Завадский, Юрий Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ю. Завадский»)
Юрий Завадский
Дата рождения 12 июля 1894(1894-07-12)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 5 апреля 1977(1977-04-05) (82 года)
Место смерти Москва, СССР
Профессия театральный режиссёр, актёр, театральный педагог
Театр МАДТ имени Моссовета
Награды
Герой Социалистического Труда — 1973
Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1949 Орден Ленина — 1971 Орден Ленина — 1973
Орден Трудового Красного Знамени — 1964 Орден Трудового Красного Знамени — 1947
Народный артист СССР — 1948 Народный артист РСФСР— 1942 Заслуженный артист РСФСР — 1933 Народный артист Казахской ССР — 1943 Ленинская премия — 1965 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1951

Ю́рий Алекса́ндрович Зава́дский (30 июня (12 июля1894, Москва — 5 апреля 1977 года, там же) — российский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Главный режиссёр Театра-студии Юрия Завадского (1924—1936), Центрального театра Красной Армии (1932—1935), Ростовского театра драмы имени М. Горького (1936—1940) и Театра имени Моссовета (1940—1977). Герой Социалистического Труда (1973)[1], народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951) и Ленинской премии (1965). Кавалер четырёх орденов Ленина (1945, 1949, 1971, 1973).

Биография

Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве в дворянской семье чиновника Александра Францевича и несостоявшейся актрисы Евгении Иосифовны (в девичестве Михайловой)[2][3]. Многие члены семьи были связаны с искусством. Деда по отцовской линии — художника-живописца, наполовину поляка — сослали в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года; дядя был пианистом и композитором, а самого отца благодаря выдающемуся голосу звали в солисты Большого театра, но он отказался[2]. Дед по матери был крестьянином, специалистом по кружевам, переехавшим в Москву и женившимся на балерине[4]. Обе тёти профессионально занимались музыкой; позднее мать вместе с сестрой Анной организовала популярный в среде интеллигенции любительский драмкружок, в котором, среди прочих, играл молодой Евгений Вахтангов[2][4].

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии Юрий поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году не доучившись. Одновременно брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.

В 1915 году многолетний друг Завадского Павел Антокольский позвал его в студию Евгения Вахтангова (с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ)[5], где он работал до 1919 года: вначале художником, затем — актёром и режиссёром. В 1918 году Антокольский познакомил его с Мариной Цветаевой, безответно влюбившейся в него; к нему был обращён её цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна»[5][6].

В 1920—1924 годах Завадский был актёром и режиссёром 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле «Чудо святого Антония» (1921) по пьесе Мориса Метерлинка, в котором выступил и как сценограф[7], и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци (1922)[1]. Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем «Женитьба»[1]. С 1922 года был членом художественного совета, избранного актёрами после смерти Вахтангова.

В 1924—1931 годах был актёром МХАТа (по словам Виталия Вульфа, числился актёром до 1936 года[5]), где, в частности, сыграл Чацкого в «Горе от ума» и графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».

В том же 1924 году создал собственную театральную студию, актёрами которой были его ученики Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский и другие, руководил ею до 1936 года. Театр не имел здания и давал эксперимертальные представления в подвальных помещениях московских зданий[8].

По свидетельству ряда коллег, в 1920-е годы (по словам сына — в 1930 году) Завадский занимался в кружке антропософов, за что был арестован и месяц провёл в одиночке (по словам Виталия Вульфа — всего два дня[5]); освободился только благодаря заступничеству Константина Станиславского[4].

В 19321935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии.

Памятная доска в Ростове-на-Дону

В 1936 году в ходе кампании по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города Завадский и его труппа были направлены в Ростов-на-Дону, где режиссёр возглавил Академический театр драмы имени М. Горького, который размещался в новом здании, построенном годом ранее[9].

В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссёром Театра имени Моссовета и занимал этот пост до конца жизни[1]. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Леонида Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Достоевского «Преступление и наказание» (1969), «Маскарад» Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964)[1].

Был известен своим новаторством: например, перед спектаклем «Виндзорские насмешницы» (1957) людей на входе встречали трубачи, а во время сцены ярмарки по зрительному залу расхаживали цыганки и фокусники. Организовывал спектакли-концерты, посвящённые выдающимся людям, в которых участвовала вся театральная труппа[4].

