Явленский, Алексей Георгиевич фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей фон Явленский
Автопортрет (1912)Автопортрет (1912)
Имя при рождении Алексей Георгиевич Явленский
Дата рождения 13 (25) марта 1864(1864-03-25)
Место рождения Торжок, Российская империя
Дата смерти 15 марта 1941(1941-03-15) (76 лет)
Место смерти Висбаден, Германия
Страна  Российская империя
 Нацистская Германия
Учёба Художественная студия Антона Ажбе (Мюнхен)
Стиль экспрессионизм

Алексе́й Гео́ргиевич Явле́нский (Алексей фон Явленский; нем. Alexej von Jawlensky; 13 (25) марта 1864, Торжок[1] — 15 марта 1941, Висбаден) — русско-немецкий художник-экспрессионист. Входил в группу художников «Синий всадник». На протяжении 30 лет состоял в гражданском браке с Марианной Верёвкиной.

Биография

Сын гусарского полковника Егора Никифоровича Явленского (1826—1885) и его второй жены Александры Петровны Медведевой, наследницы имения Кузлово в Вышневолоцком уезде[2]. Брат генерал-майора Сергея Явленского и псковского губернатора Дмитрия Явленского. До 10 лет воспитывался в Кузлове. С 1874 года жил с матерью в Москве, учился в кадетском корпусе. По окончании 3-го Александровского военного училища (1887) служил во 2-м Кронштадтском батальоне поручиком.

С 25-летнего возраста посещал вольнослушателем класс Репина при Академии художеств в Петербурге. В 1896 г. штабс-капитан Явленский вышел в отставку, чтобы посвятить себя целиком живописи.

В том же году со своей невестой Марианной Верёвкиной переехал в Мюнхен, где вместе с Кандинским, Кардовским и Грабарём поступил в художественную студию Антона Ажбе. В Германии стал называть себя «фон Явленский», чтобы подчеркнуть благородное происхождение[3].

На протяжении 18 лет квартира Явленского и Верёвкиной в доме № 23 по Гизельштрассе оставалась одним из центров русской колонии, где, помимо известных художников, бывали Дягилев и Нижинский, Анна Павлова и Элеонора Дузе. Отойдя от мюнхенского реализма, до 1908 года находился под влиянием ван Гога. После знакомства в 1907 году с Матиссом и другими фовистами развил собственный стиль цветовой гаммы, сохранённый им до начала Первой мировой войны.

В 1894 году в имении генерала Верёвкина («Благодать» близ Ковно) Явленский встретил воспитанницу его владельцев — 13-летнюю Елену Незнакомову (1881—1965), которая позднее находилась в услужении у Марианны. В 1902 году провёл больше года в Прибалтике, где Незнакомова родила ему сына Андрея. Тем не менее Явленский не прерывал отношений с Верёвкиной до 1919 года.

В 1909 году он основал вместе с Кандинским, Эрбслёхом, Габриэль Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «Новое Мюнхенское художественное объединение», предшествовавшее «Синему всаднику» (группе, которую создали Кандинский и Франц Марк и к которой тесно примыкал сам Явленский). Он выставлял свои работы совместно с работами художников группы, в том числе в интернациональных «Салонах» Издебского, организованных при участии Кандинского в 1909—1911 годах в ряде городов России[4].

В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию[5]. Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. После расставания с Верёвкиной переехал в 1921 году в Висбаден, где обвенчался с Незнакомовой и прожил до своей смерти.

В Висбадене Явленский познакомился с коллекционером и меценатом Генрихом Кирхгофом, который оказывал ему материальную поддержку. По совету своего импресарио Эммы Шейер («Галка») вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал в 1924 году объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и (главным образом) в США.

В 1930 году он подал заявление на получение немецкого гражданства, которое получил в 1934 году. С 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов, картины Явленского запретили выставлять.

С 1927 года Явленского постоянно мучил артрит, и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Для последних работ (более тысячи полуабстрактных «медитаций» 1933-37 гг.) характерны нарочитая грубость широкого мазка и мрачность контрастного колорита. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «дегенеративное искусство».

Алексей Явленский умер в Висбадене в разгар Второй мировой войны и был похоронен на городском православном кладбище. Его сын Андрей Незнакомов (1902—1984) также был художником, после пленения советскими войсками до 1955 года находился в советских лагерях[6].

Примечания

  1. по некоторым источникам — Кузлово, Тверская губерния
  2. Кузлово. Усадьба и храмы. 20 ноября 2013
  3. Аристократическая фамильная приставка «фон» не была официальной частью имени Явленского. Как на табличке его школы, так и в его визитных карточках приставка «фон» отсутствовала.
  4. Крусанов, 2010, с. 158—179,276.
  5. Шишкин М. П. Русская Швейцария: Литературно-исторический путеводитель / Текст: С. Гедройц. — М.: Вагриус, 2006. — 656 с. — ISBN 5-9697-0290-0. — 10 000 экз.
  6. Фонд имени Д. С. Лихачёва: Искусство и архитектура русского зарубежья — Явленский (Незнакомов-Явленский) Андрей Алексеевич.

Литература

  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т.. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0.
  • Девятьярова И. Г. Алексей Явленский. — М.: Искусство XXI-век, 2012. — 376 с., ил. — (Серия «Художники русской эмиграции»). — ISBN 978-5-98051-097-8. — 1500 экз.

Ссылки