Эбботт, Джордж

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джордж Эбботт
George Abbott
Место рождения Форестивилл[англ.], США
Место смерти Майами-Бич, США
Профессия кинорежиссёр
Карьера 1915—1995

Джордж Фрэ́нсис Э́бботт[1][2][3] (25 июня 1887 — 31 января 1995) — американский продюсер, режиссёр, драматург, сценарист. Проявив интерес к драматургии во время учёбы в Рочестерском университете, Эббот изучал драматургию у Джорджа Пирса Бейкера[англ.] из Гарвардского университета, который рассказал начинающему писателю, как отказаться от такого лишнего багажа, как мотивация и подтекст, и сосредоточиться на «практическом вопросе, как сделать шоу». И это было то, что Эббот делал лучше всего в течение следующих 80 лет: он создавал множество шоу, как актёр, сценарист и режиссёр.

Его дебют на Бродвее состоялся в 1913 году в спектакле «Нечестная дама». В период с 1913—1924 года Эбботт начал заниматься написанием пьес, добившись своего первого успеха в качестве соавтора (вместе с Джеймсом Глисоном) пьесы «Падший парень» 1925 года; он не возвращался к актёрской деятельности до возрождения спектакля «Кожа наших зубов[англ.]» Торнтона Уайлдера в 1955 году. Самыми знаменитыми работами Эббота на сцене стали «Бродвей[англ.]», «Трое на лошади[англ.]», «Кокетка», «Приятель Джои», «Пижамная игра» и «Чёртовы янки»; в 1959 году был режиссёром и соавтором мюзикла «Фиорелло![англ.]», удостоенного Пулитцеровской премии. Отличительными чертами работы Эбботта на сцене были быстрый темп, экономичность и готовность дать начинающим артистам наилучшие возможности; среди тех, чья карьера получила толчок благодаря Эбботту, были Ван Джонсон, Бетти Филд, Кэрол Бернетт, Эди Адамс[англ.], Деси Арнас, Филлис Такстер, Гвен Вердон, Бетти Комден, Адольф Грин, Джером Роббинс и Леонард Бернстайн.

В 1930 году Эбботт работал над сценарием фильма «На Западном фронте без перемен», который получил две награды «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»; примерно в то же время он снял ремейки двух фильмов Сесила Б. Демилля — «Непредумышленное убийство[англ.]» (1930) и «Обман[англ.]» (1931). В 1963 году 76-летний Эббот опубликовал свою автобиографию «Мистер Эббот». В 1965 году театр Адельфи[англ.] в Манхэттене был переименован в театр Джорджа Эббота.

Перешагнув столетний рубеж, Эббот прекратил свою режиссёрскую деятельность всего за несколько месяцев до своей смерти в возрасте 106 лет. Он умер от инсульта 31 января 1995 года в возрасте 107 лет. Эббот получил почётные докторские степени от университетов Рочестера и Майами; был внесён в Зал славы индустрии развлечений Западного Нью-Йорка и Зал славы американского театра[англ.]. В 1982 году получил премию Центра Кеннеди, а в 1990 году был награждён Национальной медалью США в области искусств.

Ранние годы

Джордж Эббот родился 25 июня 1887 года в Форествилле[англ.], штат Нью-Йорк, у родителей Джорджа Беруэлла Эббота и Ханны Мэй Маклори. У Джорджа Эббота был родной брат Беруэлл Маклори Эббот и сестра Изабель[4]. Позже семья Эббот переехала в город Саламанка[англ.], в котором отец Джорджа был дважды избран мэром, и в честь него было названо городское пожарное депо — Abbott Hose Company[5]. Мама Эббота была членом «Общества Саламанки Саламагунди», местной литературной организации, посвящённой самосовершенствованию, изучению литературы и чтению статей на эти темы[6]. В 1898 году его семья переехала в Шайенн, штат Вайоминг[7]. В Шайенне Эббот поступил в военную академию Кирни, где проучился полтора года[8], а после этого его семья переехала в Гамбург[англ.], штат Нью-Йорк[9]. В Гамбурге Эббот поступил в среднюю школу, где стал капитаном футбольной команды, а также занимался хоккеем, бейсболом и лёгкой атлетикой[10][11]. Помимо спорта, Эббот участвовал в театральных постановках, и был признан «самым выдающимся актёром» школы[10][12].

