56].
О начале Великой Отечественной войны руководство Юдинского отделения железной дороги узнало раньше остальных жителей поселка из текста телеграммы, поступившей в Управление дороги в 7 часов утра 22 июня 1941 года. В телеграмме содержалось указание: «Срочно задержите на вашем отделении транспортные и экспортные грузы, следующие в Германию. Погрузку экспортных грузов с назначением в Германию прекратить»[6][57][58].
В ответ на сообщение о вторжении фашистских войск, на всех производственных участках Юдинского железнодорожного узла прошли митинги[59]. Железнодорожники выражали готовность работать с удвоенной энергией ради победы, а уже 24 июня сотни работников подали заявления с просьбой отправить их на фронт[60].
С первых дней войны Юдинский железнодорожный узел начал работу в военном режиме[61]. Согласно приказу Народного комиссара путей сообщения, 25 июня железнодорожники перешли на новый воинский график работы, обеспечивающий приоритетное продвижение воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизацией[61]. На станции были развернуты военно-продовольственные и санитарно-контрольные пункты[61]. Важную роль сыграла мобилизация сил и средств, включая направление паровозных бригад на прифронтовые дороги.
Железнодорожникам Юдино предстояло решать три ключевые задачи: быстрое перемещение войск и техники на фронт, бесперебойное снабжение промышленных предприятий и эвакуация населения и оборудования[56]. Перестройка работы станции была координирована Казанским комитетом обороны и Государственным комитетом по эвакуации[56]. Работники узла обеспечивали эвакуацию предприятий и оказывали помощь эвакуированным, предоставляя еду, воду и медицинскую помощь[56].
Юдинские железнодорожники активно участвовали в перебазировании на территорию Татарии 30 крупных промышленных предприятий и 46 эшелонов с эвакуированными из Москвы, Московской, Ивановской и Ленинградской областей, всего 165 тысяч человек[62]. Однако слабо развитый жилищный фонд узла позволил разместить лишь 1,5 тысячи семей, а более 500 молодых людей были размещены в рабочих общежитиях и общежитиях железнодорожного училища № 1[62].
Одновременно с этим станция активно работала над выполнением государственных задач по передаче порожних составов и обеспечению бесперебойной погрузки и разгрузки[63]. К августу 1941 года производительность труда значительно возросла[64].
Военная мобилизация сократила число рабочих, и на их места были привлечены пенсионеры, эвакуированные, женщины и подростки[65]. Молодёжь быстро осваивала профессии и через несколько месяцев выполняла задания наравне с взрослыми[66]. Женщины, ранее обученные профессиям машиниста и помощника машиниста, активно включились в работу, заполняя дефицит кадров[58].
17 сентября 1941 года железнодорожники Юдино выступили с призывом помочь армии зимней одеждой и обувью[67]. Работники станции откликнулись на этот призыв, собрав средства на покупку шерсти и начали вязать одежду для солдат[68]. Женщины станции также организовали сбор тёплых вещей и предметов первой необходимости, которые передавались в пункты приёма для отправки на фронт[67].
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Юдино проявляли особую заботу о военном госпитале № 3653, расположенном в здании школы № 41 (ныне № 153)[69]. Госпиталь, возглавляемый военврачом Юлией Михайловной Краснопольской, начал принимать раненых уже в июле 1941 года[69]. Персонал, состоявший в основном из женщин, не только лечил и ухаживал за бойцами, но и встречал эшелоны с ранеными, перенося их на носилках через мост в госпиталь[69]. Наибольший наплыв раненых пришелся на 1942–1943 годы, в период ожесточенных боев под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге[69]. Железнодорожники помогали госпиталю топливом, продуктами, ремонтом помещений, а учащиеся железнодорожного училища дежурили у тяжелораненых, читали им книги, помогали писать письма и организовывали концерты[69].
Рядом с Юдино, в лесу, располагалась школа младших авиационных техников и воинская часть № 169[70]. В 1942 году здесь формировалась 101-я танковая бригада и проходили учения лыжных батальонов[70]. Зимой 1942 года железнодорожники с почестями проводили на фронт 4-ю отдельную лыжную бригаду, которая в составе 25-й стрелковой дивизии сражалась на Сталинградском фронте[70].
