Эдди, Уэсли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уэсли Эдди
Wesley Addy
Имя при рождении Robert Wesley Addy
Гражданство Флаг США
Профессия Актёр кино, театра и телевидения
Карьера 1950 — 1996

Уэсли Эдди (полное имя — Роберт Уэсли Эдди, англ. Robert Wesley Addy) (4 августа, 1913 года — 31 декабря, 1996 года) — американский характерный актёр театра, кино и телевидения, «известный своей умной интеллигентной манерой поведения, а также способностью нести сдержанную, ледяную, утончённую угрозу»[1].

Эдди начал свою плодотворную карьеру как исполнитель ведущих ролей на классической сцене, а в начале 1950-х годов начал сниматься в кино и на телевидении[1]. Известный своими серебряными волосами[1], Эдди часто играл холодных или пугающих персонажей[2].

Свои небольшие, но наиболее яркие роли Эдди сыграл в фильмах «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962), «Тора! Тора! Тора!» (1970) и «Телесеть» (1976)[3]. Он также известен ролями в популярных фильмах нуар 1950-х годов «Целуй меня насмерть» (1955), «Большой нож» (1955) и «План преступления» (1956).

Биография

Ранние годы

Уэсли Эдди родился 4 августа 1913 года в Омахе, штат Небраска. Окончив экономический факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Эдди сменил направление своей карьеры и поступил на стажировку в летний театр, а затем перебрался в Нью-Йорк, чтобы начать профессиональную театральную карьеру[1].

Карьера на Бродвее: 1935—1950

В 1935 году Эдди дебютировал на Бродвее в спектакле «Паника» по пьесе Арчибальда Маклиша, в котором играл вместе с Орсоном Уэллсом[1].

Вплоть до 1941 года Эдди играл на Бродвее, исполнив, в частности, серию ролей в шекспировских спектаклях: Марселла и Фортинбраса в постановке Лесли Говарда «Гамлет» (1936), Генри Перси в «Генрихе IV, часть I» (1939), Бенволио в «Ромео и Джульетте» (1940) и Орсино в «Двенадцатой ночи» (1940-41). Его партнёрами в этих постановках были легендарные актёры Орсон Уэллс, Лоренс Оливье и, особенно часто, Морис Эванс[4].

Вторая мировая война прервала успешное начало бровейской карьеры Эдди, но в 1946 году он вернулся в театр, сыграв вместе с Кэтрин Корнелл в трагедии Софокла «Антигона» и комедии Бернарда Шоу «Кандида». Эдди сыграл ещё несколько сильных ролей на Бродвее, одной из его последних значимых ролей в этот период стала роль Эдгара, сына Глостера в «Короле Лире» (1950-51)[4].

Карьера в Голливуде: 1951—1996

В 1951 году 38-летний Эдди дебютировал в кино в фильме «Первый легион»[1][2], высококлассной психологической драме Дугласа Сирка, рассказывающей о борьбе скепсиса и веры в сознании священников иезуитской семинарии[5]. В 1952 году Эдди сыграл эпизодическую роль в тюремной психологической комедии-драме «Мои шестеро заключённых».

В 1953 году Эдди появился в двух телеверсиях шекспировских театральных постановок, сыграв короля Франции в «Короле Лире» с Орсоном Уэллсом в заглавной роли, и Горацио в «Гамлете» с Морисом Эвансом.

В 1955 году Эдди вошёл в неформальную актёрскую команду режиссёра Роберта Олдрича, сыграв значимые роли второго плана в двух его лучших фильмах нуар[2]. В классическом нуаре «Целуй меня насмерть» (1955) по роману Микки Спиллейна он сыграл лейтенанта полиции, который следит и направляет работу Майка Хаммера. В сатирическом нуаре о нравах голливудского кинобизнеса «Большой нож» (1955) по пьесе Клиффорда Одетса Эдди предстал в образе писателя и друга детства главного героя, крупной кинозвезды, который влюбляется в его жену и делает ей предложение.

В добротном нуаровом триллере «План преступления» (1956) Эдди сыграл роль лишённого лицензии врача, который становится главным исполнителем мастерски продуманного плана ограбления поезда. На следующий год Эдди сыграл небольшую роль в нуаре Роберта Олдрича «Текстильные джунгли» (1957), посвящённом смертельной борьбе профсоюза швейной промышленности с владельцем компании по производству готовой одежды (Олдрич однако не смог закончить фильм и был уволен за две недели до его завершения. Фильм завершил Винсент Шерман, который и указан в титрах как режиссёр)[6].

