Перейти к содержанию

Юдино (Казань)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юдино
тат. Юдино
Надпись на въезде в посёлок Юдино. Рядом с надписью также построен символ Юдино памятник-паровоз «Л-1591»Надпись на въезде в посёлок Юдино. Рядом с надписью также построен символ Юдино памятник-паровоз «Л-1591»
55°49′ с. ш. 48°54′ в. д.HGЯO
Город Казань Казань
Административный район города Кировский
Дата основания 1918
Год включения в черту города 1950-е
Прежние названия Красная Горка
Площадь 56 км²
Население 17 400[1] чел. (2010)
Почтовые индексы 420078
Юдино (Татарстан)
Точка
Юдино
Юдино, Татарстан

Ю́дино (тат. Юдино) — микрорайон в составе Кировского района города Казани. Поселок Юдино прилегает к лесопарковой зоне озера Лебяжье.

В 1918 году большая часть посёлка Красная Горка севернее хода железной дороги Москва — Казань по указу Ленина была переименована в посёлок Юдино, который стал первым в России населённым пунктом, названным в честь героя гражданской войны — Яна Юдина[2]. Посёлок включён в черту города Казани после Великой Отечественной войны в 1965 году.

С 1969 года Юдино входит в состав Кировского района города Казани. Юдино сегодня — крупный железнодорожный узел Казанского отделения Горьковской железной дороги, его называют железнодорожными воротами Казани.

Географическое положение

Фргамент окаменевших морских разложений, примерно 2-е тыс. лет до н. э.

Поселок Юдино расположен на первой надпойменной террасе, где около 200 миллионов лет назад находилось море, о чем свидетельствуют окаменевшие раковины морских моллюсков, обнаруженные в 1997 году. Территория неоднократно подвергалась смене морского и континентального режимов, а современный рельеф начал формироваться около 22,6 миллионов лет назад. В четвертичное время произошла закладка долин основных рек, таких как Волга, Кама и Вятка, русла которых постепенно смещались вправо под действием силы Кориолиса. Последнее значительное похолодание завершилось 10 тысяч лет назад, и с тех пор климатические условия существенно не менялись, хотя в последние 100-150 лет на природу региона активно влияет человеческая деятельность[3].

Юдино находится на левом берегу Куйбышевского водохранилища. Слева от посёлка расположен Зеленодольск, почти смыкающийся с посёлком Васильево, где находится стекольный завод. Справа, у устья реки Свияги, расположена Введенская слободка с большим домом отдыха. Вдоль левого берега Куйбышевского водохранилища тянутся острова, а за лесом виднеется сам посёлок Юдино[4].

Помимо сохранившегося южнее через железнодорожные пути посёлка Красная Горка, к западу рядом с Юдино возник посёлок Новое Юдино (Беляевский). Значительно дальше севернее находится посёлок Залесный, западнее — посёлок Займище и Займищенский автодорожный мост через Волгу.

Рядом с Юдино находится популярное у жителей посёлка и всего города рукотворное озеро Изумрудное (в обиходе Карьер). На развилке дороги от посёлка к озеру установлен паровоз-памятник строителям Казанской железной дороги, участникам Гражданской и Великой Отечественной войны и труженникам послевоенных лет. К Изумрудному из Залесного ведёт линия Казанской детской железной дороги. Вблизи Юдино на трассе от Залесного находится стадион.

История

Ранняя история

Встреча поезда на платформе села Красная Горка, 1898 год

В конце XIX века на территории поселка были густые леса[5]. Казанский городской глава Сергей Дьяченко инициировал проект по интеграции Казани в общую сеть железнодорожных путей Российской империи[6]. В этот период к нему обратились казанские купцы с просьбой о содействии в строительстве железной дороги. Проект предусматривал маршрут от Москвы через Самару на Урал и далее на Дальний Восток. Купцы настаивали на том, чтобы дорога проходила через Казань, а не через Самару. Дьяченко отправился в Санкт-Петербург, где в течение нескольких месяцев вел переговоры с представителями власти, сопровождая их подарками и взятками[7]. В результате его усилий, после личной аудиенции у Александра III в 1890 году, проект железной дороги через Казань был утвержден[6]. После завершения подготовки технической документации началось строительство, продолжавшееся около четырёх лет.

Железнодорожное сообщение с Москвой было открыто 15 июня 1894 года[5]. Объявление в «Казанских губернских ведомостях» 1894 года приглашало пассажиров совершить железнодорожное путешествие: «Правление Общества Московско-Казанской железной дороги имеет честь довести до всеобщего сведения, что с 15 июня открыто товарное и пассажирское движение на участке дороги между Свияжском и Казанью. На первое время будут иметь движение две пары товарно-пассажирских поездов, которые для удобства публики имеют остановки в пунктах — Пороховая, Аракчино, Красная Горка, Васильево, где будут устроены дачные платформы»[5].

На месте остановки поездов была построена дачная платформа с небольшим деревянным вокзалом, получившая название «Красная Горка», по имени села, которое находилось с левой стороны от станции[5]. За свои усилия Дьяченко был переизбран на пост городского главы Казани на второй и третий сроки. Одобренный царем проект не только привел к строительству новой железнодорожной магистрали Казань — Екатеринбург, но и способствовал созданию крупного железнодорожного узла Юдино. Основная магистраль Москва — Екатеринбург, согласно проекту, должна была проходить не через станцию Казань, которая до 1928 года оставалась тупиковой, а через полустанки Красная Горка и Дербышки[6].

