Перейти к содержанию

Эйли, Алвин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алвин Эйли
англ. Alvin Ailey
Алвин Эйли, 1955 год Фотография Карла Ван ВехтенаАлвин Эйли, 1955 год
Фотография Карла Ван Вехтена
Дата рождения 5 января 1931(1931-01-05)
Место рождения Роджерс, США
Дата смерти 1 декабря 1989(1989-12-01) (58 лет)
Место смерти Нью-Йорк, США
Гражданство  США
Профессия танцовщик, хореограф
Театр Alvin Ailey American Dance Theater

Алвин Эйли (англ. Alvin Ailey; 5 января 1931 года, Роджерс, штат Техас — 1 декабря 1989 года, Нью-Йорк) — американский танцовщик и хореограф, основатель «Американского театра танца Алвина Эйли», внёсший значительный вклад в популяризацию современного танца и в появление чернокожих танцовщиков и афроамериканской культуры на танцевальной сцене XX века[англ.].

Биография

Детство и юность

Алвин Эйли родился 5 января 1931 года в семье Алвина и Лулу Элизабет Эйли. Его матери было всего 17 лет, отец оставил семью через полгода[1]. Как и многие афроамериканцы, жившие в Техасе во время Великой депрессии, Эйли с матерью, которая с трудом находила работу, часто переезжали с места на место. Ребёнок рос в условиях расовой сегрегации, насилия и линчевания негров. Когда ему было пять лет, компания белых американцев изнасиловала его мать, после чего он стал бояться белых. Знакомство с Южной баптистской церковью и джук-джойнтами привили ему чувство гордости за свою расу, что впоследствии ярко проявилось в его хореографических работах[2][3].

Осенью 1942 года, в разгар кампании в поддержку воюющей армии, мать Эйли в компании других чернокожих американцев поехала в Лос-Анджелес в надежде найти там хорошо оплачиваемую работу. Алвин остался в Техасе до конца учебного года, а затем переехал к матери в Калифорнию. Начав учиться в районе, большинство жителей которого были белыми, он чувствовал себя не в своей тарелке и вскоре был вынужден перевестись в школу, находившуюся в районе, где преобладало цветное население.

Эйли учился в школе Джорджа Вашингтона Карвера, затем поступил в школу Томаса Джефферсона. Он пел спиричуэлс в хоре, писал стихи и преуспевал в изучении иностранных языков. Несмотря на то, что он регулярно посещал спектакли «Линкольн-театра» и театра «Орфей», он не задумывался о танцах, пока в 1949 году его школьная подруга Кармен Де Лавалейд[англ.] не привела его в студию Лестера Хортона. Уроки Хортона оказали большое влияние на Эйли, именно они заложили основы его танцевальной техники[4].

Первые два года Эйли скрывал от матери, что занимается танцами[5]. В то же время, перспектива стать профессиональным танцовщиком не привлекала юношу: он учил романские языки в различных калифорнийских университетах а также изучал творчество Джеймса Болдуина, Лэнгстона Хьюза и Карсон Маккалерс. В 1951 году ради продолжения учёбы он переехал в Сан-Франциско, где познакомился с Маргарит Джонсон. Создав дуэт «Ал и Рита», они вместе выступали в ночном клубе. Эйли также подрабатывал официантом и танцевал в клубе New Orleans Champagne Supper Club. В конце концов, он вернулся в Калифорнию и продолжил обучение в студии Хортона[4].

Танцевальная труппа Хортона

Начиная с 1953 года Эйли всё своё время посвящал занятиям у Хортона. Как и другие студийцы, кроме классического и современного танцев он изучал живопись, театр и музыку, осваивал создание декораций и костюмов. Войдя в состав труппы Хортона, он дебютировал в его постановке Revue Le Bal Caribe. В этот период он также снялся в нескольких голливудских фильмах.

В 1953 году Лестер Хортон неожиданно скончался и труппа осталась без художественного руководителя. Контракты требовали новых постановок, и, в отсутствие других желающих, место учителя занял Эйли. Несмотря на молодость и недостаток опыта (до этого он успел поставить всего один учебный танец), он приступил к постановке спектаклей, разработке декораций и костюмов, подбору танцовщиков и даже выступил режиссёром одного из шоу. Свою первую постановку, демонстрировавшую физическую силу Джеймса Труитта и красоту и актёрские способности Кармен Де Лаваллейд, Эйли посвятил своему учителю.

На Бродвее

В 1954 году Алвин вместе с Кармен играли на Бродвее, в мюзикле «Цветочный дом[англ.]» (режиссёр Питер Брук, хореограф — Джеффри Холдер). В 1956 году он танцевал в мюзикле Sing, Man, Sing, в 1957 году — солировал в «Ямайке[англ.]».

Театр танца Алвина Эйли

Спектакль Revelations в исполнении Театра американского танца Элвина Эйли (2011)

В Нью-Йорке 1950-х Эйли не мог найти ничего подобного технике Хортона. Стиль Дорис Хамфри и Хосе Лимона его не устраивал, хореографию Марты Грэм он посчитал «странной и жеманной». Не найдя себе подходящей труппы, Эйли решил работать самостоятельно[6][7]. В 1958 году он создал собственную танцевальную труппу — Театр танца Алвина Эйли, первое выступление которой состоялось 30 марта 1958 года.

Личная жизнь

В 1950-е годы появлялись сведения, что Эйли состоял в романтических отношениях с Дэвид Макрейнольдс[8][9].

Алвин Эйли скончался 1 декабря 1989 года в возрасте 58 лет[10]. Чтобы избавить мать от социальных последствий, он уговорил доктора объявить, что причиной его смерти была дискразия, а не СПИД[5].