В период битвы за Москву Юдинский узел сыграл ключевую роль в переброске войск и вооружений[71]. Железнодорожники обеспечивали бесперебойное движение поездов, несмотря на сложные погодные условия и нехватку ресурсов[72]. Их усилия были высоко оценены, и более 200 железнодорожников были награждены медалями «За оборону Москвы»[73].
В октябре 1941 года казанские железнодорожники построили бронепоезд «Красный Татарстан», который участвовал в боях за Сталинград и на Северном Кавказе[6]. Экипаж бронепоезда успешно выполнял боевые задачи, включая прикрытие железнодорожных узлов и мостов от вражеских атак. Победа завершила героический рейд «Красного Татарстана» на польско-румынской границе[74]. Здесь бронепоезд был расформирован.
В 1942 году пионеры и школьники школы № 41 собрали деньги на танк[75]. Всего было собрано 13751 рубль[75]. Из Народного комиссариата обороны была получена телеграмма с благодарностью за подписью Сталина.
В феврале 1942 года в Юдинский детский дом прибыли дети из блокадного Ленинграда[76]. Они были крайне истощены, многие не могли самостоятельно передвигаться, а некоторые могли говорить только шепотом[76]. Местные жители вспоминали, как из вагонов выносили «живые детские скелеты» на руках[76]. Дети, пережившие ужасы блокады, отказывались от еды, так как забыли, что такое обычная пища, такая как каша, морковь или картошка[76]. Они реагировали только на слово «хлеб»[76]. Первое время старшеклассники из Юдино кормили маленьких ленинградцев овсяным киселем, давая его по ложечке каждый час[76]. Дети смогли вернуться в родной Ленинград только в 1946 году[76].
За свои заслуги локомотивное депо Юдино было удостоено переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны восемь раз[76]. После окончания войны это знамя было передано коллективу депо на вечное хранение и сейчас находится в музее Дворца культуры железнодорожников[76].
В память о событиях Великой Отечественной войны и Гражданской войны 9 мая 1991 года в центре Юдино на личные средства железнодорожников и предприятий Юдинского железнодорожного узла был открыт Мемориальный комплекс памяти павшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн[77]. Этот комплекс, возведенный на месте захоронения Я. А. Юдина и его товарищей, создан по проекту В. Н. Сергеева[70].
Послевоенный период
После войны были расширены локомотивное и вагонное депо, введена в эксплуатацию механизированная сортировочная горка. Была освоена тепловозная тяга, автоматизировано и централизовано управление движением.
16 июля 1958 года посёлок вошел в состав Зеленодольского района Татарской АССР[78]. B 1960 году движение на линии Москва — Казань — Свердловск было переведено на тепловозную тягу. Велась большая работа по реконструкции Казанского железнодорожного узла, строятся новые пути, расширяются ст. Казань и Юдино[79].
В 1961 году по инициативе юдинских школьников и местных общественных организаций останки Яна Юдина и его боевых товарищей были перенесены в посёлок Юдино и захоронены в братской могиле[80].
В рамках административно-территориальной реформы 1962—1963 годов посёлок был передан в подчинение Зеленодольскому горсовету, а в 1965 году вошёл в состав Кировского района Казани[81][82]. Вскоре после присоединения посёлка к Казани, в 1966—1969 годах, бо́льшую часть улиц его улиц переименовали, чтобы в городе не было одноимённых улиц[83][84][85]. В 1970-х годах Юдино стало расширяться, были построены отделённые железнодорожными путями автомобильный и пешеходный мосты, по которым можно перебраться в южную часть посёлка и в Красную Горку.
