Перейти к содержанию

Антигона (Софокл)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антигона
др.-греч. Ἀντιγόνη
Автор Софокл
Перевод 1913
Переводчик Зелинский Ф. Ф. (1913), Мережковский Д. С. (1916), Шервинский С. В. (1950)
Хор фиванские старейшины
Действующие лица
Действующие лица без слов
  • Первый посланник
  • Второй посланник
  • Мальчик
Обстоятельства действия Древняя Греция, Фивы
Дата премьеры ок. 441 г. до н.э.
Место премьеры Афины
Язык произведения древнегреческий
Тематика родовые законы
Жанр древнегреческая трагедия
Внешние медиафайлы
Культура.РФ
 Спектакль 
(2023)

«Антиго́на» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла, поставлена в марте-апреле 442 года до н. э. Переведена на русский язык Ф. Ф. Зелинским.

«Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии «Антигона» Софокл показывает один из конфликтов современного ему общества — конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.

Действующие лица

  • Антигона, дочь Эдипа
  • Исмена, сестра Антигоны
  • Креонт, фиванский царь
  • Эвридика, жена Креонта
  • Гемон, сын Креонта
  • Тиресий, слепой старик-прорицатель
  • Хор фиванских старейшин
  • Страж
  • Два вестника
  • Мальчик, поводырь Тиресия

Сюжет

Полиник, брат решительной Антигоны, дочери царя Эдипа, обладающей огромной силой воли, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защищавшим город. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Креонт не считается с традиционными родовыми законами, в отличие от дочери своей сестры, Антигоны. Но она выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере. Антигона предпочла смерть повиновению царю и кончила жизнь самоубийством. После этого жених Антигоны, сын Креонта, Гемон пронзил себя кинжалом, в отчаянии от гибели сына лишила себя жизни жена Креонта Евридика. Эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами.

Рецепция

В новое время трагедия Софокла редко ставилась на сцене, но послужила источником вдохновения для многих художников.

В 1943 году Жан Ануй на основе трагедии Софокла написал свою «Антигону» — античная драма стала для Ануя тем эзоповым языком, который позволил ему в оккупированном Париже призвать со сцены к неподчинению оккупантам[1].

Бертольт Брехт в 1948 году обработал для современной сцены и актуализировал трагедию: если у Софокла конфликт между Креонтом и Антигоной вспыхивал после победоносной войны, то у Брехта Креонт затевал войну против Аргоса, чтобы отвлечь народ от проблем, связанных с экономическим упадком его государства[2]. Он предпослал трагедии современный пролог: в апреле 1945 года, во время боёв в Берлине, две сестры оказывались перед выбором — признать ли им брата, повешенного эсэсовцами, или отречься от него во имя самосохранения[2].

Переводы и публикации

  • Софокл. Антигона / пер. А. В. Парина. — М.: Искусство, 1986. — 119 с.

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Шумахер Э. Жизнь Брехта = Leben Brechts. — М.: Радуга, 1988. — С. 187. — ISBN 5-05-002298-3.

Ссылки