С 1940 года преподавал в ГИТИС, в 1947 году получил звание профессора. Член ВКП(б) с 1944 года.

Завадский не шёл на конфликт с актёрами и коллегами; напротив, он нередко использовал всё своё влияние для помощи тем, кто находился в опале. Единственной, с кем у него были натянутые отношения, была Фаина Раневская; в определённый момент она нахамила Завадскому и покинула театр. Но когда в 1963 году Раневская осталась без работы, Завадский сразу же позвал её обратно. Известен афоризм Раневской, посвящённый режиссёру: «Он родился не в рубашке, а в шубе»[4].

Андрей Тарковский в 1972 году говорил, что: «При всех актёрских неровностях всё-таки лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это „Петербургские сновидения“ у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве»[10].

На протяжении почти пятидесяти лет ведущей актрисой театров, возглавляемых им, оставалась его вторая жена Вера Петровна Марецкая, которую он не позволял критиковать и к мнению которой он всячески прислушивался, за что её прозвали «хозяйкой Моссовета»[5][8].

Был автором ряда статей и книг. О Завадском сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский — любимый и любящий». В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссёр Марина Голдовская).

Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве на 83-м году жизни. Его предсмертным желанием было, чтобы никто не видел его мёртвым, поэтому в театре стояла урна с его прахом[5].

Могила на Ваганьковском кладбище

Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище рядом с матерью (15 участок)[11].

Личная жизнь

Первая жена — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф (1907—1972), актриса, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).

В 1924 году женился на актрисе, народной артистке СССР (1949) Вере Петровне Марецкой (1906—1978). От брака с ней родился сын Евгений Юрьевич Завадский (1926—2006), режиссёр.

В июле 1941 года женился на балерине, народной артистке СССР (1951) Галине Сергеевне Улановой (1909—1998). Эвакуацию в Казахстане во время Великой Отечественной войны они провели вместе. Брак их фактически распался в конце 1940-х годов, хотя официально развод не был оформлен.

Творчество

Анна Орочко — Адельма и Юрий Завадский — Калаф, «Принцесса Турандот» (3-я Студия МХТ, 1922)

Роли в театре

3-я студия МХАТ
МХАТ

Режиссёрские работы

Студии Е. Вахтангова
3-я студия МХАТ
Театр-студия Юрия Завадского
Центральный театр Красной Армии
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького
Театр имени Моссовета

Фильмография

Роли

Режиссёр

  • 1971 — Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль)
  • 1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским)

Участие в фильмах

  • 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль) — вступительное слово

Архивные кадры

  • 1971 — Юрий Завадский (документальный)

Награды и звания

Адреса в Москве

1930-е

1940—1977

Память

Мемориальные доски

  • Ростов-на-Дону; установлена на стене дома, где жил в 1936—1940 годах;
  • Москва; в 1980 году установлена на стене дома 15 на Тверской улице, где жил с 1940 по 1977 год. Авторы скульптор М. Романовская и архитектор И. Студеникин[12].

Библиография

Литература

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Завадский Юрий Александрович / Рудницкий К. Л. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  2. 2,0 2,1 2,2 Завадский Ю. А. Об искусстве театра. — М.: ВТО, 1965. — С. 10. — 347 с. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Инна Соловьёва. Юрий Александрович Завадский. Московский Художественный театр. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 26 марта 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Юрий Завадский – любимый и любящий. Культура (2004). Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 9 апреля 2019 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Виталий Вульф. Серебряный шар. 1-й канал Останкино (1994)
  6. М. Цветаева «Комедьянт» Архивная копия от 18 марта 2009 на Wayback Machine
  7. Любовь Гуревич. «Чудо святого Антония». Дата обращения: 4 мая 2012. Архивировано 31 июля 2012 года.
  8. 8,0 8,1 Леонид Филатов. Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
  9. Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М.: Эксмо, 2006. — С. 166. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4.
  10. Ольга Суркова. Хроники Тарковского. «Солярис». Медиа-архив Андрей Тарковский.. tarkovskiy.su. Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано 6 октября 2018 года.
  11. Завадский Юрий Александрович (1894—1977). Могилы знаменитостей. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 5 апреля 2019 года.
  12. 12,0 12,1 Завадский Юрий Александрович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].