В позднесоветский период среди крупнейших предприятий и организаций посёлка подавляющее большинство составляли предприятия, связанные с железнодорожным транспортом: локомотивное депо (1958 работников в 1988 году), вагонное депо (924 чел.), дистанция пути (ПЧ-21, 659 чел.) дистанция гражданских сооружений (НГЧ-8, 550 чел.), станция Юдино (468 чел.), участок энергоснабжения (416 чел.), дистанция сигнализации и связи (ШЧ-10, 362 чел.) и другие. Из других предприятий и организаций выделялись Юдинская швейная фабрика Минместпрома ТАССР (354 чел.)[86].
Постсоветское время
В 2018 году было проведено празднование 100-летия посёлка Юдино. Юбилей был приурочен к 14 августа 1918 года, когда по постановлению Совета народных комиссаров, подписанному В.И. Лениным, станция Красная Горка была переименована в Юдино в память о герое Гражданской войны Яне Юдине. Инициатива празднования принадлежала краеведу Ирине Рогожиной, которая в 2017 году обратилась к депутату Госсовета РТ Сергею Черепанову с документами, подтверждающими историческую значимость даты. После принятия постановления Кабинета Министров РТ о праздновании юбилея, Рогожина также разработала экскурсионный маршрут по посёлку, передав его реализацию городским властям[87].
Празднование столетия началось с активных работ по обновлению и модернизации поселка, включая капитальный ремонт дорог, фасадов 23 домов, 17 дворовых территорий, а также объектов социальной инфраструктуры[88][89]. Особое внимание было уделено реконструкции Дома культуры, в котором в 1980 году был открыт как музей боевой и трудовой славы местных железнодорожников. После ремонта музей переименован в музей истории развития железнодорожного транспорта и юдинского узла[87]. Реконструкция Дворца культуры, начатая в 2019 году, была завершена 30 августа 2020 года[90]. В рамках юбилейных мероприятий также были обновлены детский сад, поликлиника, стадион «Локомотив», а также построены новые объекты — крытая ледовая арена с искусственным льдом, футбольное поле с искусственным покрытием и подростковый клуб[91].
Основные изменения были поддержаны на уровне республиканских властей. В частности, в марте 2018 года был проведен визит Президента Татарстана Рустама Минниханова, который отметил важность развития инфраструктуры и выразил благодарность работникам железных дорог за их вклад в развитие региона. Вскоре после этого была запущена программа комплексного благоустройства, включающая капитальный ремонт фасадов и дворов, а также модернизацию транспортных сетей[91].
В рамках празднования состоялись торжественные мероприятия, включая награждение заслуженных работников Горьковской железной дороги и известных рабочих династий[92].
29 августа 2018 года на площади перед Домом культуры состоялся главный праздник, который собрал около 20 тысяч жителей и гостей поселка. В мероприятии приняли участие высокопоставленные лица, включая Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина, а также представителей ОАО «РЖД»[88]. В своей речи Минниханов подчеркнул важность развития транспортной инфраструктуры и создание условий для комфортного проживания и работы граждан[88].
Юбилейные мероприятия продолжались до вечера, с участием популярных творческих коллективов и звезд российской эстрады, таких как Стас Костюшкин[88]. Праздник завершился ярким салютом, символизируя новое «перерождение» Юдино как важного культурного и инфраструктурного центра региона[88].
Население
Посёлок ранее[когда?] был населён преимущественно работниками расположенного рядом крупного депо и прочих железнодорожных предприятий. В последующем[когда?] стал обычным городским микрорайоном с многоэтажной жилой застройкой.
1926[93] | 1930[34] | 1959[94] | 2010[95] |
---|---|---|---|
1407 | 1313 | 20358 | 17400 |
Известные уроженцы посёлка
- Горшенин, Константин Петрович — 1-й генеральный прокурор СССР, 5-й министр юстиции СССР.
