Фогелер, Генрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генрих Фогелер
Heinrich Vogeler
Heinrich Vogeler - 1897.jpg
Жанр графика, акварель
Стиль югендстиль
Генрих Фогелер на фотографии Николы Першайда. 1924 год
Крест на предполагаемом месте захоронения Генриха Фогелера в Казахстане

Ге́нрих Фо́гелер (нем. Heinrich Vogeler; 12 декабря 1872, Бремен, Германия, — 14 июня 1942, колхоз «Будённый», Корнеевка, Бухар-Жырауский район, Казахская ССР, СССР) — немецкий художник и философ, представитель немецкого югендстиля (модерна).

Биография

Родился в Бремене 12 декабря 1872 года. В 1890—1895 годах посещал дюссельдорфскую Академию художеств. В 1895 году обосновался в деревне Ворпсведе (близ Бремена). Позднее (в 1918) с Ф. Макензеном, О. Модерсоном и другими стал основателем колонии художников и был одним из её духовных лидеров.

В 1901 женился на Марте Шрёдер, в том же году родилась их первая дочь Мари-Луиза (Мике). В 1903 на свет появилась их вторая дочь Беттина, и в 1905 — третья дочь Марта. В 1926 пара развелась.

До 1908 года работал, используя собственные чертежи, над перестройкой своего дома в Баркенхофе. Дружил с Рильке, работал над оформлением журнала символистов «Остров» («Die Insel»). Совершил путешествие на Цейлон в 1906 году. Для изучения концепций «города-сада» побывал в 1909 году в Англии.

В 1914 году Фогелер добровольцем пошёл на войну, и в 1915—1917 годах он был отправлен на Восточный фронт, где делал полевые зарисовки для военного командования (в 1916 вышел альбом с его рисунками, «С Востока»[1]). Фронтовой опыт способствовал его переходу на антивоенные позиции, и в начале 1918 года за пораженческие настроения Фогелер был сначала помещен в психиатрическую клинику, а затем демобилизован.

В 1920-е годы манера художника меняется: используя новаторские приёмы таких течений как кубизм и футуризм, он приходит к созданию т. н. комплексных картин, для которых характерно «монтажное» соединение разных планов и сюжетных линий. Вместе со старшей дочерью, Мике, он расписывает свой дом в Баркенхофе фресками, посвященными революционной борьбе и контурам нового справедливого общественного устройства. Осенью 1926 ландратом Остерхольца была предпринята попытка уничтожить эти настенные росписи как опасные и разжигающие классовую ненависть[2], однако широкая общественная кампания в поддержку художника позволила их спасти (впрочем, в 1939 году они всё-таки были уничтожены[3]).

В первые послевоенные годы в своих политических взглядах Фогелер склонялся к анархо-синдикализму, и вступил в Коммунистическую партию Германии лишь в 1925 году. Тем не менее, он стал членом образованного в 1923 году Общества друзей новой России[4] и в том же году совершил свою первую поездку в Советский Союз, где в течение года был руководителем отдела искусств в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада[5].

В 1925—1926 годах Фогелер несколько раз ездил в Советский Союз, выполняя поручения Международной организации помощи борцам революции (МОПР), председателем которого с 1922 года был его будущий тесть Юлиан Мархлевский. Мархлевский же уговорил художника предоставить дом в Баркенхофе для детского дома недавно основанной организации Красная помощь Германии (RHD). Впечатления о пребывании в Советском Союзе нашли отражение в таких «комплексных картинах» художника, как «Карелия и Мурманск» (1926), «Строительство новой жизни в советских республиках Центральной Азии» (1927), «Баку» (1927).

В 1927 году Фогелер стал одним из основателей «Рабочей группы коммунистических художников» (предшественницы Ассоциации революционных художников Германии). Однако в 1929 году художника исключили из КПГ из-за его связи с оппозиционной «группой Генриха Брандлера». В 1929—1931 годах работал в качестве рисовальщика в берлинском рекламном и архитектурном бюро Die Kugel Герберта Рихтера.

