Эйн-Ход

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Деревня
Эйн-Ход
ивр.עֵין הוֹד‏‎
араб. عين حوض
32°42′04″ с. ш. 34°58′48″ в. д.HGЯO
Страна  Израиль
Округ Хайфский
История и география
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Эйн-Ход на карте
Эйн-Ход
Эйн-Ход

Эйн-Ход (ивр.עֵין הוֹד‏‎, часто: «деревня художников»[1]) — деревня в Хайфском округе на севере Израиля, расположенная у подножия горы Кармель и к юго-востоку от Хайфы. Находится под юрисдикцией регионального совета Хоф ха-Кармель и имеет статус общинного поселения.

Деревня расположена на склоне холма среди оливковых рощ, с видом на Средиземное море. До арабо-израильской войны 1948 года тут находилась палестинская деревня Эйн-Ход. Большинство арабских жителей были изгнаны во время войны, однако некоторые остались в этом районе и поселились поблизости, образовав новую деревню, также названную Эйн-Хавд (Эйн-Хауд).

После неудачной попытки создать на этом месте мошав в 1953 году Эйн-Ход стал колонией художников.

История

Период Айюбидов

Деревня была одной из деревень «Аль-Хиджа», основанных родственниками эмира Хуссама ад-Дина Абу аль-Хиджа[2]. Абу аль-Хиджа («Дерзкий») был иракским курдом и командиром курдских войск, принимавших участие в завоевании султаном Саладином Иерусалимского королевства у крестоносцев в 1180-х годах. Он был известен своей храбростью и командовал гарнизоном Акры во время осады Акры (1189—1192)[2].

Абу аль-Хиджа, по-видимому, вернулся в Ирак, но несколько членов его семьи остались в стране по приказу Саладина, и эти члены семьи поселились на просторных участках земли, которые им были предоставлены в районе Кармель, в Нижнем, Восточном и Западном Галилее и в Хевронском нагорье[2]. Одним из таких земельных участков стала деревня Эйн-Хавд. Другими деревнями аль-Хиджа были Хадата и Сирин в Нижней Галилее, Рувейс и Кавкаб в Западной Галилее. Оставшиеся жители утверждают, что являются кровными родственниками аль-Хиджи[2].

Османский период

Айн-Хауд в 1850-х годах, с картины ван де Вельде.

В 1596 году деревня Айн-Хауд была частью османской нахии (подрайона) Сахил Атлит под ливой (районом) Ладжуна с населением 8 семей, примерно 44 человека, все мусульмане. Жители деревни платили фиксированный налог в размере 25 % на сельскохозяйственные продукты, включая пшеницу и ячмень, а также на коз и ульи; всего 2650 акче. Все доходы пошли в вакф[3].

В 1851 году ван дер Вельде посетил «Айн-Хауд» и «провел приятный вечер в доме Шеха Сулеймана». Ван дер Вельде описывает, как жители деревни, все мусульмане, были в большой тревоге по поводу призыва в османскую армию. По словам Шеха Сулеймана, бывший султан дал им фирман, освобождающий жителей деревни от призыва на военную службу[4].

В 1870 году деревню посетил Виктор Герен[англ.]. В деревне проживали 120 жителей, с домами, построенными из утрамбованной земли или различных строительных материалов. Деревня была окружена небольшой стеной[5].

В 1881 году «Айн-Хауд» описывался как небольшая деревня, расположенная на конце отрога, в которой проживало пятьдесят человек, возделывавших 3 фаддана земли,[6] в то время как список населения примерно за 1887 год показал, что в Айн-Ходе проживало около 195 жителей, все мусульмане[7].

Сельская начальная школа для мальчиков была основана в 1888 году,[8] и в начале ХХ века количество жителей составляло 283 человека. В деревне была мечеть[9].

Британский мандат

По данным переписи населения Палестины 1922 года, проведенной британскими властями под мандатом, население Айн-Хода составляло 350 человек: 347 мусульман и 3 христианина,[10] где все христиане были маронитами[11]. Во время переписи 1931 года население Эйн-Хауда увеличилось до 459 человек, все мусульмане, в общей сложности в 81 занятом доме[12].

По статистике 1945 года население составляло 650 человек, все мусульмане[13], и, согласно официальной переписи земли и населения, оно имело в общей сложности 12 605 дунамов земли[14]. 503 дунама приходилось на плантации и орошаемые земли, 4 422 дунама — на зерновые,[14] а 50 дунамов приходилось на застроенные (городские) земли[14].

