Энгель, Антонин
Антонин Энгель |
---|
Антонин Энгель (чеш. Antonín Engel, 4 мая 1879, Подебрады—12 октября 1958) — чешский архитектор и градостроитель, теоретик архитектуры, преподаватель, ректор Чешского технического университета (1939 год), автор плана развития района Праги «Дейвице»[1].
Биография
Антонин родился в Подебрады в семье сахарного инженера Августина Энгеля, вскоре переехавшего в Прагу. В 1879 году Антонин сдал выпускные экзамены в чешском высшем реальном училище в районе Мала-Страна и поступил на специальность «архитектура и строительство» Чешского технического университета у профессора Яна Колы. В 1901 году перешёл к профессору Йозефу Зитеку, обучение у которого окончил в 1904 году в «немецкой политехнике» (университет был разделён на чешскую и немецкую часть)[2]. Стал членом клуба Манеса в 1904 году, позже клуба «За старую Прагу» (основан в 1900 году)[3].
В 1905—1908 годах учился у Отто Вагнера в Академии изобразительных искусств в Вене. За идеалистический проект перестройки Летны выиграл Римскую премию и совершил поездку в Италию[2].
После возвращения работал архитектором-проектировщиком и педагогом. В 1922 году получил статус профессора. Два раза Энгель был в должности декана Высшей школы архитектуры и строительства, потом в 1939 году стал ректором Чешского технического университета (в 1945 году был вынужден оставить должность из-за требований коммунистов). В 1948 году был выкинут с поста главы Института строительства городов (чеш. Ústav stavby měst), который основал и которым руководил 20 лет[2].
Творчество
До Первой мировой войны Антонин разработал в Подебрады проект ГЭС и других инженерных сооружений на Эльбе. В Праге в то время была построена вилла на Бржеговой улице, č.p. 43[2].
В 20-х годах архитектор занимался градостроительными проблемами большой Праги. Тогда появились его самые известные проекты — водокачка в Подоли (Прага) и план Дейвице (Прага). С последним Энгель победил в конкурсе как раз в то время, когда было принято политическое решение строить в этом районе здания высших учебных заведений[2].
В 1924 году академический сенат (орган Чешского технического университета) назначил Энгеля главным архитектором новых университетских зданий в районе Дейвице[2].
План района «Дейвице»
Антонина Энгеля называют «создатель Дейвице» (чеш. tvůrce Dejvic), потому что он автор плана этого района в 1922—24 годах, существенно изменившего образ региона[1].
Время первых лет существования Чехословакии было полно больших надежд и планов. Сразу была создана комиссия для регулирования развития Праги — новой столицы. Было объявлено много конкурсов. Однако время Первой Республики подошло к концу, и план развития Девице стал одним из немногих реализованных[4][2].
Собственно, главной задачей было поставлено не решить застройку территории, а спланировать возвышенность Летна и её соединение центром Праги. Именно связь с городом является ключевой, из-за её ограниченности район Девице, где были средневековые укрепления и Буштеградская железнодорожная ветвь, не получил спонтанного развития в конце XIX века, как это произошло с большинством пригородов[4].
Главным элементом не полностью симметричной композиции является большая площадь Победы (чеш. Vítězné náměstí) подковообразной формы, из неё лучами выходят главные проспекты наподобие барочных планировок. Система дополнена меньшими улицами, расположенными в шахматном порядке, и блоками домов разного размера[1].
Кроме того, Энгель является автором ряда зданий, создающих облик района, в первую очередь это здания министерства национальной обороны Чехословакии, обращенные к площади Победы (1926—34), студенческое общежитие Масарика на улице Тхакурова (1923—25, улица названа в честь Рабиндраната Тагора, в чешском варианте Тхакура, см. бюст). Архитектор является идейным вдохновителем зданий ареала Чешского технического университета. Его стиль можно коротко охарактеризовать стремлением к монументальности и любовью вертикальному членению фасада пилястрами[1].
Как бывает у монументальных проектов, работы не были завершены, когда пришёл конец Первой республики. Главное, не были готовы центральные участки вокруг площади Победы, не были произведены земляные работы, обеспечивающие коммуникации у Летны, не было реализовано соединение с Градчанской площадью, не была ликвидирована Буштеградская железнодорожная ветвь. Эти ключевые моменты обеспечивали логику размеров и монументальности площади Победы, без них проект потерял свой первоначальный смысл[4].
Попытки достройки в 50-х годах
После Второй мировой войны в моду вошёл соцреализм. Поэтому по первоначальным чертежам Энгеля были закончены здания генерального штаба у площади Победы, недалеко в микрорайоне Подбаба был возведён монументальный отель Интернационал[4].
В 1957 году был объявлен новый конкурс на завершение застройки зданий чешских высших учебных заведений. Его выиграли Франтишек Чермак и Густав Паул, от идеи блоковой застройки, предложенной Энгелем, отказались. Территория же площади Победы не была достроена по их проекту, который предполагал прямоугольную форму вместо первоначальной подковы, она так и осталась незаконченной[4].
От 90-х лет XX века снова стали проводиться конкурсы на завершение площади. В 2002 году был предложен проект A.D.N.S., но министерство охраны памятников культуры не дало разрешение на строительство, потому что в их решении не была показана гармония с первоначальными планами блоковой застройки; за компактным круглым фасадом к площади архитекторы хотели разместить постройки гребешком (по их словам это отвечало формам зданий машиностроительного и электротехнического факультетов)[4].
Закончить площадь по первоначальным планам тоже не представляется возможным. Во-первых, мы бы всё равно не смогли выполнить фасад по старым чертежам — сегодня нет таких каменщиков, материалов и технологий, пришлось бы идти на определенные компромиссы и получить в итоге карикатуру старого стиля. Во-вторых, функциональное решение зданий сильно изменилось, исходные проекты не подходят даже для нужд современного учебного заведения, а для коммерческих площадей, как предполагается использовать эти здания сейчас, — тем более[4].
При решение застройки площади нельзя забывать и об общей концепции. Остаётся открытым вопрос, оставить площадь визуально закрытой или открыть в направлении главной оси, кроме того стоит учитывать, что первоначальный замысел Энгеля предполагал наличие вертикального элемента — обелиска — в центре площади. В итоге в проектах мы опять возвращаемся к соперничеству консерватизма и новаторства, которое появилось с первыми планами Антонина Энгеля и постоянно присутствует в проблеме до сих пор[4].
Значение
Творчество Энгеля приходится на переходный период от модерна к современному пониманию архитектуры. «Последний классик чешской архитектуры» выбирал более традиционные подходы, его работы воспринимались современниками как архаичные, поэтому у него было немного последователей, а его имя было на время забыто. Однако когда современные архитекторы изучают творчество Энгеля, их удивляет широта и солидность его проектов, что обеспечило высокое качество архитектуры для жителей Дейвице[2][1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Macht, Jiří,Tryml, Michal. Praha 6: Prague 6. Praha: Městská část Praha 6; 1994 isbn 80-901388-0-6
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Milena Josefovičová. Akademický bulletin. Masarykův ústav a Archiv AV ČR, v. v. i.
- ↑ портал Праги 6
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Richard Biegel для журнала клуба «За старой Прагой» 1/2003