В 1908 году Эббот поступил в Рочестерский университет и продолжил заниматься футболом[13]. На втором курсе Эббот вступил в драматический клуб, и исполнил главную роль в одной из постановок университета[14]. В 1909 году Эббот решил, что хочет стать драматургом, и написал свою первую пьесу «Совершенно безобидный» для постановки в драматическом клубе университета[15]. Главным героем был рассеянный профессор геологии, а сюжет представлял собой набор клише, заимствованных из фарс-комедий, которые были в моде в то время. Самая популярная ситуация в то время заключалась в том, чтобы найти повод переодеть мужчину в женскую одежду, а затем втянуть его в неловкие обстоятельства. «Возможно, я готовился к работе, которую мне предстояло выполнить много лет спустя — написанию книги „Где Чарли?“. В своё время „Совершенно безобидный“ имел успех у местной публики, и моя склонность к театру стала ещё более выраженной» — вспоминал Эббот[15]. В 1911 году Эббот закончил университет и получил степень бакалавра искусств. Позже Эббот посещал Гарвардский университет, чтобы пройти курс по написанию пьес у Джорджа Пирса Бейкера[англ.][10][16]. Профессор Бейкер был вдохновляющим человеком и направлял все мысли и энергию на практическое дело — как сделать шоу. Он постоянно повторял: «Добейтесь наибольшего эмоционального результата от данной сцены». Под руководством Бейкера Эббот написал маленькую трагедию о жизни на ферме, в которой сын бросает вызов отцу и принимает на себя порку лошади, чтобы защитить свою мать. Она называлась «Глава семьи», и была поставлена в Гарвардском драматическом клубе в 1912 году[17][18]. Затем в течение года он работал автором, помощником и актёром в театре Бижу[англ.] в Бостоне[10][19].

Карьера

В 1913 году Эббот переехал жить в Нью-Йорк, и каждый день посещал различные кастинги, в надежде найти хоть какую-нибудь работу[20]. Так в сентябре 1913 года он устроился актёром в Бродвейский театр Гудзон[англ.][21]. Эббот дебютировал в пьесе Чарльза Годдарда[англ.] и Пола Дикки[англ.] «Нечестная дама» с Льюисом Стоуном в главной роли[22][23]. Спектакль открылся 25 ноября в театре Фултон[англ.][24], и выдержав 183 представления, закрылся в мае 1914 года[25].

Следующие два года были временем разочарований и неудач. Постепенно Эббот снизил свои стандарты. Он перестал искать новые роли в бродвейских шоу и начал искать любую работу — любую, лишь бы быть занятым, лишь бы заработать немного денег. Он играл в водевилях, ездил с глупым фарсом под названием «Какой-то малыш», играл роль раба в спектакле театральной школы Neighborhood Playhouse «Враги королевы» за зарплату в тридцать долларов в неделю. Много лет спустя, когда Эббот добился успеха на Бродвее, он встретил мисс Элис Льюисон, которая была его начальницей в Playhouse, и она рассказала случай, который Эббот не запомнил, но который звучит достаточно характерно. Однажды во время репетиции она спросила его, что он хочет делать в театре, и Эббот без колебаний ответил: «Писать, режиссировать и играть». Ей показалось очень забавным, что этот начинающий актёр говорит так уверенно — особенно потому, что позже он воплотил эти амбиции в жизнь[26].

Играя уже в нескольких пьесах в Нью-Йорке, он начал писать сам; его первой успешной пьесой стала «Падший парень» (1925)[22]. Эббот приобрёл репутацию проницательного «доктора шоу». К нему часто обращались с просьбой провести изменения, когда шоу испытывало трудности на пробах или предварительных просмотрах перед премьерой на Бродвее[27].

Его первым хитом стал «Бродвей[англ.]», написанный и поставленный в партнёрстве с Филипом Даннингом[англ.]. Премьера спектакля состоялась 16 сентября 1926 года в театре Бродхерст и продлилась 603 представления. Он также работал в Голливуде в качестве сценариста и режиссёра, продолжая при этом заниматься театральной деятельностью[28].