1948 год

Согласно палестинской газете «Филастин», 11 апреля 1948 года группа из 150 евреев напала на Айн-Хавд и соседнюю деревня Айн-Газаль[15]. 20 мая Ассошиэйтед Пресс сообщило, что было предотвращено ещё одно нападение на Айн-Газаль и Айн-Хоуд[16].

В течение 17—19 июля подразделения ЦАХАЛа атаковали и заняли деревни Айн-Хавд вместе с Кафр-Ламом, Сарафандом и Аль-Мазаром, при этом Айн-Хавд обезлюдел[17].

Эйн-Хавд: новая деревня после 1948 года

Большинство из 700—900 арабских жителей деревни Эйн-Ход, живших до арабо-израильской войны 1948 года, переселились на Западный берег, многие — в лагерь беженцев в Дженине. Группа из 35 коренных жителей, многие из которых были членами семьи Абу аль-Хиджа, укрылись в близлежащем вади. Попытки лишить их имущества законным путем не увенчались успехом[2]. Эта новая деревня была названа Эйн-Хавд[18]. Первоначально израильские власти не признали деревню, но в 1988 году жители помогли сформировать ассоциацию арабских непризнанных деревень в Израиле[19]. В 1992 году государство, наконец, официально признало деревню, но только в 2005 году её подключили к израильской электросети[18].

Мошав Эйн-Ход

В июле 1949 года Движение мошавов поселило иммигрантов из Туниса и Алжира в обезлюдевшей деревне, переименовав деревню в Эйн-Ход. Движение выделило новым поселенцам инструкторов для сельскохозяйственных работ. Кратковременная попытка возродить деревню в качестве сельскохозяйственного предприятия было прекращено, и деревня оставалась заброшенной ещё полтора года[2].

Колония художников

Студия Марселя Янко в деревне художников Эйн-Ход

Эйн-Ход стал колонией художников в 1953 году. Движущей силой этого проекта был Марсель Янко, известный художник-дадаист, который удержал деревню от сноса силами безопасности и убедил правительство позволить ему построить там колонию художников[20].

Сегодня

Эйн-Ход теперь является общественным поселением, которым управляет избранный административный комитет[20]. Здесь живут многие израильские художники, скульпторы и музыканты, у них есть студии и галереи, открытые для публики. Были предприняты усилия, чтобы сохранить некоторые из старых домов. Деревенская мечеть была преобразована в бар-ресторан по образцу кафе «Вольтер» в Цюрихе[21].

Во время лесного пожара в Кармеле в 2010 году Эйн-Ход был эвакуирован, и деревне был нанесен значительный материальный ущерб[22][23].

Культура

Музей Янко-Дада

В Эйн-Ходе 22 галереи, 14 художественных мастерских, 2 музея и 14 комнат, сдаваемых в аренду туристам. Мастер-классы включают печать, скульптуру, фотографию, шелкографию, музыку (вокал), керамику, мозаику, дизайн, витражи, литографию и кузнечное дело[24]. Дом Гертруды Краус спонсирует концерты камерной музыки и гостевые лекции раз в две недели[25]. В летние месяцы в открытом амфитеатре проходят выступления популярной музыки и легкие развлечения. В течение всего года по субботам возле центральной площади поселка проходят бесплатные джазовые концерты под открытым небом. 

В главной галерее Эйн-Ход пять выставочных залов, каждый из которых посвящен разным художественным направлениям. В зале 1 представлены работы иммигрантов из бывшего Советского Союза и Эфиопии; Зал 2 предназначен исключительно для художников Эйн-Ход, прошлых и настоящих; Залы 3 и 4 предназначены для сменных выставок, персональных и групповых показов резидентов и аутсайдеров; а зал 5 предназначен для тематических шоу[24].

Музей механической музыки Ниско в Эйн-Ходе — первый музей в Израиле, посвященный старинным музыкальным инструментам[26]. Коллекция, собранная Нисаном Коэном за 40 лет, содержит музыкальные шкатулки, шарманки, автоматический орган, пианино, коллекцию столетних манивел, патефоны, автоматические пианино с ручным управлением и другие инструменты[27].

В 1992 году в деревне была размещена часть Берлинской стены

Программа обмена Дюссельдорф-Эйн-Ход привела художников из Дюссельдорфа в Эйн-Ход и наоборот за последние два десятилетия. Аналогичная программа была открыта для художников из Нью-Гэмпшира[28].

