Щепин, Павел Мардарьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Мардарьевич Щепин
Имя при рождении Павел Мардарьевич Щепин
Гражданство Российская империя
Профессия актёр, режиссёр, драматург, оперный певец, композитор
Театр Московская труппа императорского театра

Павел Мардарьевич Щепин — артист московской труппы императорских театров; драматический актёр, оперный певец (тенор и баритон), режиссёр, драматург, композитор.

Сохранившаяся информации из биографии

Учился в Московской театральной школе. Пружанский А. М. пишет, что П.Щепин в 1828—1849 гг. выступал на сцене московского Большого театра[1]. Однако есть данные, что Павел Щепин был зачислен артистом Малого театра с 23 января 1827 г[2]. А в то время Малый и Большой театр представляли собой единую московскую труппу императорских театров, и представления давались одной труппой на обеих сценах, ещё не разделяясь на драматическую и музыкальную части.

Разностороннее дарование Павла Мардарьевича Щепина проявилось рано. Ещё будучи учеником, он со своим одноклассником, тоже воспитанником московской театральной школы Н. И. Куликовым, сочинили одноактную оперу-водевиль «Прогулки калифа», поставленную через некоторое время на сцене Большого театра 27 июня 1830 в бенефис артиста Виноградова[3].

В дальнейшем, поступив в Московскую императорскую труппу, он служил и драматическим актёром, и певцом — причем во многих постановках был самым первым исполнителем, — и режиссёром; сочинил два оперных либретто совместно с Н.Куликовым[1], а кроме того, написал музыку к некоторым спектаклям[3]. Как оперный исполнитель обладал обширным диапазоном голоса и выступал и в теноровых партиях, и в баритоновых.

И тем не менее про этого артиста история сохранила очень мало сведений. Даже неизвестны даты его жизни, из какого сословия происходил, никакие факты биографии или ещё какие-либо иные сведения[1]. Известно, что там же музыкантом-скрипачом служил его брат, Щепин Артемий Мардарьевич[4]. Информация об этом сохранена в письмах А. С. Пушкина, который участвовал в его судьбе и обращался по этому поводу к управляющему конторой московских театров М. Н. Загоскину 14 июля 1830 г., будучи в Москве[5][6], одновременно упоминая роль Павла Щепина — австрийского императора в балете «Венгерская хижина»[2].

Всё творчество Павла Мардарьевича Щепина было неразрывно связано с московской театральной труппой, там он имел несколько бенефисов, в том числе 24 апреля 1833, разделенный совместно с выдающимся артистом московской труппы В. И. Живокини[3].

Пел п/у И. И. Иоганниса, И. Фельцмана, Ф. Е. Шольца[1].

Список драматических ролей П.Щепина выяснитьить не удалось. Благодаря записке А. С. Пушкина стала известна одна из ролей — император в балете «Венгерская хижина», а список работ в оперной части труппы (роли и постановки) установлен благодаря А. М. Пружанскому.

