ЯТБ-2
ЯТБ-2 | |
---|---|
![]() | |
Завод-изготовитель |
|
Выпускался, гг. | 1937—1938 |
Назначенный срок службы, лет | 10 |
Масса без пассажиров, т | 8 |
Снаряжённая масса, т | 8,35 |
Макс. скорость, км/ч | 50 |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 34+1 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 55 |
Габариты | |
Длина, мм | 9320 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота по крыше, мм | 2725 |
База, мм | 5200 |
Клиренс, мм | 660 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 1+1 |
Освещение салона | лампы накаливания |
Двигатель | |
Тип | ДТБ-60 |
Мощность, кВт | 60 |
Система управления | РКСУ |
Рабочее напряжение, В | 550-600 |
ЯТБ-2 — советский высокопольный троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок производства Ярославского автомобильного завода. Аббревиатура «ЯТБ» означает «ярославский троллейбус» вторая модель.
Описание
В январе 1937 года началась разработка модели ЯТБ-2, тогда же для совершенствования конструкции кузова на заводе было организовано конструкторско-технологическое кузовное бюро. А в ноябре 1937 года завод приступил к серийному производству новой модели ЯТБ-2, являвшейся модернизированной моделью ЯТБ-1 и практически ничем от неё не отличавшейся. Впереди появились наружные маршрутные фонари, маршрутный указатель над лобовым стеклом и отдельная (слева) дверь в кабину водителя. В конструкцию был внесен ряд изменений. В салоне троллейбуса была сделана изолированная кабина водителя по всей ширине кузова, с отдельным входом с левой стороны. Появление кабины значительно улучшило условия работы водителя и позволило разместить в ней высоковольтную электроаппаратуру, защитив от проникновения влаги. Электроаппаратура была размещена так, что её можно было осматривать как из кабины, так и со стороны пассажирского салона. В силовой передаче троллейбуса упразднили трансмиссионный дисковый тормоз заменив его тормозом на задние колеса, а в связи с этим и промежуточный карданный вал. Однако эффективность механического тормоза с ручным приводом стала значительно слабее. Для уменьшения массы машины и увеличения жесткости рамы бόльшая часть поперечин рамы была изготовлена из труб, а вместо составных продольных лонжеронов установлены цельные. Отказались и от третьего лонжерона рамы, изменив заодно расположение электродвигателя. Массу машины таким образом удалось снизить до 8350 кг. Также в конструкции ЯТБ-2 была предусмотрена такая любопытная процедура, как обкатка шасси без кузова.
Конструктивные изменения, внесенные в троллейбус ЯТБ-2, улучшили технические показатели в сравнении с ЯТБ-1, но у них выявилась недостаточная жесткость крыши под основанием токоприемников, вследствие чего появился прогиб крышевых дуг кузова. Кроме того, крыши троллейбусов протекали в сырую погоду, создавая неудобства для пассажиров, портились облицовка и внутреннее оборудование салона. Декоративные бамперы не способствовали предотвращению повреждения кузова, так как они были установлены не на раме, а на деревянном каркасе кузова. Каркасы пассажирских сидений, несмотря на большой вес и громоздкость, быстро ломались из-за их неудачной конструкции.
Интересным проектом, но не получившим широкого распространения, стал выпуск грузовых троллейбусов. В декабре 1937 года по заданию Наркоммаша на ярославском автозаводе приступили к постройке двух грузовых троллейбусов на базе пассажирского ЯТБ-2. Пробный рейс грузовых троллейбусов состоялся в марте 1938 года в Москве на Беговой улице.
Работа в городах СССР и за рубежом
С конца 1937 года троллейбусы стали поступать в такие города как: Москва, Ленинград, Киев.
Война внесла свои коррективы в судьбу некоторых ярославских троллейбусов, оставшихся в оккупированных немцами городах. Так, в 1943 году по приказу гауляйтера Восточной Пруссии и рейхскомиссара Украины Эриха Коха (Erich Koch) из оккупированного Киева в составе специального литерного эшелона в Кёнигсберг (ныне Калининград) были вывезены два троллейбуса ЯТБ-2. Перед запуском в эксплуатацию по участку троллейбусной линии длиной в 4 км киевские ЯТБ-2 отправили на вагонный завод Штайнфурт (Steinfurt, ныне Нойенкирхен (Neuenkirchen), где троллейбусы подремонтировали, перекрасили в белый цвет и подготовили к помпезному пуску троллейбусного движения, на котором присутствовал и Эрих Кох. После бомбежки английской авиации в 1944 году троллейбусы ЯТБ-2 сгорели от фосфорных бомб.
С окончанием войны и восстановлением городского хозяйства оставшиеся ЯТБ-2 в Москве, Ленинграде и Киеве прошли капитально-восстановительный ремонт (КВР) с глубокой модернизацией кузова. В Москве в период с 1944 по 1947 года ярославские троллейбусы сначала восстанавливали на Тушинском авиазаводе, а потом на МТРЗ, где им присваивали индекс ЯТБ-1М. Позже там же их перестраивали в модель МТБ-10. Этот модернизированный троллейбус внешне был похож на тушинский МТБ-82, однако шасси для МТБ-10 использовалось со старых ярославских троллейбусов. В Ленинграде троллейбусы ремонтировали на ВаРЗе, где в конструкцию троллейбусов ЯТБ вносились свои изменения.
После войны кроме СССР ярославские троллейбусы работали в Польше. С 1945 года в Варшаве наряду с немецкими троллейбусами MAN эксплуатировалось 11 ЯТБ-2 из Ленинграда и 16 из Москвы. В 1953 году в польском Люблине была открыта 7-км троллейбусная линия, для которой из Варшавы передали 8 оставшихся ЯТБ-2.
Сохранившиеся экземпляры
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=YaTB-2_118.jpg&width=300)
Единственный в мире сохранившийся экземпляр ЯТБ-2 найден весной 2007 года в районе Зеленогорска. В августе 2007 года обменян на списанный КТГ-1 и перевезён в Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга, где к октябрю 2021 года был полностью отреставрирован. Экспонируется в музее как ЯТБ-2 капитально отремонтированный по образцу 1955 года, в 2022 году впервые участвовал в параде ретро-троллейбусов.
Литература
- Л. М. Шугуров. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, ПРОСТЭКС, 1993.
Ссылки
- История ярославских троллейбусов Архивная копия от 7 декабря 2009 на Wayback Machine. Харьков транспортный
- Троллейбусы производства СССР. Троллейбусы производства СССР
- Ярославль-городок — Москвы уголок Архивная копия от 1 января 2011 на Wayback Machine. «Грузовик Пресс» № 9/2008