Эрлер, Фриц

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фри́ц Э́рлер
нем. Fritz Erler
АвтопортретАвтопортрет
Место рождения Франкенштейн, Нижняя Силезия, Пруссия
Место смерти Мюнхен, Третий рейх
Подданство Пруссия
Гражданство Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой
Учёба Академия Жюлиана
Награды

Фри́ц Э́рлер (нем. Fritz Erler; 15 декабря 1868, Франкенштейн, Нижняя Силезия, Пруссия11 декабря 1940, Мюнхен, Третий рейх) — немецкий художник, графический дизайнер и художник-технолог.

Получил известность как одарённый дизайнер интерьера и автор пропагандистских плакатов времён Первой мировой войны.

Биография

Образование и ранние годы

Родился 15 декабря 1868 года в Франкенштейне, Нижняя Силезия в семье районного королевского секретаря Фридриха Луиса Эрлера (1834—1888) и его жены Эрнестины Огюсты Берты (девичья фамилия Майер) (1831 -? 1915).[1]

Портрет Ричарда Штраусса (1898)

В 1886 году начал обучение в Королевской школе искусств и ремёсел Бреслау под руководством Альбрехта Бауэра. В 1889 году учился в художественных академиях в Берлине и Веймаре. В 1890 году учился в Мюнхене. Кроме того в 18921894 годы он учился в Париже в Академии Жюлиана.[1]

Его первые работы датируются 1893 годом: вазы, стеклянные окна, обложки для книг, позже мебель, театральные наборы и предметы интерьера. Кроме того ему принадлежат портреты Рихарда Штрауса и Герхата Гауптмана.

В 1895 году переехал в Мюнхен.

В 1896 году стал одним из основателей журнала Jugend[1].

В 1899 году выступил в качестве одного из членов-учредителей ассоциации художников Scholle[нем.][1].

В 1903 году женился на Анне Хоргер Эрлер, от которой в 1906 году родился сын Дитрих[1].

Его ранние картины и фрески отличались большими размерами и декоративностью, а основой для творчества служила германская мифология. Многие из этих работ представлены в коллекции Генриха Кирхгофа[англ.]. Он их начал создавать с начиная с 1898 года. Его фресками на тему «Времена года», например, в 1906—1907 годы был расписан курзал (лечебное здание курорта) в Висбадене архитектора Фридриха фон Тирша. Фрески называвшиеся «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» и «Старость и молодость» содержали в себе ар-нуво со своеобразным подходом художника к данным темам. Содержание, композиция, манера письма и захватывающие краски вызвали недовольство у короля Вильгельма II и он выступил с резкой критикой, что ещё больше сделало Эрлера известным. Несмотря на такое отношение короля уже в следующем году он получил звание королевского профессора.[1]

В 1908 году он расписывал к выставке потолки и стены ресторана в Мюнхене. Эрлер получил настолько большую известность, что в 1910 году постоянно действующая выставка Современной галереи Генриха Ханхузера[англ.] особо закрепила за собой его работы.[1]

В 1918 году переехал в Хольцхаузен-ам-Аммерзе[нем.][1].

Первая мировая война и после

Помогите нам победить — покупайте военные облигации! 1917. Коллекция Имперского военного музея

Наряду с Артуром Кампфом Эрлер стал официальным внештатным военным художником Верховного командования[англ.] Германской империи и его произведения использовались в пропагандистских целях. Он посещал театры военных действий и будучи потрясён и в то же время восхищён военными событиями произвёл на свет большое количество картин и гравюр героико-патриотического содержания, а также плакатов восславляющих немецких солдат и рекламных плакатов с призывами сделать военный заём.[1] Например, его кисти принадлежит рекламный плакат шестого выпуска военных облигаций (нем. sechste Kriegsanleihe) под названием «Помогите нам победить — покупайте военные облигации![англ.]» (нем. Helft uns siegen – zeichnet die Kriegsanleihe!). Его сила морального увещевания может быть приравнена к знаковому плакату Джеймса Монтгомери Флэгг о Дяде Сэме в то время как идея в конечном счёте происходит из влиятельного плаката 1914 «Лорд Китченер желает видеть тебя![англ.]».[2] Солдат с потемневшим от окопной грязи лицом смотрит на зрителя с ничейной земли[англ.] глазами, которые светятся внутренним светом. Этот героический образ изображает распространённое убеждение, что современная позиционная война каким-то образом может быть морально чистым переживанием.[2]

Эрлер выиграл несколько золотых и серебряных медалей на художественных выставках.[1]

В 1922 году был избран почётным членом Академии изящных искусств.[1] Также был членом Осеннего салона в Париже и Ассоциации немецких художников[3], Мюнхенского сецессиона, членом-корреспондентом Венского сецессиона.

В нацистское время Эрлер рисовал портреты Адольфа Гитлера, Франц Ксавер фон Эппа и Вильгельма Фрика. В 1937 году он получил свой последний большой заказ на изготовление цикла из десяти крупноформатных мозаических панно для штаб-квартиры Рейхсбанка в Берлине. Этот цикл стал самой монументальной и возвышенной из работ Эрлера, поскольку выбранные им темы и образы людей принадлежащих в нордической расе вписывались к официальные требования к искусству в Третьем рейхе.[1]

Умер 11 декабря 1940 года в Мюнхене и был похоронен на кладбище в Хольцхаузене.[1]

Награды

См. также

Примечания

Литература

  • Clark T. Art and Propaganda in the Twentieth Century: The Political Image in the Age of Mass Culture. — New York: Harry N. Abrams, 1997. — 175 p.
  • Friedrich Ahlers-Hestermann Erler, Fritz. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 4, Duncker & Humblot, Berlin 1959, ISBN 3-428-00185-0, S. 595 f. (Digitalisat).
  • Fritz Erler: Leben und Werk, Hamburg 1992.
  • Robert Thoms: Große Deutsche Kunstausstellung München 1937-1944. Verzeichnis der Künstler in zwei Bänden, Band I: Maler und Graphiker. Berlin, 2010, ISBN 978-3-937294-01-8

Ссылки