В 1912 году началось строительство Казанбургской линии — железнодорожной ветки из Казани в Екатеринбург[8]. Строительство линии началось от полустанка Красная Горка, где ранее располагались дачи казанских промышленников, купцов и интеллигенции[9]. В 1911 году на этом месте начались работы по прокладке железнодорожных линий и обустройству полустанка. Для стоянки и ремонта паровозов было построено первое депо, представлявшее собой помещение из грубых досок[10].

К 1912 году на полустанке Красная Горка были построены складские помещения, поворотный круг для паровозов и небольшой деревянный вокзал[9]. Расширение полустанка и прокладка вторых путей способствовали увеличению грузопотока. Однако условия труда рабочих были крайне тяжелыми, а заработная плата низкой.

С началом Первой мировой войны строительство железнодорожного узла замедлилось, а многие рабочие были мобилизованы[11]. Однако разъезд Красная Горка значительно расширился после ввода в эксплуатацию в 1913 году железнодорожного Романовского моста через Волгу, что увеличило его пропускную способность: в течение суток через разъезд проходило 10-12 эшелонов военных и хозяйственных грузов[12]. К началу сентября 1914 года полустанок получил статус железнодорожного разъезда[12]. Социальное положение железнодорожников ухудшилось из-за продовольственного кризиса и инфляции[11]. Временное правительство, пришедшее к власти после Февральской революции 1917 года, пыталось улучшить положение рабочих, повысив заработную плату, но это не решило всех проблем[13].

Октябрьская революция 1917 года внесла коррективы в развитие железнодорожного узла[14]. Несмотря на политические и экономические трудности, рабочие продолжали трудиться в условиях военного времени. Было принято решение о строительстве нового паровозного депо взамен сгоревшего, однако Гражданская война приостановила эти планы[15].

В 1918 году Московско-Казанское акционерное общество было ликвидировано, и железная дорога перешла в государственную собственность[15].

Гражданская война

Я. А. Юдин

Во времена Гражданской войны на территории Красной Горки шли ожесточённые бои[16]. Захватив Казань, белочехи и белогвардейцы стремились овладеть мостом через Волгу и открыть путь на Москву[16][17]. Левобережной группой войск Красной Армии командовал комбриг Ян Юдин[16]. Красноармейские части удерживали линию обороны Красная ГоркаСухая река[17]. Именно здесь развернулись главные бои Восточного фронта[17]. Разъезд неоднократно переходил из рук в руки, что привело к его разрушению[18].

Для усиления боевой мощи, частям левобережной группой войск был придан бронепоезд «Свободная Россия»[17][19]. На участке Свияжск-Красная Горка бронепоезд под прикрытием леса обстреливал пристани противника, уничтожив несколько барж и пароходов[19].

7–8 августа 1918 года белогвардейцы начали массированное наступление, поддерживаемое артиллерией, которая вела интенсивный обстрел разъезда Красная Горка с высот Верхнего Услона[17]. На станции скопились эшелоны с отступающими красноармейцами и военной техникой[17]. Железнодорожники, несмотря на обстрелы, сумели организовать эвакуацию людей и подвижного состава, ликвидировав «пробку» и предотвратив большие потери[17]. Однако сам разъезд и его инфраструктура, включая станционные пути протяжённостью 2,7 километра, были серьёзно повреждены и временно выведены из строя[17]. Для ремонта путей и обеспечения боеспособности бронепоезда командир Ян Юдин приказал машинисту бронепоезда курсировать между станциями Красная Горка и Новое Аракчино[19].

8 августа 1918 года белогвардейцы и белочехи заняли разъезд Красная Горка, а также близлежащие деревни — Аракчино, Куземетьево и другие[20]. Линия фронта сместилась в район Обсерватории[20]. Железнодорожники, поддерживавшие советскую власть, вынуждены были скрываться в лесах, надеясь на скорое возвращение Красной Армии[20].

Карта, на которой схематично указано проведение Казанской операции

11 августа 1918 года командующий левобережной группой войск Янис Юдиныш получил приказ удержать стратегически важный Волжский мост и провести разведку для подготовки контрнаступления[20]. В ночь на 12 августа произошло кровопролитное сражение. Артиллерия противника, снова занявшая позицию на горе у Верхнего Услона, обстреливала наступающие части Красной Армии[19]. Во время боя к Юдинышу прискакал ординарец с срочным сообщением[19]. Комбриг открыл конверт и начал читать, но в этот момент разорвался артиллерийский снаряд, нанёсший ему смертельную рану[19]. Юдиныш скончался через два часа[19]. Через два дня после его гибели Совет народных комиссаров РСФСР постановил «железнодорожную станцию Красная горка, у которой погиб геройски т. Юдин, переименовать в Юдино»[21].

Станция Юдино находилась под контролем белогвардейцев в течение 32 дней[22]. За это время они заняли дома рабочих, служащих и дачи, выселив жильцов на улицу или в огороды[22].

