Перейти к содержанию

Штёрмер, Курт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Курт Штёрмер

Курт Карл Август Штёрмер (нем. Curt Stoermer, полное имя Kurt Karl August Störmer; 26 апреля 1891, Хаген — 29 января 1976, Любек) — немецкий художник-экспрессионист, член колонии художников Ворпсведе.

Жизнь и творчество

Ещё в юности К. Штёрмер знакомится с художником Кристианом Рольфсом. Под его влиянием Штёрмер поступает в 1908 году в дюссельдорфскую Академию искусств, а в 1909 году уезжает в Париж. Здесь он учится в академии Коларосси и в академии Жюлиана. В первый год своей жизни в Париже Штёрмер неоднократно посещает Амедео Модильяни в его мастерской, изучает его технику живописи и впоследствии подробно об этом напишет. В дюссельдорфской Академии художник также знакомится с Генрихом Фогелером, вместе с которым он в 1912 году приезжает в Ворпсведе. Здесь он впервые демонстрирует свои полотна и произведения графики, а также составляет каталог работ Паулы Модерсон-Беккер. В октябре 1912 года состоялась первая выставка работ У. Штёрмера в музее Фолькванг.

Одна из работ Штёрмера в Любеке

Во время Первой мировой войны К. Штёрмер был призван в армию, служил в составе Ольденбургского драгунского полка на восточном фронте. После окончания войны участвовал в установлении Советской власти в Бремене; в боях с отрядами рейхсвера был ранен и уехал ев побережье Балтики, в Шлезвиг-Гольштейн. Здесь он вступает в контакт с группой интеллигенции, сложившейся вокруг художника Карла Шмидт-Ротлуфа, с которым подружился Штёрмер ещё во время военной службы. Картины К. Штёрмера, написанные им в этот период (1919), не сохранились.

Начиная с 1921 года художник живёт и работает в Любеке. В 1923 году он нанимается в торговый флот и участвует в двух рейсах в Восточную Азию, совершённых как из стеснённых финансовых обстоятельств, так и из желания вырваться из унылой повседневности. По возвращении Штёрмер занимается росписью по стеклу, витражной живописью (церковь св. Эгидия и церковь св. Андрея в Любеке, Любекская Ратуша и др.).

В 1931 году, получив стипендию Вилла Массимо от Прусской академии художеств, К. Штёрмер совершает длительное путешествие по Югославии и Италии, посещает Далмацию и Рим. В это время окончательно складывается присущий художнику стиль живописи. В 1932 году, совместно с Альфредом Малау, Гансом Петерсом, Гарри Маазом и Вильгельмом Брэком, Штёрмер создаёт художественную Рабочую группу Любека. Во время правления в Германии национал-социалистов художник иногда, при помощи друзей, получает заказы, однако 4 его ксилографии были нацистами конфискованы в музее Фольксванг как относящиеся к дегенеративному искусству.

В 1942 году мастерская художника в Любеке была уничтожена бомбардировкой, и он переезжает в сельскую местность близ городка Утехт. В послевоенное время мастер выполняет многочисленные официальные работы по украшению зданий в Любеке — школы Томаса Манна (1959), Земельного управления по страхованию и др. Он создаёт также большое количество акварелей и рисунков, в том числе от впечатлений, полученных им во время многочисленных поездок в Средиземноморье.

Работы

Из музейных собраний (избранное)

  • Саятой Себастьян (Heiliger Sebastian) (1911), Страх (Angst) (1911), Военный эшелон (Kriegszug) (1911), Этот оскорбляет Бога! (Dieser da hat Gott gelästert) (1912) , Музей Фолькванг, Эссен
  • Прибой (Brandung) (1919), Дворец Готторф, Шлезвиг
  • Женщины у источника (Frauen am Brunnen) (1931), Бенхауз, Любек
  • Большой стог сена (Großer Heuhaufen) (1935), Музей Альтоны

Искусство иллюстратора

  • Charles Baudelaire: Der Verworfene. Nachdichtungen von Hans Havemann. Mit sechs Urholzschnitten von Curt Stoermer. Zweemann, Hannover 1920.
  • Alfred Richard Meyer: Die maer von der musa expressionistica. Zugleich eine kleine quasi-literaturgeschichte mit über 130 praktischen beispielen. Die Faehre, Düsseldorf 1948. Illustrierter Pappband nach E. L. Kirchner und Curt Stoermer.

Сочинения

  • Erinnerung an Modigliani. In: Der Querschnitt. 1931, S. 387—390.

Примечания

Литература

  • Abram Enns: Curt Stoermer — Auf der Suche nach der eigenen Identität. In: Kunst und Bürgertum. Lübeck 1978, ISBN 3-7672-0571-8, S. 248—265; Bibliografie Stoermer S. 308—310.
  • Horst Hannemann: Curt Stoermers Aquarelle. In: Der Wagen. 1986, S. 184—196.
  • Horst Hannemann: Stoermer, Curt. In: Alken Bruns (Hrsg.): Lübecker Lebensläufe. Wachholtz, Neumünster 1993, ISBN 3-529-02729-4.
  • Ursula Hannemann: Die Kirchenfenster von St. Andreas in Schlutup. In: Der Wagen. 2006, S. 110—120.