ЯТБ-4

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ЯТБ-4
ЯТБ-4 в КиевеЯТБ-4 в Киеве
Завод-изготовитель Флаг СССР Ярославский автомобильный завод
Выпускался, гг. 19381940
Назначенный срок службы, лет 10
Масса без пассажиров, т 7,85
Снаряжённая масса, т 8,07
Макс. скорость, км/ч 55
Вместимость, чел.
Мест для сидения 34+1
Полная вместимость (8 чел/м²) 55
Габариты
Длина, мм 9320
Ширина, мм 2500
Высота по крыше, мм 2725
База, мм 5200
Клиренс, мм 660
Салон
Количество дверей для пассажиров 2
Формула дверей 1+1
Освещение салона лампы накаливания
Двигатель
Тип ДК-201б
Мощность, кВт 74
Система управления РКСУ
Рабочее напряжение, В 550-600

ЯТБ-4 — советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура «ЯТБ» означает «ярославский троллейбус» четвёртая модель.

Описание

В конце 1938 года Ярославского автомобильного завода произвел обновление модели ЯТБ-2. Троллейбус ЯТБ-4, сохранил в основном неизменный внешний вид ЯТБ-2, получил новый более мощный двигатель ДК-201б, который на 23 % мощнее и легче двигателя ДТБ-60, поэтому максимальная скорость поднялась до 55 км/ч. Тяговое электрооборудование, изготовленное заводом «Динамо», было однотипно с электрооборудованием двухэтажного троллейбуса ЯТБ-3, хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации. Среди других усовершенствований — изменена схема электрооборудования, установлены двигатель-компрессор нового типа, выполненный в одном блоке, червячный редуктор заднего моста повышенной надежности, оснащенный радиально-упорными шарикоподшипниками, и более надежные и совершенные стеклоподъемники. Внешне троллейбус отличался от ЯТБ-2 лишь отсутствием ящика с пусковыми реостатами на крыше — они стали располагаться под полом кабины водителя для лучшей защиты от атмосферных осадков. Также был облегчен кузов, что позволило уменьшить массу до 7850 кг без пассажиров.

Подверглось изменению и управление тормозами. Управление реостатным электрическим торможением было перенесено с правой педали (педали контроллера) на левую (педаль пневматического тормоза). В начале своего перемещения левая педаль приводила в действие реостатный электрический тормоз, а затем пневматический тормоз (при сохранении их одновременного действия).

На ЯТБ-4 роликовый токоприемник заменили скользящим графитовым башмаком, как на всех современных троллейбусах.

Работа в городах СССР и за рубежом

В Ярославле выпуск троллейбусов быстро наращивали, поэтому троллейбусы ЯТБ-4 работали в большем количестве городов — Москве, Ленинграде, Киеве, Донецке, Свердловске, Кутаиси, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Харькове, Черновцах, Баку, Севастополе, Одессе.

Интересная участь постигла три троллейбуса ЯТБ-4, работавших с 1940 года в Черновцах. При отступлении немцы отправили их в румынский город Брашов, откуда после войны Красная Армия вернула их обратно, но уже в Одессу, где 5 ноября 1945 года они открыли троллейбусное движение.

После войны возникла необходимость в грузовых троллейбусах, поэтому в конце 40-х годов многие машины ЯТБ-4 были переоборудованы в грузовые.

К сожалению, ни один экземпляр троллейбуса ЯТБ-4 не дожил до наших дней.

Литература

  • Л. М. Шугуров. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, ПРОСТЭКС, 1993.

Источник