Творчество

Всё творчество Алвина Эйли проникнуто особым вниманием к культуре чёрного населения США[11]:170. Его постановки отличают эмоциональная насыщенность и глубокая человечность. С огромным темпераментом, редкой убедительностью он рассказывает о наивной вере, о мечтах и радостях, о страданиях и долготерпении чёрного человека в Америке[11]:171.

В своих работах хореограф активно использовал негритянский фольклор, джаз, спиричуэлс и госпел. Стремясь к целостному эффекту, он уделял пристальное внимание костюмам, освещению, гриму, эмоциональной выразительности исполнителей, нередко использовал декорации и различный реквизит для достижения нужного театрального эффекта.

Среди его ранних работ выделяется поставленная на блюзовую музыку «Блюзовая сюита» (1958), успех которой предопределил стиль хореографа.

Наиболее значимой и известной работой Эйли является балет «Откровения»[англ.] (1960), который изначально задумывался как продолжение исследования негритянского музыкального и культурного наследия, начатого в «Блюзовой сюите».

В 1969 году Эйли был приглашён в Американский театр балета для поставки балета «Река» на музыку Дюка Эллингтона. Как хореограф, он был рад поработать с лучшими силами труппы, в частности, с балериной Салли Уилсон, однако руководство настояло на том, чтобы роль солиста была отведена чернокожему танцовщику, в таланте которого сам хореограф сомневался.

В 1971 году Эйли поставил танцевальное соло «Плач», посвятив его своей матери и всем чернокожим женщинам[* 1].

Всего для своей труппы Эйли поставил 79 танцевальных произведений.

Постановки

  • 1958 — «Блюзовая сюита»
  • 1960 — «Откровения»
  • до 1962 — «Торжество праха» (по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»)
  • 1969 — «Язык Мазекелы», «Река»
  • 1971 — «Плач»
  • «В честь Дюка Эллингтона»

Техника танца

В своих работах Алвин Эйли находил применение любой танцевальной технике, подходившей для воплощения драматического замысла[7]. Сочетая движения классического танца с джаз-танцем, танцем модерн и африканским танцем[англ.], хореограф создал собственный эклектичный хореографический стиль, отличающийся силой, амплитудой и динамичностью движений в сочетании с текучей пластичностью гибкого тела.

В его технике можно увидеть влияние Марты Грэм, Ханьи Хольм, Дорис Хамфри, Анны Соколовой и, особенно, — Лестера Хортона. Он требовал от танцовщиков выворотных, дотянутых в коленях и ступнях ног («балетный низ») при экспрессивном торсе («современный верх»)[12][7].

Танцовщики, работавшие с Эйли в его труппе, попадали туда, имея самую разную подготовку — от классического балета до хип-хопа, однако хореограф не учил их специфической технике прежде, чем они начнут исполнять его хореографию. Здесь он был кем-то вроде джазового дирижёра, позволяющего исполнителю привнести свой уникальный стиль в предложенную хореографию. Эта открытость индивидуальному вкладу со стороны исполнителя соотносит хореографию Эйли с другими формами афроамериканского искусства, такими как биг-бэнд или джаз[7].

Признание

В 1992 году Алвин Эйли был включён в Зал славы Национального музея танца[англ.] (посмертно)

Комментарии

  1. Это соло стало своеобразной «визитной карточкой» танцовщицы Джудит Джемисон.

Примечания

  1. Перепись населения США (1930), 1930; Rogers, Bell, Texas; roll T626 2290, page 2A, line 37 , enumeration district 14-13 , Family History film 2342024 , National Archives film number 2290 . Retrieved on 2013-03-24.
  2. Alvin Ailey Biohy. filmreference (2008). Дата обращения: 8 января 2009.
  3. Douglas Blair Turnbaugh. Ailey, Alvin (недоступная ссылка). glbtq Encyclopedia (30 июля 2004). Дата обращения: 4 января 2009. Архивировано 4 апреля 2015 года.
  4. 4,0 4,1 Dunning, Jennifer. Alvin Ailey: A Life In Dance (неопр.). — New York: Addison-Wesley Publishing Company, INC., 1996. — ISBN 0-201-62607-1.
  5. 5,0 5,1 Turnbaugh, Douglas Blair. Ailey, Alvin (1931–1989), glbtq: an encyclopedia of gay, lesbian, bisexual, transgender & queer culture. Архивировано 30 декабря 2008 года. Дата обращения 2 февраля 2009.
  6. Douglas Blair Turnbaugh. Ailey, Alvin (недоступная ссылка). glbtq Encyclopedia (3 февраля 2009). Дата обращения: 4 января 2009. Архивировано 4 апреля 2015 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 DeFrantz, Thomas F. Dancing Revelations. www.questia.com (2004). Дата обращения: 4 февраля 2009. First published in DeFrantz, 2004.
  8. Stern, Keith. Alvin Ailey // Queers in History (неопр.). — Dallas: BenBella Books[англ.], 2009. — ISBN 978-1-933771-87-8.
  9. Alvin Ailey. Ballet Encyclopedia. The Ballet.com. Дата обращения: 8 июля 2011. Архивировано 25 июля 2011 года.
  10. Valerie Gladstone. Frail, Strong and Dance Incarnate, The New York Times (23 октября 1996). Дата обращения 9 января 2009.
  11. 11,0 11,1 Е. Суриц. Балет и танец в Америке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. — 392 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7525-1290-5.
  12. Dunning, Jennifer. Alvin Ailey: A Life in Dance (неопр.). — New York: Da Capo Press, 1998. — ISBN 9780306808258.
  13. Spingarn Medal Winners: 1915 to today Архивная копия от 7 июля 2010 на Wayback Machine (англ.)

Литература

Ссылки