К числу тех, кто работал с Эбботом в начале своей карьеры, относятся Деси Арнас, Джин Келли, Джун Хэвок, Бетти Комден, Адольф Грин, Леонард Бернстайн, Джул Стайн, Стивен Сондхайм, Элейн Стритч, Джон Кандер, Фред Эбб, Кэрол Бернетт и Лайза Минелли[28].

Переехал в Голливуд с приходом звукового кино, был соавтором сценария к фильму «На Западном фронте без перемен» (1930) и поставил несколько фильмов, обычно по своим сценариям.

В 1931 году вернулся в театр и поставил только два фильма, два из них экранизации театральных мюзиклов. Он также продюсировал фильмы, и среди его работ было много хитов. В 1963 году он опубликовал свою автобиографию «Мистер Эббот»[16]. В 1983 году в возрасте 95 лет поставил и был сопродюсером возрождения бродвейского мюзикла «На цыпочках». В 1993 году, в возрасте 105 лет принял участие в празднествах, посвященных 100-летию Бродвея, будучи единственным гостем старше юбиляра.

Личная жизнь

Эббот был женат на Эдне Льюис с 1914 года до её смерти в 1930 году[29]; у них был один ребёнок. Его второй жена была актриса Мэри Синклер. Их брак продлился с 1946 года до развода в 1951 году[30]. У него был длительный роман с актрисой Морин Стэплтон с 1968 по 1978 год[17]. Ей было 43, а ему 81, когда они начали свой роман, а через десять лет Эббот бросил её ради более молодой женщины[31]. Его третьей женой была Джой Вальдеррама. Они были женаты с 1983 года до его смерти в 1995 году[30].

Эббот был энергичным человеком, который после своего 100-летия продолжал активно играть в гольф и танцевать.

Последние годы

В возрасте 106 лет он вышел на сцену во время премьеры спектакля «Чёртовы янки» и получил бурные аплодисменты. Было слышно, как он сказал своему сопровождающему: «Здесь наверняка находится кто-то важный». Всего за тринадцать дней до своего 107-го дня рождения Эббот появился на 48-й церемонии вручения премии «Тони», выйдя на сцену вместе с коллегами по «Чёртовым янкам» Гвен Вердон и Джин Стэплтон.

Смерть

Он умер от инсульта 31 января 1995 года в своём доме на острове Сансет[англ.] недалеко от Майами-Бич, штат Флорида, в возрасте 107 лет. В некрологе The New York Times говорилось: «Миссис Эббот сказала, что за полторы недели до смерти он прописывал правки ко второму акту „Пижамной игры“ с расчётом на возрождение, а также работал над возрождением „Чёртовых янки“». Он был кремирован на кладбище Woodlawn Park в Майами, прах забрала его жена.

Признание и награды

В 1965 году театр Адельфи[англ.] на 54-й улице[англ.] в Манхэттене был переименован в театр Джорджа Эббота. Здание было снесено в 1970 году[32]. В его честь также названа нью-йоркская улица George Abbott Way[англ.], участок Западной 45-й улицы к северо-западу от Таймс-сквер. В 1976 году Эббот получил почётные докторские степени от университетов Рочестера и Майами, а также медальон Генделя[англ.] — награду, присуждаемую отдельным лицам за их вклад в интеллектуальную и культурную жизнь города Нью-Йорк. Эббот был внесён в Зал славы индустрии развлечений Западного Нью-Йорка[33] и Зал славы американского театра[англ.]. В 1982 году получил премию Центра Кеннеди, а в 1990 году был награждён Национальной медалью США в области искусств[34].