- Смирнова, Светлана Станиславовна — актриса[96][97];
- Данилова, Галина Эдуардовна — актриса;
- Колотов, Виктор Михайлович — футболист и тренер[98];
- Голиков, Владислав Владимирович — певец, тенор, солист Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова;
- Халимов, Азат Мухарямович — музыкант-аккомпаниатор, баянист-виртуоз, автор песен, обработок для баяна, Заслуженный артист Республики Татарстан (1999);
- Маргулис, Юлия Александровна — актриса[99];
- Баранов, Евгений Павлович — актёр[100];
- Иванова, Антонина Аркадьевна — артистка Казанского государственного академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова;
- Крайнов, Вячеслав Сергеевич — мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, многократный чемпион России и СНГ по тяжелой атлетике среди ветеранов[98].
Предприятия
Помимо локомотивного депо и многочисленных прочих служб РЖД, в посёлке есть швейная фабрика, типография, завод ЖБК, птицеводческий репродуктор.
Достопримечательности
В посёлке насчитывается несколько небольших улиц и четыре расположенные недалеко друг от друга площади: Юдинская с ДК Железнодорожников и фонтаном; площадь-аллея Славы с мемориалом жителям, павшим в Великой Отечественной войне; 1000-летия Казани с монументом героям войны (фронтовика и тыловикам), фонтаном и тепловозом-памятником ТЭ3 и Железнодорожников со стелой РЖД и фонтаном. В Юдино действуют небольшие мечеть Жомга и церковь Александра Невского. Жители посёлка также посещают церковь Николая Чудотворца в Красной Горке (закрытую в советское время, отреставрированную и открытую в 1990 г.). В Юдино располагается единственный в Казани ашрам общества сознания Кришны. По воскресеньям в ашраме проводится воскресная программа, поётся киртан, проводится лекция и раздаётся прасад. В настоящее время в алтарной ведётся ремонт и устанавливаются Божества.
Транспорт
На железнодорожной станции Юдино имеются два вокзала (по чётному и нечётному направлениям железной дороги), на которых останавливаются все пригородные поезда-«электрички» и многие поезда дальнего следования.
С основной частью города через посёлок Залесный Юдино связано двумя маршрутами автобуса: № 46 и № 72 (помимо № 30 из Красной Горки).
Примечания
- ↑ Паспорт Кировского района на официальном портале Казани
- ↑ Амиров, К. Ф. Казань — где эта улица, где этот дом: справочник улиц города Казани. — Казань : издательство «Казань», 1995
- ↑ Т. Е. Аксенова и др. География Татарстана : Проб. учеб. пособие : Для сред. шк., ПТУ, сред. спец. учеб. заведений / Г. П. Бутаков. — Казань: Магариф, 1994. — 142 с. — ISBN 5-7761-0118-2.
- ↑ Шмелев Аркадий А., Стражевский Алексей Борисович. Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. Путеводитель. — Москва: «Мысль», 1968. — 310 с.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Рогожина, 2018, с. 2.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Юдино– железнодорожные ворота Казани . строителитатарстана.рус. Дата обращения: 14 июня 2024.
- ↑ Вечерняя Казань / № 89-90(2404—2405) 25 мая 2002 / Как мэр Казани поменял седло на железную дорогу
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Фотомарафон «100-летие ТАССР»: члены правительства АТССР на открытии путей на участке Юдино — Зеленый Дол . Реальное Время. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Барышев, 1995, с. 10.
- ↑ Битва за золотой запас России№ 1. — С. 3. // Наше Юдино 100 лет. — 2018. —
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 Барышев, 1995, с. 12.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Барышев, 1995, с. 11.
- ↑ Барышев, 1995, с. 14.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Барышев, 1995, с. 15.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Барышев, 1995, с. 16.
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 Рогожина, 2018, с. 3.
- ↑ Перейти обратно: 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 Барышев, 1995, с. 17.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Наталья Ермолаева. Сто лет непрерывного развития . gudok.ru. Гудок (14 августа 2018). Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 Рогожина, 2018, с. 4.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 20,3 Барышев, 1995, с. 18.
- ↑ Декреты Советской власти, т. III, М., 1964, стр. 197.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 Барышев, 1995, с. 19.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Барышев, 1995, с. 20.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 24,2 Барышев, 1995, с. 23.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 Барышев, 1995, с. 24.
- ↑ Перейти обратно: 26,0 26,1 26,2 Барышев, 1995, с. 25.