В 1931 году художник получил приглашение в Советский Союз работать в Комитете по стандартизации, в 1932 году он был направлен на службу в бюро пропаганды в Ташкенте. Приход в Германии к власти нацистов сделал невозможным возвращение художника на родину. Живопись Фогелера начала 1930-х годов демонстрирует всё большее приближение к стандартам, заданным соцреалистическим методом изображения действительности.

В сентябре 1941 года Фогелера как немца депортировали в Казахскую ССР. Прибывший в товарном вагоне на станцию Нуринская посёлка Токаревка Генрих Фогелер был определён на поселение в село Корнеевка[6], где он и скончался в 1942 году. Точное местонахождение его могилы не установлено.

Вторая жена (официально с 1926 года) — Софья Мархлевская, дочь польского коммуниста Юлиана Мархлевского. Их сын — Юрген Фогелер (1923—2005), советский философ и профессор МГУ.

Дочь Мари-Луиза (Мике) вышла замуж за писателя и журналиста Густава Реглера.

Галерея

Память

В 1997 году на предполагаемом месте захоронения художника был установлен большой деревянный крест. В 2015 году там же были установлены надгробные плиты[7].

В 1999 году в Караганде, возле Немецкого культурного центра Wiedergeburt был установлен мемориал Генриху Фогелеру авторства Анатолия Билыка.

Heinrich vogeler memorial karaganda 2016.jpg

Примечания

  1. Aus dem Osten. 60 Kriegszeichnungen von Heinrich Vogeler Worpswede. Mappenwerk. (нем.). — Berlin: Nationaler Verlag, Druck O. Felsing, 1916.
  2. Любин, Д.В. Новая жизнь, новая мечта, новая родина. Советский период творчества Генриха Фогелера // Петербургские искусствоведческие тетради / сост. А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. — 2012. — Вып. 25. — С. 225.
  3. История музея Генриха Фогелера. Дата обращения: 19 апреля 2020. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  4. Matthias Heeke. Reisen zu den Sowjets: der ausländische Tourismus in Russland 1921–1941. — Münster: LIT Verlag, 2003. — S. 627.
  5. Любин, Д.В. Новая жизнь, новая мечта, новая родина. Советский период творчества Генриха Фогелера // Петербургские искусствоведческие тетради / сост. А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. — 2012. — Вып. 25. — С. 221.
  6. редкол.: Ярков А. П. (гл. ред.) и др. Aus Sibirien — 2006 : научно-информационный сборник. — Тюмень : Экспресс, 2006. — С. 96. — 247 с. — Посвящается Международному полярному году. — ISBN 5-98100-069-6.
  7. Der Träumer ging verloren, seine Träume bleiben (27 сентября 2015). Дата обращения: 20 апреля 2020. Архивировано 28 июля 2018 года.

Литература

  • Фогелер Г. Об экспрессионизме любви (новое переработанное издание 1919 года) // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 2. С. 26-32.
  • Фогелер Г. К вопросу о коммунизме //Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 2. С. 33.
  • Любин Д. В. Книжная графика Генриха Фогелера в собрании Научной библиотеки Государственного Эрмитажа // Книги и книжные собрания. История и судьбы. Тезисы докладов научной конференции. СПб., 2008. C.35-38.
  • Любин, Д. В. Новая жизнь, новая мечта, новая родина. Советский период творчества Генриха Фогелера // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 25. СПб., 2012. C.220-239.
  • Любин Д. В. Раннее творчество Генриха Фогелера (к проблеме обозначения этапов творчества художника) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2-2. С. 113—118.
  • Попов Ю. Г. Последние дни Генриха Фогелера. Находки краеведа о пребывании известного художника в Центральном Казахстане / Ю. Г. Попов. Санкт-Петербург, 2008. Сер. Вып. 2 Авторский проект «Знаменитости в Казахской степи»
  • Peter Elze: Heinrich Vogeler. Buchgrafik. Das Werkverzeichnis 1895—1935. Worpsweder Verlag, Lilienthal 1997, ISBN 3-922516-74-2.

Ссылки