Год Награда Категория Результат Прим.
1930 «Оскар» Лучший адаптированный сценарий Номинация [35]
1955 «Тони» Лучший мюзикл Победа [36]
1956 «Тони» Лучший мюзикл Победа [37]
1957 Boxoffice Magazine Лучший фильм месяца для всей семьи Победа [38]
1958 «Тони» Лучший мюзикл Номинация [39]
Гильдия сценаристов США Лучший написанный американский мюзикл Номинация [40]
Премия Гильдии режиссёров Америки Лучшая режиссура — художественный фильм Номинация [41]
1959 Гильдия сценаристов США Лучший написанный американский мюзикл Номинация [42]
1960 «Тони» Лучший мюзикл Победа [39]
«Тони» Лучшая постановка мюзикла Победа [39]
Пулитцеровская премия Лучшая драма Победа [39]
1963 «Тони» Лучшая постановка пьесы Номинация [39]
«Тони» Лучшая постановка мюзикла Победа [39]
1968 «Тони» Лучшая постановка мюзикла Номинация [39]
Год Звание или награда Категория или учреждение
1976 Почётный доктор Рочестерский университет
Почётный доктор Университет Майами
Премия «Тони» Лоуренса Лангнера За выдающиеся заслуги в жизни американского театра[43]
1982 Премия Центра Кеннеди За вклад в развитие американской культуры[44]
1983 Драма Деск Выдающийся режиссёр мюзикла[39]
1987 Специальная премия «Тони» К 100-летию со дня рождения[45]

Работы

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название фильма Кто
1918 Самозванец The Impostor Режиссёр, актёр (Лэм)
1926 Люби их и оставь их[англ.] Love 'Em and Leave 'Em Сценарист
1927 Холмы опасности[англ.] Hills of Peril Автор пьесы
1928 Четыре стены[англ.] Four Walls Автор пьесы, сценарист
1929 Кокетка Coquette Автор пьесы
1929 Человек-карнавал[англ.] The Carnival Man Режиссёр
1929 Бродвей[англ.] Broadway Автор пьесы, сценарист
1929 Подсвечники епископа The Bishop's Candlesticks Режиссёр
1929 Зачем об этом говорить?[англ.] Why Bring That Up? Режиссёр, сценарист
1929 Дитя субботнего вечера The Saturday Night Kid Автор пьесы
1929 Ночной парад Night Parade Автор пьесы
1929 Полпути к раю[англ.] Half Way to Heaven Режиссёр, сценарист
1930 На Западном фронте без перемен All Quiet on the Western Front Сценарист
1930 Падший парень[англ.] The Fall Guy Автор пьесы
1930 Непредумышленное убийство[англ.] Manslaughter Режиссёр, сценарист
1930 Бог моря[англ.] The Sea God Режиссёр, сценарист
1931 Прыжок в пустоту[англ.] The Leap into the Void Сценарист
1931 Украденные небеса[англ.] Stolen Heaven Режиссёр, сценарист
1931 Неисправимый[англ.] The Incorrigible Автор пьесы
1931 Тени цирка Sombras del circo Автор пьесы
1931 На полдороге к небу À mi-chemin du ciel Автор пьесы
1931 Секреты секретарши[англ.] Secrets of a Secretary Режиссёр, сценарист
1931 Мой грех[англ.] My Sin Режиссёр, сценарист
1931 Обман[англ.] The Cheat Режиссёр
1932 На полпути к небесам Halvvägs till himlen Сценарист
1932 Те, кого мы любим[англ.] Those We Love Автор пьесы
1933 Лилли Тернер[англ.] Lilly Turner Автор пьесы
1934 Зарница[англ.] Heat Lightning Автор пьесы
1934 Прямой путь Straight Is the Way Автор пьесы
1936 Трое на лошади[англ.] Three Men on a Horse Автор пьесы
1939 На пуантах On Your Toes Автор пьесы
1940 Слишком много девушек[англ.] Too Many Girls Режиссёр
1940 Парни из Сиракуз[англ.] The Boys from Syracuse Автор пьесы
1941 Западное шоссе Highway West Автор пьесы
1942 Бродвей[англ.] Broadway Автор пьесы
1947 Победить группу Beat the Band Автор пьесы
1957 Пижамная игра[англ.] The Pajama Game Режиссёр, сценарист, продюсер
1958 Чёртовы янки[англ.] Damn Yankees Режиссёр, сценарист, продюсер