- ↑ Перейти обратно: 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 История локомотивного депо ЮДИНО . rmostzd.ru. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 28,2 Барышев, 1995, с. 26.
- ↑ Перейти обратно: 29,0 29,1 29,2 Барышев, 1995, с. 27.
- ↑ Перейти обратно: 30,0 30,1 30,2 Барышев, 1995, с. 29.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 Барышев, 1995, с. 30.
- ↑ Перейти обратно: 32,0 32,1 32,2 Барышев, 1995, с. 28.
- ↑ Перейти обратно: 33,0 33,1 Барышев, 1995, с. 31.
- ↑ Перейти обратно: 34,0 34,1 Юдино :: Татарская энциклопедия TATARICA . Татарская энциклопедия TATARICA.
- ↑ Барышев, 1995, с. 32.
- ↑ Барышев, 1995, с. 33.
- ↑ Барышев, 1995, с. 43.
- ↑ Барышев, 1995, с. 45.
- ↑ Барышев, 1995, с. 51.
- ↑ Перейти обратно: 40,0 40,1 Барышев, 1995, с. 52.
- ↑ Барышев, 1995, с. 53.
- ↑ Перейти обратно: 42,0 42,1 42,2 Барышев, 1995, с. 55.
- ↑ Перейти обратно: 43,0 43,1 43,2 Барышев, 1995, с. 54.
- ↑ Барышев, 1995, с. 57.
- ↑ Барышев, 1995, с. 58.
- ↑ Барышев, 1995, с. 61.
- ↑ Барышев, 1995, с. 62.
- ↑ Барышев, 1995, с. 60.
- ↑ Перейти обратно: 49,0 49,1 49,2 49,3 49,4 Барышев, 1995, с. 66.
- ↑ Барышев, 1995, с. 73.
- ↑ Барышев, 1995, с. 72.
- ↑ Барышев, 1995, с. 67.
- ↑ Перейти обратно: 53,0 53,1 53,2 53,3 Барышев, 1995, с. 75.
- ↑ Перейти обратно: 54,0 54,1 Барышев, 1995, с. 74.
- ↑ Перейти обратно: 55,0 55,1 Барышев, 1995, с. 77.
- ↑ Перейти обратно: 56,0 56,1 56,2 56,3 56,4 Барышев, 1995, с. 83.
- ↑ Перейти обратно: 57,0 57,1 57,2 Барышев, 1995, с. 78.
- ↑ Перейти обратно: 58,0 58,1 Марина Галкина. Испытание войной . gudok.ru. Гудок (29 мая 2018). Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Барышев, 1995, с. 79.
- ↑ Барышев, 1995, с. 80.
- ↑ Перейти обратно: 61,0 61,1 61,2 Барышев, 1995, с. 81.
- ↑ Перейти обратно: 62,0 62,1 Барышев, 1995, с. 84.
- ↑ Барышев, 1995, с. 85.
- ↑ Барышев, 1995, с. 86.
- ↑ Барышев, 1995, с. 87.
- ↑ Барышев, 1995, с. 88.
- ↑ Перейти обратно: 67,0 67,1 Барышев, 1995, с. 90.
- ↑ Барышев, 1995, с. 91.
- ↑ Перейти обратно: 69,0 69,1 69,2 69,3 69,4 Рогожина, 2018, с. 8.
- ↑ Перейти обратно: 70,0 70,1 70,2 70,3 Рогожина, 2018, с. 9.
- ↑ Барышев, 1995, с. 95.
- ↑ Барышев, 1995, с. 98.
- ↑ Барышев, 1995, с. 99.
- ↑ Рогожина, 2018, с. 7.
- ↑ Перейти обратно: 75,0 75,1 Барышев, 1995, с. 128.
- ↑ Перейти обратно: 76,0 76,1 76,2 76,3 76,4 76,5 76,6 76,7 76,8 ЮДИНО: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ . Приход церкви Святителя Николая г.Казань пос. Красная Горка. Дата обращения: 5 мая 2024.
