Перейти к содержанию

Щукин, Дмитрий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Щукин Дмитрий Иванович
Дата рождения 1855(1855)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 29 марта 1932(1932-03-29)
Место смерти Москва, СССР
Род деятельности купец и коллекционер произведений искусства
Отец Иван Васильевич Щукин
Мать Екатерина Петровна Боткина

Дми́трий Ива́нович Щу́кин (18551932) — московский купец, меценат и коллекционер искусства.

Биография

Дмитрий Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. В семье московского фабриканта, старообрядца Ивана Васильевича Щукина и его жены Екатерины Петровны (урождённой Боткиной) было шесть сыновей: Николай, Пётр, Сергей, Владимир, Дмитрий и Иван.

Учился в пансионе Гирста в Санкт-Петербурге и за два года до его окончания был переведён отцом доучиваться в Поливановскую гимназию в Москве, затем учился в Высшей коммерческой академии в Дрездене.

Обязательную[источник не указан 2290 дней] воинскую службу нёс в Гренадерском полку; затем четыре года работал в конторе Товарищества цементной фабрики и маслобойни К. К. Шмидта в Риге. В 1882 году вернулся в Москву и был принят компаньоном торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» вместо брата Николая.

После смерти отца (1890) отошёл от дел и полностью[источник не указан 2290 дней] отдался своему увлечению — коллекционированию картин. Первую свою картину приобрёл в 1893 году у венского антиквара: «Катание на коньках» Хендрика Аверкампа, амстердамского живописца XVII века. Следующее удачное приобретение — «Урок музыки» Герарда Терборха[1].

Д. И. Щукин в отличие от своих братьев, старался покупать вещи только с безупречным происхождением. Он постоянно консультировался со специалистами, чтобы убедиться в подлинности картин; был знаком с генеральным директором Берлинских музеев Вильгельмом Боде и регулярно возил вещи на экспертизу в Берлин. Консультировался и с И. С. Остроуховым[2]. Из-за чрезвычайной дотошности в вопросах атрибуции он собрал коллекцию, в которой не было шедевров, но не было и сомнительных вещей.

Собирая картины, Щукин одновременно занимался благотворительностью. Первое пожертвование в собрание Румянцевского Музея (тридцать два холста) он сделал в 1897 году, спустя всего четыре года после начала коллекционирования. Впоследствии имел намерение завещать галерее всю свою коллекцию[3].

Поздней осенью Дмитрий Щукин уезжал в Германию, а с наступлением весны перебирался на юг, в Италию или Испанию.

Жил в Москве на Волхонке (в доме Воейковой), затем на Поварской, после 1902 года — в Староконюшенном переулке, дом 35. Семьи не имел.

После революционных событий 1917 года, в 1920 году был назначен младшим помощником хранителя Первого Музея старой западной живописи, открывшегося в его доме, в Староконюшенном переулке. Позже стал хранителем итальянского отдела Музея изящных искусств.

Умер 29 марта 1932 году[4]. Похоронен на Миусском кладбище (по другим данным — на Ваганьковском кладбище); могила утеряна. В 2019 году на Миусском кладбище была установлена памятная доска.

Коллекция

В коллекции Д. И. Щукина были широко представлены мастера голландской живописи XVI—XVII веков — Брейгель, Аверкамп, Хеда, Я. ВермеерАллегория веры»), Терборх, Рейсдаль, Гойен, Кваст (исп. Pieter Quast), Тонирис и др.; работы французских мастеров XVII—XIX веков — Ватто, Ланкре, Буше, Фрагонар, Маре, Изабе и других; полотна немецких мастеров XV—XVI веков — Кранаха и Герунга[нем.]; работы английских художников XVII—XIX веков — Козвея, Лоуренса и других. Всего — 146 полотен.

В 1918 году коллекция была взята на государственный учёт и с декабря стала доступна для обозрения как Первый Музей старой западной живописи, открывшийся в доме № 35 в Староконюшенном переулке. В 1922 году Музей был переведён на Кропоткинскую улицу в здание Морозовского отделения музея нового западного искусства, а в ноябре 1924 года более ста двадцати картин (семьдесят восемь голландских, фламандских и нидерландских мастеров, двадцать шесть французских, десять старонемецких, шесть итальянских и три английских), девятнадцать пастелей, а также рисунки, гравюры, миниатюры, бронза, скульптура, майолика и цветное стекло были размещены в открывшемся Музее изящных искусств.

Примечания

  1. Обе картины ныне находятся в ГМИИ.
  2. Титаренко Е. Бумажный монумент // «Культура». — № 31 (7694). — 13-19 августа 200.9
  3. Об этом стало известно случайно. В статье барона Н. Н. Врангеля в журнале «Старые годы» было написано о распродаже в Париже щукинского собрания и перепутаны два брата-коллекционера — Дмитрий и Иван. В опубликованном в 1914 году опровержении Дмитрий Иванович написал: «Моё собрание картин не продано мною за границу… а находится в целости в Москве, причём должен заметить, что оно время от времени пополняется новыми приобретениями» и указал, что коллекция целиком завещана им Московскому публичному и Румянцевскому музеям и на устройство дара оставлен приличный капитал.
  4. Некролог // Известия : газета. — 1932. — 30 марта (№ 89). — С. 4.

Литература

  • Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М.: Столица, 1990. — ISBN 5-7055-1136-1. — С. 140—143.
  • Семёнова Н. «Жизнь и коллекция Сергея Ивановича Щукина». — М.: Трилистник, 2002. — ISBN 5-89480-046-3 (аннотация в журнале «Русское искусство»)
  • Семёнова Н. «Московские коллекционеры». — М.: Молодая Гвардия, 2010. — ISBN 978-5-235-03319-1.
  • Демская А. А., Семенова Н. Ю. У Щукина на Знаменке — М.: Арена, 1993. — ISBN 5-87474-009-0.

Ссылки