Доде, Альфонс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альфонс Доде
фр. Alphonse Daudet
Род деятельности прозаик, драматург
Годы творчества 1859—1897
Премии премия Жуи
Награды

Альфо́нс Доде́ (фр. Alphonse Daudet; 18401897) — французский романист и драматург, прославившийся яркими, часто комическими рассказами из жизни южных областей — Прованса и Лангедока. Наиболее известный из созданных им литературных персонажей — романтик и хвастун Тартарен из Тараскона.

Биография

Родился 13 мая 1840 года в Лангедоке, в городе Ним, в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Доде (1806—1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступил на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте 17 лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом. Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше — с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

С 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортёр и театральный критик. В 1860 году представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти 5 лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился на поэтессе Жюли Аллар и стал жить исключительно литературным трудом. У них было трое детей: Леон (1867—1942), Люсьен (фр., 1878—1946), дочь Эдме (1886—1937).

Писатель скончался 16 декабря 1897 года в Париже от последствий заболевания сифилисом.

Творчество

Альфонс Доде. 1860-е годы. Фото Надара.

В период 1866—1868-х годов в газетах регулярно печатались его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы». Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, жившим тогда в Париже.

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866—1876), но он жил ещё более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятёрке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888). В 1880-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет ещё два романа о нём: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 1880-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человека на те или иные поступки («Сафо» — 1884; «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897). Специально для своего сына Люсьена написал детскую повесть «Прекрасная нивернезка».

Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязана музыке Жоржа Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Произведения Альфонса Доде переводились и переводятся на множество языков.

«Письма с моей мельницы»

В этом произведении Доде показывает, что существует и совсем иная жизнь, что есть люди, живущие по естественным и справедливым законам природы. Они не делают деньги, не гонятся за богатством и роскошью, не погрязают в пороках, а честно трудятся, умеют искренне и горячо любить, довольствуются малым, радуются прекрасной природе Прованса и мужественно переносят трудности. Рассказы о таких людях строятся на фольклорной основе народных преданий и сказов. Действие разворачивается на фоне сказочно прекрасной природы юга Франции.

Патриархальный, глубоко человечный мир Прованса противостоит бесчеловечному Парижу как символу жестокого прогресса цивилизации, что и привело к книге Доде миллионы читателей.

Известные высказывания

  • Талант — это сгусток жизни, жизни горячей, напряжённой. И по мере того, как жизнь идёт под уклон, талант, способность чувствовать, сила выражения уменьшаются.
  • Об одной женщине: я считаю её визиты по огорчениям, которые она мне причиняет.
  • Тщеславие носят при себе, громоздкое, как мешок с деньгами; гордость, наоборот, носят в себе, — она невидима.
  • Ненависть — это гнев слабых.
  • Удачно высмеиваешь лишь те недостатки, которые есть у тебя самого.
  • Утешать — это значит претендовать на отплату тем же.
  • Один литератор сказал мне в минуту откровенности: «Здравый смысл, проницательность, жизненная мудрость — все, что во мне есть хорошего, вложено в мои книги, отдано всем добрым людям, у меня же самого ничего не осталось». Воистину так. («Заметки о жизни» посмертное издание, 1899 год).

Произведения

Ниже приведены наиболее известные работы писателя, полную библиографию см. здесь.

Романы

Могила Доде

Сборники рассказов

  • «Рассказы по понедельникам»
  • «Письма с моей мельницы»

Пьесы

  • «Арлезианка» (1872),
  • «Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания

  • «Воспоминания литератора» (1888)
  • «Тридцать лет в Париже» (1888).

Библиография

Экранизации

Примечания

Литература

  • Золя Э. Альфонс Доде // Э. Золя. Собр. соч.. — М., 1966. — Т. 25.
  • Доде Л. А. Доде. Воспоминания. Б.м., б.г.
  • Лансон А. История французской литературы. Т.2. М., 1898.
  • История французской литературы. Под ред. И. И. Анисимова, С. С. Мокульского, А. А. Смирнова. Т. 3. М., 1959.
  • Брандес Г. Литературные характеристики. М., 1908.
  • Пузиков А. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. — М., 1967.
  • Дамте Д. С. Типы свободомыслящих в литературе XIX века: религиоведческий анализ романа Альфонса Доде «Евангелистка» // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Выпуск VI. М., 2010. С. 242—247 (pdf).
  • Diederich B., Alphonse Daudet, sein Leben und seine Werke, B., 1900.
  • Martino P., Le naturalisme français, P., 1923.
  • Dobie G.-V., A. Daudet, L., 1949.
  • Bornecque J.-H., Les années d’apprentissage d’A. Daudet, P., 1951.
  • Sachs М., The career of A. Daudet, Camb. (Mass.), 1965.

Ссылки