- ↑ Алена Чернышёва. Память сердца, чести долг... . gudok.ru. Гудок (17 мая 2019). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Ведомости Верховного Совета СССР. № 16 (911), 1958 г.
- ↑ История Казани : в 2 кн / АН СССР Казанский филиал Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова ; Сост. А. Х. Халиков ; Редкол.: Я. А. [!Г.] Абдуллин и др. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. — Т. 2. — С. 316. — 382 с.
- ↑ Татьяна Юрыгина. Погиб в бою у станции Красная Горка . gudok.ru. Гудок (9 октября 2019). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Татарская АССР: административно-территориальное деление на 1 сентября 1963 года / Усманов И. Ш.. — Казань: Татарское книжное издательство, 1963. — 356 с. — 4000 экз.
- ↑ Постановление Президиума Верховного Совета Татарской АССР «О расширении городской черты города Казани Татарской АССР» от 30 июля 1965 года
- ↑ Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 229 от 29 марта 1966 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района — Залесном, Займище, Калинина, Красная Горка, Новое Аракчино, Новостройка, Юдино»
- ↑ Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 942 от 29 ноября 1967 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района — Залесном, Займище, Красная Горка, Новое Аракчино, Ново-Юдино, Новостройка, Юдино, Калинина»
- ↑ Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 124 от 18 февраля 1969 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района /б. Юдинского поссовета/»
- ↑ Списки предприятий (учреждений, организаций) представляющих отчётность о численности и фонде заработной платы рабочих и служащих за 1988 год (Государственный архив Республики Татарстан, фонд Р2285, оп. 1, д. 1217)
- ↑ Перейти обратно: 87,0 87,1 Дарья Ходик. Секреты станционного смотрителя. Какие тайны хранит казанский посёлок Юдино . kazan.aif.ru. Аргументы и Факты (13 сентября 2021). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 88,0 88,1 88,2 88,3 88,4 Ильсур Метшин: «Мы вместе радуемся возрождению поселка Юдино!» . kzn.ru. Официальный портал органов местного самоуправления города Казани (29 августа 2018). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Рогожина, 2018, с. 27.
- ↑ Дворец культуры железнодорожников г. Казани . Культура.РФ. Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 91,0 91,1 Николай Морохин. Железнодорожная столица Татарстана отметила вековой юбилей . gudok.ru. Гудок (30 августа 2018). Дата обращения: 8 февраля 2025.
- ↑ Рогожина, 2018, с. 28.
- ↑ СССР җанисәбе (1926)
- ↑ http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php
- ↑ Паспорт Кировского района на официальном портале Казани
- ↑ Светлана Смирнова (Svetlana Smirnova): фильмография... . «ivi.ru». Дата обращения: 13 июня 2024.
- ↑ Sergeĭ Dobrotvorskiĭ. Новейшая история отечественного кино: Р-Я. — СЕАНС, 2001. — 632 с. — ISBN 978-5-901586-03-7.
- ↑ Перейти обратно: 98,0 98,1 Рогожина, 2018, с. 24.
- ↑ ЮЛИЯ МАРГУЛИС – ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ МАРИНЫ // Молодежь Татарстана
- ↑ Евгений Барнов: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ. . Вокруг ТВ. Дата обращения: 5 сентября 2024.
Литература
- Юдино // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 360. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
- Г. А. Барышев. Трудовая слава. Очерк истории развития Юдинского железнодорожного узла. — Казань, 1995.
- И. Н. Рогожина, Е. С. Ямбаршева. Юдино – 100 лет в пути. — Казань, 2018. — 32 с.
- М. В. Диков, А. И. Мышляев, В. Г. Ликашин. Впереди - зеленый: Очерки из истории юдинских железнодорожников послевоенного периода . — Казань: Лиана, 1998. — 350 с.
- М. В. Диков. Локомотивное депо Юдино . — Казань, 2005. — 115 с.
Ссылки
- Паспорт Кировского района на официальном портале Казани
- Юдино в Казанской интернет-энциклопедии (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) Проверено 3 июня 2015.