Эстетизация политики
Концепция эстетизации политики была впервые выдвинута Вальтером Беньямином в качестве ключевого элемента фашизма[1]. Согласно Беньямину, «фашизм вполне последовательно приходит к эстетизации политической жизни» в виде спектакля, в котором массам позволено выражать себя и самостоятельно выстраивать имущественные отношения, которые пролетариат, в свою очередь, стремится устранить, но при этом в таком режиме присутствует ограничение прав[2]. Беньямин отметил:
Фашизм пытается организовать возникающие пролетаризированные массы, не затрагивая имущественных отношений, к устранению которых они стремятся. Фашизм видит свое спасение в том, чтобы дать этим массам не их права, а возможность выразить себя. Массы имеют право выстраивать имущественные отношения; фашизм стремится дать им самовыражение, сохраняя при этом собственность. Логический результат фашизма — введение эстетики в политическую жизнь. Человечество, которое во времена Гомера было зрелищем для олимпийских богов, стало таковым для себя. Коммунизм отвечает на это политизацией искусства.[2]
Ответом на эстетизацию политики является противоположная идеология — политизация искусства[2].
Согласно этой концепции жизнь и всё, что с этим связано, рассматривается как искусство само по себе, это касается и политики в том числе. Таким образом, политика тоже имеет отношение к искусству и становится, в свою очередь, формой искусства, перекликаясь с художественной концепцией «жизнь как искусство».
Такая же идея также замечена в итальянском футуристическом движении, где она была постулирована в качестве главной мотивации для участия в фашистском режиме Италии.
С другой стороны, выражение «политизация эстетики» (или «политизация искусства») использовалось как термин для обозначения идеологически противоположного явления, которое наблюдалось в Советском Союзе[2], где искусство в конечном счете подчинено политической жизни и, следовательно, являясь ее результатом, отделено от нее, но его пытаются использовать в политических целях под видом концепции, вытекающей из теории о политической природе искусства. Историк Эмилио Джентиле подчеркивал, что эти две идеи не исключают друг друга, и в то же время оба режима в значительной степени отличаются друг от друга.
В первоначальной формулировке Беньямина политизация эстетики считалась противоположностью эстетизации политики, причем первая, возможно, указывалась как инструмент «мифологизации» тоталитарных фашистских режимов. В этом свете политизация эстетики была связана с революционной практикой, освобождающей силой, утешением, подчеркнутым тем фактом, что она являлась возможностью справиться с сильными ограничениями и цензурой. Политики рисуют рамки для общества, и какими они будут зависит от того, что разворачивается снаружи — будь то социально асоциальная или асоциально социальная идеология, таким образом даря им иллюзорную «реальность», но индивид способен выйти за пределы обыденного окружения и декораций, отстранившись от происходящего спектакля и вооружившись критическим мышлением.
Концепция Беньямина имеет связь с идеями книги Ги Дебора 1967 года «Общество спектакля» .[3]
См. также
- Эстетика насилия
- Искусство ради искусства
- Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
- Производственные отношения
Ссылки
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. . philol.msu.ru. — Текст эссе на русском языке. Дата обращения: 15 декабря 2020.
- Walter Benjamin Illuminations (англ.). books.google.it Дата обращения: 15 декабря 2020.
- Walter Benjamin. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction (англ.). marxists.org. — Текст эссе на английском языке. Дата обращения: 15 декабря 2020.
Литература
- ↑ Jay (1992). «"The Aesthetic Ideology" as Ideology; Or, What Does It Mean to Aestheticize Politics?». Cultural Critique (University of Minnesota Press) (21).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Walter Benjamin (1935) The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction", ch.XIX/Epilogue, link to full translated text
- ↑ Tamara Trodd (2015) The Art of Mechanical Reproduction p.14