Элема

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Элема
Современное самоназвание англ. Elema people
Численность 55 000
Расселение Галф, Новая Гвинея, Папуа — Новая Гвинея
Язык элеманские языки

Элема (англ. Elema people) — общее название группы семи близкородственных береговых народов[1], говорящих на элеманских языках и относящихся к трансновогвинейской семье (филе) папуасских народов[2]. Элема живут на побережье залива Папуа[3] на юге острова Новая Гвинея[4] и примыкающих к нему районах, на юго-востоке провинции Галф в Папуа — Новая Гвинея, между мысом Поссешн[ceb] и границей Центральной провинции на востоке и устьем реки Пурари на западе[5]. Численность семи этносов группы элема в 1980-е годы составляла 55 (по другим данным 58,5) тысяч человек. Среди этих народов имеется один сравнительно крупный — тоарипи[en], численность которого составляет 30 (28) тысяч человек[6], ороколо[en] — 10 тысяч человек, другие народы группы — 15 тысяч человек[2]. Соседями элема на западе, живущими в дельте Пурари являются корики. Элема и корики говорят на неавстронезийских языках, которые не сближаются ни с языком моту, ни каким-либо другим австронезийским языком, а между собой находятся в отношениях весьма дальнего и проблематичного родства[7][8].

     Элема

Побережье залива Папуа, от устья реки Флай на западе до мыса Поссешн на востоке — это район больших деревень, огромных домов (жилых и обрядовых). Население района говорит на близко родственных папуасских языках: киваи[en], гогодара[en], баму[en], турама-кикори[en], пурари[en] (10 тыс.[2]), элема[9][1]. С этническими группами элема и корики торговый обмен осуществляли этнические группы моту и койта района Порт-Морсби[7][5].

Культура элема

У элема первый обряд инициации проводят в 5 лет, второй — в 10 лет, а третий много позже; после него мальчик становится воином и может жениться[3]. Во время изоляции в культовом доме подростки отращивают длинные волосы, чтобы в них вошло как можно больше женской субстанции, а затем стригут их. В племенах элема отращивание волос — главное в период изоляции[10].

Посмертная жизнь духов у племён элема определяется тем, как именно умер человек. Духи и их будущее положение классифицируются следующим образом: вначале те, кто умер, сражаясь как настоящий воин, затем те, кто умер естественной смертью, те, кто был убит, а также те, кого убили крокодилы или змеи. Духи воинов забираются в обиталище бога войны, они живут достаточно свободно и в целом лучше остальных[4].

У элема пластины хохао могут иметь личные имена и считаются сакральными: это «домашние разновидности» духов леса или моря. Резьба и краски лишь смутно намекают на человеческие черты. Характерным для хохао является наличие многократно повторяющихся концнтрически расположенных кругов, эллипсовидных форм и завитков, чем достигается гипнотический эффект и впечатление непрерывающейся динамики[11][12].

Раз в десять-двенадцать лет проводится великая церемония хевеве (hevehe). В месяцы, предшествующие фестивалю, происходит специальное обучение молодых людей сложным церемониальным танцам и песням, устраиваются репетиции отдельных эпизодов будущего представления. Всё это происходит в скрытых и изолированных местах, в тайне от женщин и детей и сопровождается разного рода запретами. Чарлз Роулей[en] свидетельствует, что ороколо, готовясь к великой церемонии хевеве, много лет, с долгими перерывами, делали маски, учили молодежь танцам, собирали фрукты и растили свиней[13][11].

Маски-наголовники эхаро (буквально «танцевальная маска») изображают мифологические персонажи и используются во время танцев, дополняющих главные церемонии мужского дома[14].

У племён элема происхождение гуделок объясняет такое предание: какой-то мужчина обладал голосом, который ныне издают гуделки. Он жил в мужском доме, куда в то время еще имели право заходить женщины. Одну из них этот мифический персонаж по какой-то причине убил и съел. Муж женщины сжег людоеда вместе с домом, но дух того переселился в дерево, из которого ныне изготовляют гуделки[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Проблемы истории и этнографии народов Австралии, Новой Гвинеи и Гавайских островов. — М.: Наука, 1962. — С. 169. — 265 с. — (Труды института этнографии им. Н.Н.Миклухо - Маклая. Новая серия, том LXXX).
  2. 2,0 2,1 2,2 Народы мира : Историко-этнографический справочник / [Ин-т этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая]; Гл. ред. Ю. В. Бромлей. — М.: Сов. энцикл., 1988. — С. 572. — 624 с.
  3. 3,0 3,1 Тендрякова М. В. Мужские и женские возрастные инициации (вариант постановки проблемы) // Этнографическое обозрение : журнал. — 1992. — № 4. — С. 29-41. — ISSN 0869-5415.
  4. 4,0 4,1 Дэйви, Морис. Эволюция войн = The Evolution of War: A Study of Its Role in Early Societies / [пер. с англ. Л. А. Калашниковой]. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 143. — 380 с. — (Хроники военных сражений). — ISBN 978-5-9524-4070-8.
  5. 5,0 5,1 Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений : В 6 т. / Сост. Б. Н. Путилов и др.; Отв. ред. Д. Д. Тумаркин ; Редкол.: Д. Д. Тумаркин (пред.) и др.; [Рос. АН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая]. — М.: Наука, 1993. — Т. 2: Путешествия, 1874-1887 гг. : Дневники, путевые заметки, отчеты. — С. 505. — 528 с. — ISBN 5-02-010046-3.
  6. Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. — М.: Наука, 1983. — С. 109. — 250 с.
  7. 7,0 7,1 Даттон Т. Э. Язык хири-моту в Папуа — Новой Гвинее: происхождение и ранние этапы развития // Советская этнография : журнал / Пер. с англ. М. А. Членов. — 1986. — № 2. — С. 56-72. — ISSN 0869-5415.
  8. Беликов В. И. Пиджины и креольские языки Океании: cоциолингвистический очерк. — М.: Издат. фирма Восточная литература РАН, 1998. — 198 с. — ISBN 5-02-017907-8.
  9. Бутинов, Николай Александрович. Папуасы Новой Гвинеи : (Хоз-во, обществ. строй) / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1968. — С. 30. — 256 с.
  10. Прошлое и настоящее Австралии и Океании : [Сб. статей] / АН СССР. Ин-т востоковедения ; [Отв. ред. К.В. Малаховский]. — М.: Наука, 1979. — С. 131. — 251 с.
  11. 11,0 11,1 Путилов Б. Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. — М.: Наука, 1980. — С. 117. — 383 с.
  12. Rogers E. S. New Guinea: Big Man Island. — Toronto, 1970. — P. 62, 230.
  13. Rowley, C. D. The New Guinea villager : a retrospect from 1964. — Melbourne: F. W. Cheshire, 1972. — P. 47-49. — 215 p. — ISBN 0701512261.
  14. Маски в коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Кунсткамера. Дата обращения: 28 июля 2019.
  15. Берёзкин Ю. Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей : Истоки древней религии. — Л.: Лениздат, 1987. — С. 152. — 170 с.