В послевоенной драме Роберта Олдрича «Десять секунд до ада» (1959) Эдди сыграл бывшего немецкого офицера, который в группе с другими немецкими военнопленными выполняет смертельно опасную работу по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов на территории Берлина.

Далее Олдрич «использовал Эдди в небольших ролях в своей классике Гран-Гиньоля», психологических хоррор-драмах «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962) и «Тише…тише, милая Шарлотта» (1964)[1]. В «Что случилось с Бэби Джейн?» у него был «запоминающийся эпизод в самом начале фильма, где он сыграл страдающего от мигрени продюсера»[2].

В 1963 году Эдди появился в небольшой роли в комедийном вестерне Олдрича «Четверо из Техаса» (1963). В 1971 году Эдди в последний раз сыграл у Олдрича в гангстерской драме «Банда Глиссомов» (1971) по роману Джеймса Хэдли Чейза, исполнив роль богатого отца похищенной бандой невесты.

В 1966 году Эдди сыграл эпизодические роли в драме «Мистер Буддвинг» о человеке, потерявшем память, и в фантастическом психологическом криминальном триллере Джона Франкенхаймера «Вторые». Одной из наиболее памятных ролей Эдди была роль капитана второго ранга Элвина Крамера, который безуспешно пытается предупредить американские власти о предстоящем нападении на Пёрл-Харбор в картине Ричарда Флейшера «Тора! Тора! Тора!» (1970).

В 1970-80-е годы Эдди лишь время от времени снимался в кино, сыграв в таких значимых картинах, как «Телесеть» (1976), «Европейцы» (1979) и «Вердикт» (1982)[1].

У режиссёра Сидни Люмета Эдди снялся в двух фильмах, которые были номинированы на Оскар — «Телесеть» (1976) и «Вердикт» (1982). В сатирической драме о медиа-бизнесе «Телесеть» он исполнил роль владельца телекорпорации, а в судебной драме «Вердикт» сыграл врача, который почти что разваливает дело, которое герой Пола Ньюмана ведёт против больницы, обвиняя её во врачебной халатности.

Дважды Эдди сотрудничал с режиссёром Джеймсом Айвори, сыграв заметные роли в его исторических мелодрамах по романам Генри Джеймса — «Европейцы» (1979) и «Бостонцы» (1984).

В 1995 году после долгого перерыва Эдди снялся в романтической комедии «Современный роман». «Его последней киноработой стала роль судьи в криминальной драме „До и после“ (1996) с Мерил Стрип и Лиамом Нисоном в главных ролях, который вышел за год до его смерти»[1].

Карьера на телевидении: 1960—1980-е годы

«Так и не поднявшись до главных ролей в кино, в 1960-е годы Эдди обратил своё внимание на телевидение, а также возобновил работу в театре»[1]. «Надежный и крепкий актёр, Эдди играл на телевидении как учтивых джентльменов, так и злодеев»[1].

В 1958–1959 гг. Эдди исполнял роль доктора Кэмпбелла в криминальном телесериале «На пороге ночи», он также сыграл в двух эпизодах сходного по построению телесериала «Перри Мейсон» в 1962 и в 1966 гг. Кроме этого, годах Эдди сыграл в пяти сериях криминальной драмы «ФБР» (1965–1969), а также по одном разу  в криминальных телесериалах «Беглец» (1965) и «Айронсайд» (1970). Также Эдди появился в популярных научно-фантастических телесериалах «За гранью возможного» (1965, 1 эпизод) и «Захватчики» (1967, 1 эпизод). В 1970–1980-х годах он играл роль Билла Вударда в 27 сериях классической мыльной оперы «Надежда Райана» (1977–1978), и Кэбота Олдена в одной из серий мыльной оперы «Любить» (1983)[1][3].

Личная жизнь

В 1961 году Эдди женился на известной актрисе Селесте Холм, с которой прожил до конца жизни. Они сыграли вместе в нескольких театральных спектаклях, в частности, в 1970 году во второй раз в своей карьере он сыграл в комедии «Кандида»[1].

Уэсли Эдди умер 31 декабря 1996 года в возрасте 83 лет в Дэнбери, штат Коннектикут.

Фильмография

Примечания

Ссылки