В конце августа 1918 года, началось новое наступление Красной Армии на Казань[23]. 10 сентября в ходе операции с поддержкой бронепоезда «Свободная Россия» войска Красной Армии при поддержке бронепоезда «Свободная Россия» и авиации под командованием одного из лучших лётчиков Гражданской войны И. У. Павлова красноармейцы выбили белогвардейские силы со станции Юдино[23]. К вечеру того же дня была освобождена Казань[23]. Однако война на этом не закончилась.

Весной 1919 года угроза со стороны армии Колчака вновь нависла над регионом[24]. На станции Янаул бронепоезд «Свободная Россия», прикрывавший подступы к Казани, попал в окружение[24]. После уничтожения моста экипаж снял вооружение и взорвал бронепоезд, продолжив борьбу в составе партизанского отряда[25].

Военные действия, разруха и продовольственный кризис тяжело отразились на жизни железнодорожников[23]. Многие из них были мобилизованы в Красную Армию, а оставшиеся на станции столкнулись с голодом и нехваткой ресурсов[24]. Для поддержки рабочих вводились продуктовые пайки, но этого было недостаточно[25]. Железнодорожники вынуждены были искать дополнительные источники пропитания, отправляясь в близлежащие деревни или обменивая личные вещи на продукты[25].

В этих условиях ключевую роль в поддержании порядка и дисциплины сыграли партийные органы. Партийная ячейка станции, созданная в 1918 году[23], и политотдел, появившийся в 1920 году[26], ужесточили контроль над трудовой дисциплиной, организовали субботники и борьбу с «пережитками старого режима»[26]. В 1920 году на станции возникла комсомольская ячейка, занимавшаяся агитацией и воспитанием молодёжи[26].

После окончания Гражданской войны, в 1918 году было построено депо, началась эксплуатация паровозов, а также были построены склады и ремонтные мастерские[14]. В двухсекционном бревенчатом здании обслуживались 9 паровозов серий Ы, Ов, Чн, Нв, а также действующий вагонный парк[14][27].

Развитие посёлка

В период восстановления после Гражданской войны (1920-е годы) Юдинский железнодорожный узел столкнулся с серьёзными трудностями, включая нехватку запасных частей, строительных материалов и устаревшую инфраструктуру[28]. В 1921 году по распоряжению В. И. Ленина станция Юдино стала ключевым пунктом для перевозки зерна с заволжских пристаней, что помогло частично решить продовольственный кризис[28]. Однако голод 1921–1922 годов унёс жизни многих железнодорожников и их семей[28]. Экономические проблемы усугублялись гиперинфляцией: средняя зарплата в 1922 году составляла около 9 миллионов рублей, что было недостаточно даже для базовых нужд[29].

Посёлок, развиваясь вокруг станции (территория построек в северной части была расширена вдвое), получил статус рабочего посёлка в 1926 году, к тому времени в нём проживало около 9 тысяч человек, в основном рабочие и служащие железнодорожного узла[6]. Культурная жизнь посёлка также развивалась. В 1925 году открылся клуб, ставший центром культурно-массовой работы[30]. Здесь действовали библиотека, кружки художественной самодеятельности и драматическая группа[30]. В 1926 году были построены школа и детский сад[31], а также началось частное жилищное строительство[31].

В 1923 году здание депо сгорело вместе с оборудованием[29], однако уже в 1924 году, несмотря на разруху, были выделены средства на строительство нового производственного здания, соответствующего требованиям 1930-х годов[27][29]. Строительные материалы, включая природный камень, поставлялись из Финляндии[27][32]. В 1926 году первая очередь паровозного депо была введена в эксплуатацию[27][32]. Это значительно укрепило материально-техническую базу узла, увеличило штат до 180 человек и улучшило условия труда[32]. Одновременно развивалось энергетическое хозяйство: узел перешёл на централизованное электроснабжение, что позволило обеспечить электроэнергией производственные и бытовые нужды[30].

В 1928 году вступила в строй сортировочная горка, сделавшая станцию Юдино ключевым распределительным и сортировочным пунктом Московско-Казанской железной дороги[8][33]. Для подготовки квалифицированных кадров было организовано Фабрично-заводское училище (ФЗУ), выпускники которого пополняли ряды железнодорожников[8][33].

С 1928 по 1938 годы посёлок входил в состав Казанского района города Казани. С 1930 г. в составе Юдинского сельсовета Казанского района[34].

В период первых пятилеток (1928–1937 гг.) Юдинский железнодорожный узел активно развивался, несмотря на значительные трудности[35]. Основное внимание уделялось технической реконструкции[36], увеличению грузооборота и пропускной способности[37]. В 1934 году вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную службу, что укрепило производственную базу узла[38]. В 1935 году началось активное внедрение стахановско-кривоносовского движения, направленного на повышение производительности труда. Машинисты, такие как М. Г. Крылов[39] и его сын Константин[40], стали лидерами этого движения, вводя тяжеловесные поезда и сокращая время ремонта паровозов.

В 1936 году Московско-Казанская железная дорога была реорганизована, и Юдинский узел стал частью новой Казанской железной дороги[40]. Это способствовало дальнейшему развитию материальной базы и рабочего посёлка Юдино. К середине 1930-х годов приписной парк депо составлял 45 паровозов[27]. В конце 1930-х годов станция Юдино под руководством нового начальника Г. Оборина вышла в число передовых на дороге, значительно сократив простой вагонов и повысив производительность труда[41].

