Эрлер, Фриц
Фри́ц Э́рлер | |
---|---|
нем. Fritz Erler | |
Место рождения | Франкенштейн, Нижняя Силезия, Пруссия |
Место смерти | Мюнхен, Третий рейх |
Подданство | Пруссия |
Гражданство | |
Учёба | Академия Жюлиана |
Награды | |
Фри́ц Э́рлер (нем. Fritz Erler; 15 декабря 1868, Франкенштейн, Нижняя Силезия, Пруссия – 11 декабря 1940, Мюнхен, Третий рейх) — немецкий художник, графический дизайнер и художник-технолог.
Получил известность как одарённый дизайнер интерьера и автор пропагандистских плакатов времён Первой мировой войны.
Биография
Образование и ранние годы
Родился 15 декабря 1868 года в Франкенштейне, Нижняя Силезия в семье районного королевского секретаря Фридриха Луиса Эрлера (1834—1888) и его жены Эрнестины Огюсты Берты (девичья фамилия Майер) (1831 -? 1915).[1]
В 1886 году начал обучение в Королевской школе искусств и ремёсел Бреслау под руководством Альбрехта Бауэра. В 1889 году учился в художественных академиях в Берлине и Веймаре. В 1890 году учился в Мюнхене. Кроме того в 1892—1894 годы он учился в Париже в Академии Жюлиана.[1]
Его первые работы датируются 1893 годом: вазы, стеклянные окна, обложки для книг, позже мебель, театральные наборы и предметы интерьера. Кроме того ему принадлежат портреты Рихарда Штрауса и Герхата Гауптмана.
В 1895 году переехал в Мюнхен.
В 1896 году стал одним из основателей журнала Jugend[1].
В 1899 году выступил в качестве одного из членов-учредителей ассоциации художников Scholle[нем.][1].
В 1903 году женился на Анне Хоргер Эрлер, от которой в 1906 году родился сын Дитрих[1].
Его ранние картины и фрески отличались большими размерами и декоративностью, а основой для творчества служила германская мифология. Многие из этих работ представлены в коллекции Генриха Кирхгофа[англ.]. Он их начал создавать с начиная с 1898 года. Его фресками на тему «Времена года», например, в 1906—1907 годы был расписан курзал (лечебное здание курорта) в Висбадене архитектора Фридриха фон Тирша. Фрески называвшиеся «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» и «Старость и молодость» содержали в себе ар-нуво со своеобразным подходом художника к данным темам. Содержание, композиция, манера письма и захватывающие краски вызвали недовольство у короля Вильгельма II и он выступил с резкой критикой, что ещё больше сделало Эрлера известным. Несмотря на такое отношение короля уже в следующем году он получил звание королевского профессора.[1]
В 1908 году он расписывал к выставке потолки и стены ресторана в Мюнхене. Эрлер получил настолько большую известность, что в 1910 году постоянно действующая выставка Современной галереи Генриха Ханхузера[англ.] особо закрепила за собой его работы.[1]
В 1918 году переехал в Хольцхаузен-ам-Аммерзе[нем.][1].
Первая мировая война и после
Наряду с Артуром Кампфом Эрлер стал официальным внештатным военным художником Верховного командования[англ.] Германской империи и его произведения использовались в пропагандистских целях. Он посещал театры военных действий и будучи потрясён и в то же время восхищён военными событиями произвёл на свет большое количество картин и гравюр героико-патриотического содержания, а также плакатов восславляющих немецких солдат и рекламных плакатов с призывами сделать военный заём.[1] Например, его кисти принадлежит рекламный плакат шестого выпуска военных облигаций (нем. sechste Kriegsanleihe) под названием «Помогите нам победить — покупайте военные облигации![англ.]» (нем. Helft uns siegen – zeichnet die Kriegsanleihe!). Его сила морального увещевания может быть приравнена к знаковому плакату Джеймса Монтгомери Флэгг о Дяде Сэме в то время как идея в конечном счёте происходит из влиятельного плаката 1914 «Лорд Китченер желает видеть тебя![англ.]».[2] Солдат с потемневшим от окопной грязи лицом смотрит на зрителя с ничейной земли[англ.] глазами, которые светятся внутренним светом. Этот героический образ изображает распространённое убеждение, что современная позиционная война каким-то образом может быть морально чистым переживанием.[2]
Эрлер выиграл несколько золотых и серебряных медалей на художественных выставках.[1]
В 1922 году был избран почётным членом Академии изящных искусств.[1] Также был членом Осеннего салона в Париже и Ассоциации немецких художников[3], Мюнхенского сецессиона, членом-корреспондентом Венского сецессиона.
В нацистское время Эрлер рисовал портреты Адольфа Гитлера, Франц Ксавер фон Эппа и Вильгельма Фрика. В 1937 году он получил свой последний большой заказ на изготовление цикла из десяти крупноформатных мозаических панно для штаб-квартиры Рейхсбанка в Берлине. Этот цикл стал самой монументальной и возвышенной из работ Эрлера, поскольку выбранные им темы и образы людей принадлежащих в нордической расе вписывались к официальные требования к искусству в Третьем рейхе.[1]
Умер 11 декабря 1940 года в Мюнхене и был похоронен на кладбище в Хольцхаузене.[1]
Награды
- Крест короля Людвига[нем.][1] (за заслуги в художественной деятельности на войне)
- Орден Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» (1928)[1]
- Государственная медаль Гессе за выдающиеся картины (1935)[1]
См. также
Примечания
Литература
- Clark T. Art and Propaganda in the Twentieth Century: The Political Image in the Age of Mass Culture. — New York: Harry N. Abrams, 1997. — 175 p.
- Friedrich Ahlers-Hestermann Erler, Fritz. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 4, Duncker & Humblot, Berlin 1959, ISBN 3-428-00185-0, S. 595 f. (Digitalisat).
- Fritz Erler: Leben und Werk, Hamburg 1992.
- Robert Thoms: Große Deutsche Kunstausstellung München 1937-1944. Verzeichnis der Künstler in zwei Bänden, Band I: Maler und Graphiker. Berlin, 2010, ISBN 978-3-937294-01-8
Ссылки
- Entry in the Getty List of Artist's Names
- Posters by Erler in the collection of the Imperial War Museum