Театр

Примечания

  1. Centenarios y otros temas — Monografias.com. Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  2. George Abbott, 1887—1995: 'Mister Broadway'. Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано 30 марта 2015 года.
  3. George Abbott — Broadway Theatre Credits, Photos, Who — Playbill Vault. Дата обращения: 18 июня 2014. Архивировано 17 июля 2014 года.
  4. Abbott, 1963, p. 4.
  5. Abbott, 1963, p. 11.
  6. Abbott, 1963, p. 12.
  7. Abbott, 1963, p. 14.
  8. Abbott, 1963, p. 29.
  9. Abbott, 1963, p. 38.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Director George Abbott // Christian Science Monitor. — 1983-01-06. — ISSN 0882-7729.
  11. Abbott, 1963, p. 40.
  12. Abbott, 1963, p. 41.
  13. Abbott, 1963, p. 58.
  14. Abbott, 1963, p. 60.
  15. 15,0 15,1 Abbott, 1963, p. 62.
  16. 16,0 16,1 George Abbott | Biography, Movie Highlights and Photos (англ.). AllMovie. Дата обращения: 10 июля 2022.
  17. 17,0 17,1 George Abbott (англ.). The Official Masterworks Broadway Site. Дата обращения: 5 июля 2022.
  18. Abbott, 1963, p. 65.
  19. Abbott, 1963, p. 68.
  20. Abbott, 1963, pp. 74—75.
  21. Abbott, 1963, pp. 76—77.
  22. 22,0 22,1 George Abbott choreographers, directors & producers (англ.) (недоступная ссылка). Broadway: the american musical. Дата обращения: 2022.07.05. Архивировано 2022.07.05.
  23. Abbott, 1963, p. 77.
  24. Abbott, 1963, p. 78.
  25. The Misleading Lady (англ.). Internet Broadway Database.
  26. Abbott, 1963, p. 86.
  27. Theater's `Mr. Abbott' Dies At 107 | The Seattle Times. archive.seattletimes.com. Дата обращения: 5 июля 2022.
  28. 28,0 28,1 Facebook, Twitter, Show more sharing options, Facebook, Twitter, LinkedIn. George Abbott; Legendary Broadway Producer, 107 (англ.). Los Angeles Times (1 февраля 1995). Дата обращения: 6 июля 2022.
  29. Abbott, 1963, p. 82.
  30. 30,0 30,1 Ron Arias. Marking His First Century, George Abbott Once Again Brings Broadway to Broadway (англ.) (недоступная ссылка). People.com (25 ноября 1987). Дата обращения: 2022.07.06. Архивировано 2022.07.06.
  31. Maureen Stapleton. www.nndb.com. Дата обращения: 6 июля 2022.
  32. George Abbott Theatre (англ.). Internet Broadway Database.
  33. Hall of Fame. buffaloah.com. Дата обращения: 8 июля 2022.
  34. George Francis Abbott (англ.). www.arts.gov. Дата обращения: 8 июля 2022.
  35. The 3rd Academy Awards | 1931 (англ.). Oscars.org | Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Дата обращения: 10 июля 2022.
  36. 1955 Tony Award Winners - Browse by Year (англ.) (недоступная ссылка). Broadway world. Дата обращения: 2022.07.10. Архивировано 2022.07.10.
  37. 1956 Tony Award Winners - Browse by Year (англ.) (недоступная ссылка). Broadway world. Дата обращения: 2022.07.10. Архивировано 2022.07.10.
  38. Boxoffice Magazine Awards (1957). IMDb. Дата обращения: 10 июля 2022.
  39. 39,0 39,1 39,2 39,3 39,4 39,5 39,6 39,7 George Abbott – Broadway Cast & Staff | IBDB. www.ibdb.com. Дата обращения: 10 июля 2022.
  40. Writers Guild of America, USA (1958). IMDb. Дата обращения: 10 июля 2022.
  41. Awards / History / 1958. www.dga.org. Дата обращения: 10 июля 2022.
  42. George Abbott | Movie and Film Awards (англ.). AllMovie. Дата обращения: 10 июля 2022.
  43. Special Tony Award (Tony Award) - Winners. awardsandwinners.com. Дата обращения: 10 июля 2022.
  44. Kennedy Center Honors - 1982 | Winners & Nominees. awardsandwinners.com. Дата обращения: 10 июля 2022.
  45. Tony Award - 1987 | Winners & Nominees. awardsandwinners.com. Дата обращения: 10 июля 2022.

Литература

  • Abbott George. Mister Abbott. — Random House, 1963. — 279 p. — ISBN B0007DL0AE.