Золя, Эмиль
Эмиль Золя | |
---|---|
Émile Zola | |
![]() | |
Дата рождения | 2 апреля 1840 |
Место рождения | Париж, Франция |
Дата смерти | 29 сентября 1902 (62 года) |
Место смерти | Париж, Франция |
Род деятельности | писатель, публицист, журналист |
Годы творчества | 1865—1901 |
Направление | натурализм |
Жанр | роман, пьеса, статья |
Язык произведений | французский |
Награды |
|
Автограф |
|
Произведения на сайте Lib.ru | |
Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840, Париж — 29 сентября 1902, там же) — французский писатель, публицист и политический деятель.
Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.
Сыграл значимую роль в громком «Деле Дрейфуса», из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию.
Биография
Детство и юность в Провансе
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Zola_1870.jpg&width=192)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=ZOLA_Parents.jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Manet%2C_Edouard_-_Portrait_of_Emile_Zola.jpg&width=220)
Портрет кисти Мане. 1868. Париж, Музей Орсе
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Bete_humaine.jpg&width=220)
Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), принявшего французское гражданство, и матери-француженки[1]. В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Emil_Zola_Tot.jpg&width=220)
После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.
Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени — в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование — первое причастие он проходит в 1852-м.
В Экс-ан-Провансе одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан.
Богемная жизнь
К сожалению для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.
В течение зимы 1860—1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (фр. une fille à parties), то есть проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основой его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.
В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать друг другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.
Первые публикации
Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов — типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines, 1866), «Поход» (Une campagne, 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne, 1897)). Эти выступления — знак его активного участия в политической жизни.
Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар[фр.], Леон Энник и Поль Алексис).
В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, — знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).
В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе[2].
Смерть
Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене, были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…» Современники подозревали, что это могло быть убийство[3], но неопровержимых доказательств этой версии найти не удалось.
В 1953 году журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование «Убит ли Золя?», заявив, что смерть Золя, возможно, является политическим убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе признавался ему в том, что намеренно заблокировал дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.
Личная жизнь
Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.
Память
В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.
В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.
Изображён на французской почтовой марке 1967 года.
Творчество
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам — «Сказки Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d’une morte, 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867).
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Emile_Zola_et_ses_enfants_Jacques_et_Denise.jpg&width=220)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Emile_zola_et_sa_famille.jpg&width=220)
Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».
Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы. Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité, 1899), «Труд», «Истина» (Vérité, 1903), «Справедливость» (Justice, не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.
В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).
Эмиль Золя в России
Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки». 1865. Т. 158. — С. 226—227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872. Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874), был уничтожен.
Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.
В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей — радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики (Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7).
«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы»[6]. 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя (Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880).
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Emil_Zolya.jpg&width=183)
С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечкиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).
В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I—XII, Варшава, 1898).
Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908) (В. М. Фриче, Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919).
Произведения
Романы
- Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)
- Завет умершей (Le vœu d'une morte, 1866)
- Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)
- Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)
- Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)
Ругон-Маккары
- Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon, 1871)
- Добыча (La Curée, 1872)
- Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873)
- Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans, 1874)
- Проступок аббата Муре (La Faute de l'Abbé Mouret, 1875)
- Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876)
- Западня (L'Assommoir, 1877)
- Страница любви (Une Page d'amour, 1878)
- Нана (Nana, 1880)
- Накипь (Pot-Bouille, 1882)
- Дамское счастье (Au Bonheur des Dames, 1883)
- Радость жизни (La Joie de vivre, 1884)
- Жерминаль (Germinal, 1885)
- Творчество (L'Œuvre, 1886)
- Земля (La Terre, 1887)
- Мечта (Le Rêve, 1888)
- Человек-зверь (La Bête humaine, 1890)
- Деньги (L'Argent, 1891)
- Разгром (La Débâcle, 1892)
- Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal, 1893)
Три города
- Лурд (Lourdes, 1894)
- Рим (Rome, 1896)
- Париж (Paris, 1898)
Четвероевангелие
- Плодовитость (Fécondité, 1899)
- Труд (Travail, 1901)
- Истина (Vérité, 1903)
- Справедливость (Justice, не завершён)
Повести
- Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)
- Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)
- Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)
Новеллы
- Сказки Нинон (Contes à Ninon, 1864)
- Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon, 1874)
Пьесы
- Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)
- Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)
- Рене (Renée, 1887)
- Мадлена (Madeleine, 1889)
Литературно-публицистические произведения
- Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)
- Мой салон (Mon Salon, 1866)
- Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)
- Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)
- Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)
- Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)
- Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)
- Литературные документы (Documents littéraires, 1881)
- Поход (Une campagne, 1882)
- Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)
- Истина шествует (La vérité en marche, 1901)
Издания на русском языке
Собрания сочинений
- Собрание сочинений: [В 29 томах]. — СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1896—1899. — (Собрание сочинений избранных иностранных писателей).