Однако период первых пятилеток был также отмечен репрессиями, которые затронули многих честных специалистов и руководителей узла, включая начальника паровозного депо Н. Л. Мыскина и других[42]. Несмотря на это, железнодорожники успешно выполнили планы второй пятилетки, внедряя новаторские методы и повышая трудовую дисциплину. Многие из них были награждены знаками «Ударнику сталинского призыва» и «Почетному железнодорожнику»[43].

В 1937 году был создан узловой партком[43], а его печатный орган — газета «Стахановец транспорта» — играла важную роль в критике недостатков и пропаганде передового опыта[43]. Однако, в 1942 году газета была закрыта в связи с дефицитом бумаги[42]. 12 декабря 1937 года машинист М. Г. Крылов был избран депутатом Верховного Совета СССР[42].

В предвоенные годы Юдинский железнодорожный узел активно развивался, несмотря на нарастающую угрозу войны со стороны Третьего Рейха и Японской империи[44]. Железнодорожники продолжали работать с высоким энтузиазмом, внедряя передовые методы труда и участвуя в стахановско-кривоносовском движении[45].

26-28 июня 1938 года Сессией Верховного Совета ТАССР был образован Юдинский район с центром в посёлке Юдино[18][46]. Это способствовало развитию инфраструктуры, включая строительство жилых домов, школ, детских садов и культурных учреждений[47].

В 1939 году были организованы курсы для женщин, желающих освоить профессии помощников машинистов, что свидетельствовало о расширении участия женщин в железнодорожном транспорте[48]. Однако, несмотря на значительные успехи паровозников, работа станционной службы Юдино оставляла желать лучшего[49]. С июня 1939 года станция не справлялась с выполнением планов, что тормозило развитие узла[49]. Наркомат путей сообщения потребовало срочного улучшения, и начальник станции Г. Кузнецов заверил в скором исправлении ситуации[49]. Однако проблемы с кадровым составом и парком вагонов сохранялись[49]. В августе 1939 года нарком путей сообщения Л. М. Каганович потребовал в течение 5–6 дней восстановить нормальную работу станции, выделив средства на строительство общежития и премирование лучших работников[49].

В 1940 году железнодорожники активно участвовали в социалистическом соревновании[50], перевыполняя планы и внедряя новые технологии[51]. Были организованы кольцевые маршруты для доставки угля из Кузбасса, что помогло решить проблему дефицита топлива[52]. В этот период также активно развивалось рационализаторское движение[53], и многие предложения железнодорожников были внедрены в производство[53], принеся значительную экономию[53].

Накануне войны, в 1941 году, железнодорожники продолжали укреплять материально-техническую базу узла, повышая производительность труда и снижая простой вагонов[53]. Одновременно велась подготовка к возможным военным действиям: руководители служб проходили военную подготовку[54], а женщины обучались на курсах санитарной подготовки[54].

Великая Отечественная Война

С началом войны железнодорожники столкнулись с серьёзными вызовами[55][56]. Из-за отступления советских войск протяженность железных дорог сократилась почти вдвое, что привело к резкому увеличению нагрузки на оставшиеся магистрали[55]. Основная нагрузка легла на центральные дороги, включая Казанскую железную дорогу[57], которая имела стратегическое значение, связывая центральные регионы страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком[57]. Юдинский узел, являясь ключевым элементом этой магистрали, обеспечивал перевозку военных грузов, эвакуацию предприятий и населения[56].

О начале Великой Отечественной войны руководство Юдинского отделения железной дороги узнало раньше остальных жителей поселка из текста телеграммы, поступившей в Управление дороги в 7 часов утра 22 июня 1941 года. В телеграмме содержалось указание: «Срочно задержите на вашем отделении транспортные и экспортные грузы, следующие в Германию. Погрузку экспортных грузов с назначением в Германию прекратить»[6][57][58].

В ответ на сообщение о вторжении фашистских войск, на всех производственных участках Юдинского железнодорожного узла прошли митинги[59]. Железнодорожники выражали готовность работать с удвоенной энергией ради победы, а уже 24 июня сотни работников подали заявления с просьбой отправить их на фронт[60].

С первых дней войны Юдинский железнодорожный узел начал работу в военном режиме[61]. Согласно приказу Народного комиссара путей сообщения, 25 июня железнодорожники перешли на новый воинский график работы, обеспечивающий приоритетное продвижение воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизацией[61]. На станции были развернуты военно-продовольственные и санитарно-контрольные пункты[61]. Важную роль сыграла мобилизация сил и средств, включая направление паровозных бригад на прифронтовые дороги.

Железнодорожникам Юдино предстояло решать три ключевые задачи: быстрое перемещение войск и техники на фронт, бесперебойное снабжение промышленных предприятий и эвакуация населения и оборудования[56]. Перестройка работы станции была координирована Казанским комитетом обороны и Государственным комитетом по эвакуации[56]. Работники узла обеспечивали эвакуацию предприятий и оказывали помощь эвакуированным, предоставляя еду, воду и медицинскую помощь[56].

Юдинские железнодорожники активно участвовали в перебазировании на территорию Татарии 30 крупных промышленных предприятий и 46 эшелонов с эвакуированными из Москвы, Московской, Ивановской и Ленинградской областей, всего 165 тысяч человек[62]. Однако слабо развитый жилищный фонд узла позволил разместить лишь 1,5 тысячи семей, а более 500 молодых людей были размещены в рабочих общежитиях и общежитиях железнодорожного училища № 1[62].