Известные жители

Одним из первых жителей была американская детская писательница и археолог-любитель Нора Бенджамин Куби. Одним из художников-ветеранов Эйн-Хода является Урсула Мальбин, чьи бронзовые скульптуры выставлены с 1978 года в Хайфском Саду Мира, первом публичном саду скульптур в Израиле, посвященном исключительно работам женщины-скульптора[24]. Среди других — Авраам Эйлат, мультимедийный художник, чья последняя инсталляция видеоарта «Психофизическое время» демонстрируется на нескольких ведущих художественных мероприятиях в Европе, и Дина Мерхав, создающая скульптуры из старой металлической посуды и деталей промышленных машин. Одна из её работ, «Тотем», была выставлена в Олимпийском саду скульптур в Пекине, Китай, когда там проводились Олимпийские игры[24]. Игаль Тумаркин, израильский художник и скульптор, также учился в Эйн-Ход.

Дэн Чамайзер, создатель «Загадки Чамайзера», является жителем Эйн-Ход. Загадка Chamizer, основанная на оригинальной системе кодирования, широко используется для обучения решению задач в школах, государственных учреждениях и высокотехнологичных компаниях[24].

Десять жителей Эйн-Хода стали лауреатами Премии Израиля, ежегодно присуждаемой в День независимости Израиля. По словам проживающего в селе Роберта Нечина, художники, работающие там сегодня, «полностью осведомлены о прославленном примере этих великих художников и ученых, живших и живущих среди них»[20]. Жители Эйн-Хода, получившие премию:

  • Женя Бергер в 1953 году стала одним из основателей колонии художников.
  • Захара Шац, за живопись и скульптуру (1955)
  • Марсель Янко, за живопись (1967)
  • Гертруда Краус, за танцы (1968)
  • Саймон Халкин, за литературу (1975)
  • Хаим Хефер за написание песен на иврите (1983)
  • Натан Зак, за поэзию (1995)
  • Майкл Гросс, за живопись и скульптуру (2000)
  • Гила Альмагор за актёрское мастерство (2004)

Галерея

Примечания

  1. “Эйн-Ход” – деревня художников. chudesnayastrana.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Benvenisti, 2000, pp. 193195
  3. Hütteroth and Abdulfattah, 1977, p. 158.
  4. van der Velde, 1854, vol 1, pp. 314-315
  5. Guérin, 1875, pp. 294-295
  6. Conder and Kitchener, 1881, SWP I, p. 281.
  7. Schumacher, 1888, p. 180
  8. Khalidi, 1992, p.149
  9. Mülinen, 1908, p. 279
  10. Barron, 1923, Table XI, Sub-district of Haifa, p. 33
  11. Barron, 1923, Table XVI, p. 49
  12. Mills, 1932, p. 90
  13. Government of Palestine, Department of Statistics, 1945, p. 13
  14. 14,0 14,1 14,2 Government of Palestine, Department of Statistics.
  15. Filastin, 13.04.1948, cited in Khalidi, 1992, p. 150, cited in Slyomovics, 1998, p. 100
  16. Khalidi, 1992, p. 150, cited in Slyomovics, 1998, p. 100
  17. Morris, 2004, p. 438, note #138, p. 457
  18. 18,0 18,1 United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. Israel: An IDP village sees light at the end of the tunnel. IRIN News (7 August 2007). Дата обращения: 7 декабря 2007.
  19. The Association of Forty. The Association of Forty. Дата обращения: 7 декабря 2007. Архивировано 12 октября 2007 года.
  20. 20,0 20,1 20,2 Ein Hod Articles. Ein Hod Artists' Village. Дата обращения: 7 декабря 2007.
  21. 500 Dunam on the Moon: The Story of Three Villages in One – Ain Hawd, Ein Hod, and Ayn Hawd al-Jadida. 500 Dunam on the Moon. Дата обращения: 7 декабря 2007. Архивировано 22 октября 2007 года.
  22. Wildfire: Homes in Ein Hod, Nir Etzion burn
  23. Деревня художников Эйн-Ход - годовщина Кармельского пожара. 9tv (4.12.2011).
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 Ein Hod: A Unique Village in Israel Архивировано {{{2}}}., Emunah
  25. About Ein Hod
  26. Adena Kerstein. Hurdy-Gurdy Time. The Jerusalem Post (30 September 2005). Архивировано 16 мая 2011 года.
  27. The Nisco Museum of Mechanical Music. Ein Hod Artists' Village. Дата обращения: 7 декабря 2007.
  28. Ein Hod Artists Official Site, EIN HOD WEB SITE, EIN HOD ARTISTS — International Projects