- Собрание сочинений: В 18 томах / Под общ. ред. А. Пузикова. — М.: Правда, 1957. — (Библиотека «Огонек»).
- Собрание сочинений: В 26 томах / Под общ. ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960—1967. — 300 000 экз.
- Собрание сочинений: В 20 томах (16 книгах) / Отв. ред. И. А. Смирнова. — М.: Голос, 1992—1998.
- Собрание сочинений: В 12 томах. — М.-Тверь: Художественная литература, Альба, 1995—2000.
- Собрание сочинений: В 20 томах. — М.: Терра, 1996—1998.
- Собрание сочинений: В 16 томах. — М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
Критика и публицистика
- «Моя ненависть» и другие публицистические очерки / Пер. с фр. под ред. и с предисл. З. Н. Журавской. — СПб.: Изд. редакции журнала «Образование», 1903.
- Предисловие ко второму изданию романа «Тереза Ракен» // Литературные манифесты французских реалистов: Сб. / Под ред. и со вступ. статьёй М. К. Клемана. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. — С. 97—102.
- О романе // Там же. — С. 103—123.
Избранная литература о Золя
Экранизации
Примечания
- ↑ Венгерова З. А. Зола, Эмиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Émile Zola (англ.). Nomination Database. The Official Web Site of the Nobel Prize. Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 октября 2016 года.
- ↑ Западня или тайна смерти Эмиля Золя . Дата обращения: 26 июля 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
- ↑ Les cimetières du Montparnasse et de Montmartre: en 300 questions-réponses Архивная копия от 14 января 2014 на Wayback Machine (фр.)
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 13 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года. (фр.)
- ↑ Пузиков, 1969, с. 95—97.
Литература
- Пузиков А. И. Золя. — М.: Молодая гвардия, 1969. — 271 с. — (Жизнь замечательных людей).
Ссылки
- Biblioweb.org/-ZOLA-Emile-
- Золя, Эмиль в библиотеке Максима Мошкова
- Луков Вл. А. Золя Эмиль . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Дата обращения: 24 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
В статье использован текст И. Анисимова и М. Клемана, перешедший в общественное достояние. Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
- Родившиеся 2 апреля
- Родившиеся в 1840 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Париже
- Умершие 29 сентября
- Умершие в 1902 году
- Умершие в Париже
- Офицеры ордена Почётного легиона
- Писатели по алфавиту
- Руниверсалис:Статьи, содержащие текст, переданный в общественное достояние
- Материалы Литературной энциклопедии 1930-х годов с неясным лицензионным статусом
- Похороненные в парижском Пантеоне
- Эмиль Золя
- Умершие от отравления угарным газом
- Борьба с антисемитизмом
- Писатели Франции
- Писатели XIX века
- Публицисты по алфавиту
- Публицисты Франции
- Номинанты Нобелевской премии по литературе
- Перезахороненные с кладбища Монмартр
- Дело Дрейфуса