Одновременно с этим станция активно работала над выполнением государственных задач по передаче порожних составов и обеспечению бесперебойной погрузки и разгрузки[63]. К августу 1941 года производительность труда значительно возросла[64].

Военная мобилизация сократила число рабочих, и на их места были привлечены пенсионеры, эвакуированные, женщины и подростки[65]. Молодёжь быстро осваивала профессии и через несколько месяцев выполняла задания наравне с взрослыми[66]. Женщины, ранее обученные профессиям машиниста и помощника машиниста, активно включились в работу, заполняя дефицит кадров[58].

17 сентября 1941 года железнодорожники Юдино выступили с призывом помочь армии зимней одеждой и обувью[67]. Работники станции откликнулись на этот призыв, собрав средства на покупку шерсти и начали вязать одежду для солдат[68]. Женщины станции также организовали сбор тёплых вещей и предметов первой необходимости, которые передавались в пункты приёма для отправки на фронт[67].

В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Юдино проявляли особую заботу о военном госпитале № 3653, расположенном в здании школы № 41 (ныне № 153)[69]. Госпиталь, возглавляемый военврачом Юлией Михайловной Краснопольской, начал принимать раненых уже в июле 1941 года[69]. Персонал, состоявший в основном из женщин, не только лечил и ухаживал за бойцами, но и встречал эшелоны с ранеными, перенося их на носилках через мост в госпиталь[69]. Наибольший наплыв раненых пришелся на 1942–1943 годы, в период ожесточенных боев под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге[69]. Железнодорожники помогали госпиталю топливом, продуктами, ремонтом помещений, а учащиеся железнодорожного училища дежурили у тяжелораненых, читали им книги, помогали писать письма и организовывали концерты[69].

Рядом с Юдино, в лесу, располагалась школа младших авиационных техников и воинская часть № 169[70]. В 1942 году здесь формировалась 101-я танковая бригада и проходили учения лыжных батальонов[70]. Зимой 1942 года железнодорожники с почестями проводили на фронт 4-ю отдельную лыжную бригаду, которая в составе 25-й стрелковой дивизии сражалась на Сталинградском фронте[70].

В период битвы за Москву Юдинский узел сыграл ключевую роль в переброске войск и вооружений[71]. Железнодорожники обеспечивали бесперебойное движение поездов, несмотря на сложные погодные условия и нехватку ресурсов[72]. Их усилия были высоко оценены, и более 200 железнодорожников были награждены медалями «За оборону Москвы»[73].

В октябре 1941 года казанские железнодорожники построили бронепоезд «Красный Татарстан», который участвовал в боях за Сталинград и на Северном Кавказе[6]. Экипаж бронепоезда успешно выполнял боевые задачи, включая прикрытие железнодорожных узлов и мостов от вражеских атак. Победа завершила героический рейд «Красного Татарстана» на польско-румынской границе[74]. Здесь бронепоезд был расформирован.

В 1942 году пионеры и школьники школы № 41 собрали деньги на танк[75]. Всего было собрано 13751 рубль[75]. Из Народного комиссариата обороны была получена телеграмма с благодарностью за подписью Сталина.

В феврале 1942 года в Юдинский детский дом прибыли дети из блокадного Ленинграда[76]. Они были крайне истощены, многие не могли самостоятельно передвигаться, а некоторые могли говорить только шепотом[76]. Местные жители вспоминали, как из вагонов выносили «живые детские скелеты» на руках[76]. Дети, пережившие ужасы блокады, отказывались от еды, так как забыли, что такое обычная пища, такая как каша, морковь или картошка[76]. Они реагировали только на слово «хлеб»[76]. Первое время старшеклассники из Юдино кормили маленьких ленинградцев овсяным киселем, давая его по ложечке каждый час[76]. Дети смогли вернуться в родной Ленинград только в 1946 году[76].

За свои заслуги локомотивное депо Юдино было удостоено переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны восемь раз[76]. После окончания войны это знамя было передано коллективу депо на вечное хранение и сейчас находится в музее Дворца культуры железнодорожников[76].

В память о событиях Великой Отечественной войны и Гражданской войны 9 мая 1991 года в центре Юдино на личные средства железнодорожников и предприятий Юдинского железнодорожного узла был открыт Мемориальный комплекс памяти павшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн[77]. Этот комплекс, возведенный на месте захоронения Я. А. Юдина и его товарищей, создан по проекту В. Н. Сергеева[70].

Послевоенный период

После войны были расширены локомотивное и вагонное депо, введена в эксплуатацию механизированная сортировочная горка. Была освоена тепловозная тяга, автоматизировано и централизовано управление движением.

16 июля 1958 года посёлок вошел в состав Зеленодольского района Татарской АССР[78]. B 1960 году движение на линии МоскваКазаньСвердловск было переведено на тепловозную тягу. Велась большая работа по реконструкции Казанского железнодорожного узла, строятся новые пути, расширяются ст. Казань и Юдино[79].

В 1961 году по инициативе юдинских школьников и местных общественных организаций останки Яна Юдина и его боевых товарищей были перенесены в посёлок Юдино и захоронены в братской могиле[80].