Творчество

Роли в театре

  • 1828 — «Русалка» С. И. Давыдова или К. Кавоса — Тарабар (впервые в Большом театре)
  • 1828 — «Алина, королева Голкондская» Ф. Буальдьё — Узбек (впервые в Большом театре)
  • 1830 — «Иван-царевич» А. П. Полякова — Морской чудо-молодец (первый исполнитель; роль Бабы-Яги исполнял М. С. Щепкин[7])
  • 13 июля 1830 — «Венгерская хижина», балетмейстер А.Глушковский — австрийский император Леопольд (на сцене московского Нескучного сада, на представлении были А. С. Пушкин и М. Н. Загоскин[2])
  • 1831 — «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера — Джакомо (впервые в Большом театре)
  • 1831 — «Две ночи» Ф. Буальдьё — Лорд Фингар
  • 1831 — «Осада Коринфа» Дж. Россини — Омар (впервые в Большом театре)
  • 1832 — «Лодоиска, или Благодетельный татарин» Л. Керубини — Фарбель (впервые в Большом театре)
  • 14 октября 1832 — «Рославлев», пьеса А. А. Шаховского (по роману М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», музыка А. Верстовского и А. Варламова — Зарецкий (впервые в Большом театре; в бенефис Н. В. Репиной).
  • 1832 — «Сильвана» К. М. Вебера — Альберт
  • 1832 — «Падение Мекки» П. Винтера — Фанор
  • 1832 — «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» А. Верстовского — Боян (первый исполнитель)
  • 1833 — «Русский ямщик, или Сокол с места, а ворона на место», интермедия-дивертисмент — Алексей Патокин (первый исполнитель)
  • 1833 — «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» Л. Герольда — Даниель Капуцциа
  • 1834 — «Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности» Дж. Россини — Готтардо (впервые в Большом театре)
  • 1834 — «Лейчестер и Елизавета, или Замок Кенильворт» Д. Обера — Робар (впервые в Большом театре)
  • 1834 — «Ивановщина, или Именины пращура», шутка-дивертисмент — Днестров (первый исполнитель)
  • 1834 — «Эмма, или Безрассудные обещания» Д. Обера — Фриллер
  • 1834 — «Тайный брак, или Поединок в Пре о’Клер» Л. Герольда — Жирод
  • 1835 — «Леокадия» Д. Обера — Дон Фернанд
  • 1835 — «Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года» К. Рейсигера — Этьен
  • 1835 — «Аскольдова могила» А. Верстовского — Всеслав (первый исполнитель)
  • 1836 — «Ещё чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках», музыка Николо Изуара — Андрей (первый исполнитель)
  • 1836 — «Орлиное гнездо в Богемских горах» Ф. Глэзера — Реннер
  • 1836 — «Клятва, или Делатели фальшивых монет» Д. Обера — Андиоль
  • 1837 — «Сара, шотландская сирота» А. Гризара — Дугаль
  • 1837 — «Элиза и Клавдио» Д. Меркаданте — Маркиз Трикотацио (впервые в Большом театре)
  • 1838 — «Ганс Гейлинг, или Царь земных духов» Г. Маршнера — Стефан
  • 1838 — «Эдинбургская темница» М. Э. Карафы — Том (впервые в Большом театре)
  • 1838 — «Чёрное домино, или Таинственная маска» Д. Обера — Жиль-Перец
  • 1839 — «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана — Бижу
  • 1839 — «Престонский пивовар» А. Адана — Оливье Женкинс
  • 1840 — «Велизарий» Г. Доницетти — Юстиниан (впервые в Большом театре)
  • 16 сентября 1841 — «Немой поневоле», опера-водевиль, музыка Штуцмана — Рибулар (первый исполнитель[1], в бенефис балетмейстера Т. Герино[3])
  • 30 января 1842 — «Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо», опера-водевиль Д. Т. Ленского, авторская переделка французского водевиля Ф. Лалу, О. Анисе-Буржуа и Лорана «Les pilules du diable»; музыка Штуцмана — Альберт (первый исполнитель; в бенефис машиниста Л.-П. Пино)[3]
  • 1846 — «Вильгельм Телль» Дж. Россини — Карл Смелый (впервые в Большом театре)

Партнёры: А. О. Бантышев, Пётр А. Булахов, В. И. Живокини, Н. В. Лавров, М. К. Леонова, И. А. Максин, Н. В. Репина, А. Сабурова, В. М. Самойлов, Е. Сандунова, М. С. Щепкин.

Постановки в театре

Драматургическая деятельность

Автор либретто:

  • 1830 — «Прогулки калифа», опера-водевиль (совместно с Н. И. Куликовым)
  • 1836 — «Скряги в тисках», опера-водевиль (совместно с Н. И. Куликовым)

Композиторская деятельность

Автор музыки к спектаклям:

  • «Скряги в тисках». Опера-водевиль в 1 д. Пер. с фр. Д. Т. Ленского (премьера прошла 17 января 1836 в Большом театре в бенефис артиста оперной труппы Н. В. Лаврова)[3]
  • «Барышня-крестьянка». Водевиль в 2 д. Н. А. Коровкина по повести А. С. Пушкина (премьера прошла в Большом театре 27 октября 1839 в бенефис Н. В. Репиной)[3]

Примечания