В рамках административно-территориальной реформы 1962—1963 годов посёлок был передан в подчинение Зеленодольскому горсовету, а в 1965 году вошёл в состав Кировского района Казани[81][82]. Вскоре после присоединения посёлка к Казани, в 1966—1969 годах, бо́льшую часть улиц его улиц переименовали, чтобы в городе не было одноимённых улиц[83][84][85]. В 1970-х годах Юдино стало расширяться, были построены отделённые железнодорожными путями автомобильный и пешеходный мосты, по которым можно перебраться в южную часть посёлка и в Красную Горку.

В позднесоветский период среди крупнейших предприятий и организаций посёлка подавляющее большинство составляли предприятия, связанные с железнодорожным транспортом: локомотивное депо (1958 работников в 1988 году), вагонное депо (924 чел.), дистанция пути (ПЧ-21, 659 чел.) дистанция гражданских сооружений (НГЧ-8, 550 чел.), станция Юдино (468 чел.), участок энергоснабжения (416 чел.), дистанция сигнализации и связи (ШЧ-10, 362 чел.) и другие. Из других предприятий и организаций выделялись Юдинская швейная фабрика Минместпрома ТАССР (354 чел.)[86].

Постсоветское время

В 2018 году было проведено празднование 100-летия посёлка Юдино. Юбилей был приурочен к 14 августа 1918 года, когда по постановлению Совета народных комиссаров, подписанному В.И. Лениным, станция Красная Горка была переименована в Юдино в память о герое Гражданской войны Яне Юдине. Инициатива празднования принадлежала краеведу Ирине Рогожиной, которая в 2017 году обратилась к депутату Госсовета РТ Сергею Черепанову с документами, подтверждающими историческую значимость даты. После принятия постановления Кабинета Министров РТ о праздновании юбилея, Рогожина также разработала экскурсионный маршрут по посёлку, передав его реализацию городским властям[87].

Празднование столетия началось с активных работ по обновлению и модернизации поселка, включая капитальный ремонт дорог, фасадов 23 домов, 17 дворовых территорий, а также объектов социальной инфраструктуры[88][89]. Особое внимание было уделено реконструкции Дома культуры, в котором в 1980 году был открыт как музей боевой и трудовой славы местных железнодорожников. После ремонта музей переименован в музей истории развития железнодорожного транспорта и юдинского узла[87]. Реконструкция Дворца культуры, начатая в 2019 году, была завершена 30 августа 2020 года[90]. В рамках юбилейных мероприятий также были обновлены детский сад, поликлиника, стадион «Локомотив», а также построены новые объекты — крытая ледовая арена с искусственным льдом, футбольное поле с искусственным покрытием и подростковый клуб[91].

Основные изменения были поддержаны на уровне республиканских властей. В частности, в марте 2018 года был проведен визит Президента Татарстана Рустама Минниханова, который отметил важность развития инфраструктуры и выразил благодарность работникам железных дорог за их вклад в развитие региона. Вскоре после этого была запущена программа комплексного благоустройства, включающая капитальный ремонт фасадов и дворов, а также модернизацию транспортных сетей[91].

В рамках празднования состоялись торжественные мероприятия, включая награждение заслуженных работников Горьковской железной дороги и известных рабочих династий[92].

29 августа 2018 года на площади перед Домом культуры состоялся главный праздник, который собрал около 20 тысяч жителей и гостей поселка. В мероприятии приняли участие высокопоставленные лица, включая Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина, а также представителей ОАО «РЖД»[88]. В своей речи Минниханов подчеркнул важность развития транспортной инфраструктуры и создание условий для комфортного проживания и работы граждан[88].

Юбилейные мероприятия продолжались до вечера, с участием популярных творческих коллективов и звезд российской эстрады, таких как Стас Костюшкин[88]. Праздник завершился ярким салютом, символизируя новое «перерождение» Юдино как важного культурного и инфраструктурного центра региона[88].

Население

Посёлок ранее[когда?] был населён преимущественно работниками расположенного рядом крупного депо и прочих железнодорожных предприятий. В последующем[когда?] стал обычным городским микрорайоном с многоэтажной жилой застройкой.

1926[93] 1930[34] 1959[94] 2010[95]
1407 1313 20358 17400

Известные уроженцы посёлка

Предприятия

Помимо локомотивного депо и многочисленных прочих служб РЖД, в посёлке есть швейная фабрика, типография, завод ЖБК, птицеводческий репродуктор.

Достопримечательности

В посёлке насчитывается несколько небольших улиц и четыре расположенные недалеко друг от друга площади: Юдинская с ДК Железнодорожников и фонтаном; площадь-аллея Славы с мемориалом жителям, павшим в Великой Отечественной войне; 1000-летия Казани с монументом героям войны (фронтовика и тыловикам), фонтаном и тепловозом-памятником ТЭ3 и Железнодорожников со стелой РЖД и фонтаном. В Юдино действуют небольшие мечеть Жомга и церковь Александра Невского. Жители посёлка также посещают церковь Николая Чудотворца в Красной Горке (закрытую в советское время, отреставрированную и открытую в 1990 г.). В Юдино располагается единственный в Казани ашрам общества сознания Кришны. По воскресеньям в ашраме проводится воскресная программа, поётся киртан, проводится лекция и раздаётся прасад. В настоящее время в алтарной ведётся ремонт и устанавливаются Божества.

Транспорт

Duration: 1 минута и 24 секунды.
Отправление электропоезда ЭД9Э-0008 от станции Юдино

На железнодорожной станции Юдино имеются два вокзала (по чётному и нечётному направлениям железной дороги), на которых останавливаются все пригородные поезда-«электрички» и многие поезда дальнего следования.

С основной частью города через посёлок Залесный Юдино связано двумя маршрутами автобуса: № 46 и № 72 (помимо № 30 из Красной Горки).

Примечания

  1. Паспорт Кировского района на официальном портале Казани
  2. Амиров, К. Ф. Казань — где эта улица, где этот дом: справочник улиц города Казани. — Казань : издательство «Казань», 1995
  3. Т. Е. Аксенова и др. География Татарстана : Проб. учеб. пособие : Для сред. шк., ПТУ, сред. спец. учеб. заведений / Г. П. Бутаков. — Казань: Магариф, 1994. — 142 с. — ISBN 5-7761-0118-2.
  4. Шмелев Аркадий А., Стражевский Алексей Борисович. Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. Путеводитель. — Москва: «Мысль», 1968. — 310 с.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Рогожина, 2018, с. 2.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Юдино– железнодорожные ворота Казани. строителитатарстана.рус. Дата обращения: 14 июня 2024.
  7. Вечерняя Казань / № 89-90(2404—2405) 25 мая 2002 / Как мэр Казани поменял седло на железную дорогу
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Фотомарафон «100-летие ТАССР»: члены правительства АТССР на открытии путей на участке Юдино — Зеленый Дол. Реальное Время. Дата обращения: 4 сентября 2024.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Барышев, 1995, с. 10.
  10. Битва за золотой запас России // Наше Юдино 100 лет. — 2018. — № 1. — С. 3.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Барышев, 1995, с. 12.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Барышев, 1995, с. 11.
  13. Барышев, 1995, с. 14.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Барышев, 1995, с. 15.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 Барышев, 1995, с. 16.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 Рогожина, 2018, с. 3.
  17. Перейти обратно: 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 Барышев, 1995, с. 17.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 Наталья Ермолаева. Сто лет непрерывного развития. gudok.ru. Гудок (14 августа 2018). Дата обращения: 2 марта 2025.
  19. Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 Рогожина, 2018, с. 4.
  20. Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 20,3 Барышев, 1995, с. 18.
  21. Декреты Советской власти, т. III, М., 1964, стр. 197.
  22. Перейти обратно: 22,0 22,1 Барышев, 1995, с. 19.
  23. Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Барышев, 1995, с. 20.
  24. Перейти обратно: 24,0 24,1 24,2 Барышев, 1995, с. 23.
  25. Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 Барышев, 1995, с. 24.
  26. Перейти обратно: 26,0 26,1 26,2 Барышев, 1995, с. 25.
  27. Перейти обратно: 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 История локомотивного депо ЮДИНО. rmostzd.ru. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  28. Перейти обратно: 28,0 28,1 28,2 Барышев, 1995, с. 26.
  29. Перейти обратно: 29,0 29,1 29,2 Барышев, 1995, с. 27.
  30. Перейти обратно: 30,0 30,1 30,2 Барышев, 1995, с. 29.
  31. Перейти обратно: 31,0 31,1 Барышев, 1995, с. 30.
  32. Перейти обратно: 32,0 32,1 32,2 Барышев, 1995, с. 28.
  33. Перейти обратно: 33,0 33,1 Барышев, 1995, с. 31.
  34. Перейти обратно: 34,0 34,1 Юдино :: Татарская энциклопедия TATARICA. Татарская энциклопедия TATARICA.
  35. Барышев, 1995, с. 32.
  36. Барышев, 1995, с. 33.
  37. Барышев, 1995, с. 43.
  38. Барышев, 1995, с. 45.
  39. Барышев, 1995, с. 51.
  40. Перейти обратно: 40,0 40,1 Барышев, 1995, с. 52.
  41. Барышев, 1995, с. 53.
  42. Перейти обратно: 42,0 42,1 42,2 Барышев, 1995, с. 55.
  43. Перейти обратно: 43,0 43,1 43,2 Барышев, 1995, с. 54.
  44. Барышев, 1995, с. 57.
  45. Барышев, 1995, с. 58.
  46. Барышев, 1995, с. 61.
  47. Барышев, 1995, с. 62.
  48. Барышев, 1995, с. 60.
  49. Перейти обратно: 49,0 49,1 49,2 49,3 49,4 Барышев, 1995, с. 66.
  50. Барышев, 1995, с. 73.
  51. Барышев, 1995, с. 72.
  52. Барышев, 1995, с. 67.
  53. Перейти обратно: 53,0 53,1 53,2 53,3 Барышев, 1995, с. 75.
  54. Перейти обратно: 54,0 54,1 Барышев, 1995, с. 74.
  55. Перейти обратно: 55,0 55,1 Барышев, 1995, с. 77.
  56. Перейти обратно: 56,0 56,1 56,2 56,3 56,4 Барышев, 1995, с. 83.
  57. Перейти обратно: 57,0 57,1 57,2 Барышев, 1995, с. 78.
  58. Перейти обратно: 58,0 58,1 Марина Галкина. Испытание войной. gudok.ru. Гудок (29 мая 2018). Дата обращения: 4 сентября 2024.
  59. Барышев, 1995, с. 79.
  60. Барышев, 1995, с. 80.
  61. Перейти обратно: 61,0 61,1 61,2 Барышев, 1995, с. 81.
  62. Перейти обратно: 62,0 62,1 Барышев, 1995, с. 84.
  63. Барышев, 1995, с. 85.
  64. Барышев, 1995, с. 86.
  65. Барышев, 1995, с. 87.
  66. Барышев, 1995, с. 88.
  67. Перейти обратно: 67,0 67,1 Барышев, 1995, с. 90.
  68. Барышев, 1995, с. 91.
  69. Перейти обратно: 69,0 69,1 69,2 69,3 69,4 Рогожина, 2018, с. 8.
  70. Перейти обратно: 70,0 70,1 70,2 70,3 Рогожина, 2018, с. 9.
  71. Барышев, 1995, с. 95.
  72. Барышев, 1995, с. 98.
  73. Барышев, 1995, с. 99.
  74. Рогожина, 2018, с. 7.
  75. Перейти обратно: 75,0 75,1 Барышев, 1995, с. 128.
  76. Перейти обратно: 76,0 76,1 76,2 76,3 76,4 76,5 76,6 76,7 76,8 ЮДИНО: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ. Приход церкви Святителя Николая г.Казань пос. Красная Горка. Дата обращения: 5 мая 2024.
  77. Алена Чернышёва. Память сердца, чести долг.... gudok.ru. Гудок (17 мая 2019). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  78. Ведомости Верховного Совета СССР. № 16 (911), 1958 г.
  79. История Казани : в 2 кн / АН СССР Казанский филиал Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова ; Сост. А. Х. Халиков ; Редкол.: Я. А. [!Г.] Абдуллин и др. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. — Т. 2. — С. 316. — 382 с.
  80. Татьяна Юрыгина. Погиб в бою у станции Красная Горка. gudok.ru. Гудок (9 октября 2019). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  81. Татарская АССР: административно-территориальное деление на 1 сентября 1963 года / Усманов И. Ш.. — Казань: Татарское книжное издательство, 1963. — 356 с. — 4000 экз.
  82. Постановление Президиума Верховного Совета Татарской АССР «О расширении городской черты города Казани Татарской АССР» от 30 июля 1965 года
  83. Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 229 от 29 марта 1966 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района — Залесном, Займище, Калинина, Красная Горка, Новое Аракчино, Новостройка, Юдино»
  84. Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 942 от 29 ноября 1967 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района — Залесном, Займище, Красная Горка, Новое Аракчино, Ново-Юдино, Новостройка, Юдино, Калинина»
  85. Решения исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся № 124 от 18 февраля 1969 года «О переименовании улиц в посёлках Кировского района /б. Юдинского поссовета/»
  86. Списки предприятий (учреждений, организаций) представляющих отчётность о численности и фонде заработной платы рабочих и служащих за 1988 год (Государственный архив Республики Татарстан, фонд Р2285, оп. 1, д. 1217)
  87. Перейти обратно: 87,0 87,1 Дарья Ходик. Секреты станционного смотрителя. Какие тайны хранит казанский посёлок Юдино. kazan.aif.ru. Аргументы и Факты (13 сентября 2021). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  88. Перейти обратно: 88,0 88,1 88,2 88,3 88,4 Ильсур Метшин: «Мы вместе радуемся возрождению поселка Юдино!». kzn.ru. Официальный портал органов местного самоуправления города Казани (29 августа 2018). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  89. Рогожина, 2018, с. 27.
  90. Дворец культуры железнодорожников‎ г. Казани. Культура.РФ. Дата обращения: 8 февраля 2025.
  91. Перейти обратно: 91,0 91,1 Николай Морохин. Железнодорожная столица Татарстана отметила вековой юбилей. gudok.ru. Гудок (30 августа 2018). Дата обращения: 8 февраля 2025.
  92. Рогожина, 2018, с. 28.
  93. СССР җанисәбе (1926)
  94. http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php
  95. Паспорт Кировского района на официальном портале Казани
  96. Светлана Смирнова (Svetlana Smirnova): фильмография.... «ivi.ru». Дата обращения: 13 июня 2024.
  97. Sergeĭ Dobrotvorskiĭ. Новейшая история отечественного кино: Р-Я. — СЕАНС, 2001. — 632 с. — ISBN 978-5-901586-03-7.
  98. Перейти обратно: 98,0 98,1 Рогожина, 2018, с. 24.
  99. ЮЛИЯ МАРГУЛИС – ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ МАРИНЫ // Молодежь Татарстана
  100. Евгений Барнов: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.. Вокруг ТВ. Дата обращения: 5 сентября 2024.

Литература

  • Юдино // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 360. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
  • Г. А. Барышев. Трудовая слава. Очерк истории развития Юдинского железнодорожного узла. — Казань, 1995.
  • И. Н. Рогожина, Е. С. Ямбаршева. Юдино – 100 лет в пути. — Казань, 2018. — 32 с.
  • М. В. Диков, А. И. Мышляев, В. Г. Ликашин. Впереди - зеленый: Очерки из истории юдинских железнодорожников послевоенного периода. — Казань: Лиана, 1998. — 350 с.
  • М. В. Диков. Локомотивное депо Юдино. — Казань, 2005. — 115 с.

Ссылки