Штенглин, Иоганн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Штенглин
нем. Johann Stenglin
Дата рождения около 1700–1710
Место рождения Аугсбург
Дата смерти 1777(1777)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Священная Римская империя
 Российская империя
Жанр портрет

Иога́нн Ште́нглин[комм. 1] (нем. Johann Stenglin; ок. 1700–1710, Аугсбург, Священная Римская империя — 1777, Санкт-Петербург, Российская империя) — немецкий (баварский) гравёр-меццотинтист и художник-миниатюрист, значительную часть жизни работавший в России; один из основоположников практики меццо-тинто в русской художественной школе, ассоциируемый с окружением Якоба Штелина.

Жизнь и творчество

Родился в семье состоятельного бюргера; обучался гравёрному искусству, как считается, под руководством Иоганна Георга Фридриха Боденера (1691–1730) — представителя известной аугсбургской династии меццотинтистов; сообщается о портрете Боденера, исполненном Штенглином по оригиналу миниатюриста Георга Фридриха Динглингера. В 1741 году, по приглашению Якоба Штелина, Штенглин приехал в Петербург и стал работать при вновь открытом тогда художественном департаменте Академии наук. Первые листы его (портреты русских государей), гравированные «чёрной манерой», исполнены крайне грубо. В 1744 году вследствие недоразумений с директором академии Шумахером, Штенглин должен был оставить художественный департамент, но продолжал работать по его заказам сдельно, причём неоднократно работа его бывала весьма удачна и он получал за неё значительные, по тому времени, суммы.

Около 1750 года, вследствие продолжавшихся недоразумений с академическим начальством, Штенглин должен был уехать в Москву, где жил в крайней бедности, зарабатывая себе на пропитание писанием портретов миниатюрой. В 1763 г. академик Штелин разыскал его в Москве, поместил в доме Бестужева и дал ему возможность вновь приняться за работу «чёрной манерой». По настоянию того же Штелина, Штенглин был в 1765 году снова приглашён в Академию наук и приехал в Петербург. Здесь ему поручено было обучить «шварцкунстному мастерству» двух учеников Василия Соколова и Елисея Фёдорова, которые, по свидетельству академических журналов, «в скором времени оказали такие успехи, что сами могли гравировать портреты»[5]. В 1768 году (согласно С. Н. Кондакову) Штенглин был принят в Академию художеств для обучения учеников по контракту на один год; в 1769 году контракт был продолжен на один год[6].

Работ Штенглина очень много; из них: серия 18-ти портретов русских государей (несколько изданий); «Самсон и Далила» (отлично выгравированный лист), затем портреты датского посла Шумахера, академика Штелина, математика Эйлера (при одном из отчётов академии наук) и Лестока (довольно редкий). Некоторые из досок Штенглина приобретены Академией Художеств; большинство же оттисков с его произведений находились в собраниях русских гравюр княгини Белосельской-Белозерской и Д. А. Ровинского. В делах канцелярии Академии Наук хранится 11 гравированных Штенглином рисунков, воспроизводящих северные сияния, которые наблюдались Ломоносовым в Петербурге.

Примечания

Комментарии
  1. В источниках на русском языке также известен как Иван Штенглин[1] и Йоханн Штенглин[2]; также встречаются написания фамилии как Стенглин и Стенглен[3]. Свои листы он подписывал полным именем на французский манер как Жан Штенглин (фр. Jean Stenglin) либо инициалами J. St.[4].
Источники

Литература

Документы и свидетельства современников
Характеристики творчества
  • Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России / Э. Голлербах. — Москва : Центрполиграф, 2003. — 239 с. : ил. — ISBN 5-9524-0646-7.
  • Леман И. И. Гравюра и литография : очерки истории и техники / И. И. Леман. — М. : Центрполиграф, 2004. — С. 177, 183. — 293 с., [70] л. ил. : портр. — 1000 экз. — ISBN 5-9524-1035-9.
  • Маркина Л. А. Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века / Л. А. Маркина. — Москва : Памятники исторической мысли, 1999. — 296 с. : ил. — ISBN 5-88451-069-1. — OCLC 42910094.
  • Молева Н. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. Молева и Э. Белютин. — М. : Искусство, 1956. — С. 36, 93, 294, 336. — 519 с., 7 л. ил. : ил.
  • Нефедова Н. В. Гравюры с изображением апостолов, выполненные на фабрике Михаила Артемьева : работа с образцами и творческий поиск / Надежда В. Нефедова // Academia. — М. : Рос. акад. художеств, 2020. — С. 334–340. — УДК 762.131(G). — ISSN 2079-0341. — doi:10.37953 / 2079‑0341‑2020‑3‑1‑334-340.
  • Певзнер Л. И., Сахарова И. М. Портретная миниатюра XVIII — начала XX века : [каталог / авт. кат. и вступ. ст. Л. И. Певзнер, И. М. Сахарова; отв. ред. Я. В. Брук]. — Москва : Красная площадь, 1997. — С. 20. — 262, [1] с. : ил., цв. ил. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 1). — ISBN 5-900743-33-0.
  • Hind A. M. A History of Engraving & Etching from the 15th century to the Year 1914 : [англ.] / Arthur M. Hind. — 3rd and fully rev. ed. — New York : Dover, 1963. — P. 392. — xviii, 487 p. — LCCN 63-5658. — OCLC 1035610203.
  • Wax C. The Mezzotint : History and Technique : [англ.] / Carol Wax. — New York : H. N. Abrams, 1990. — P. 91. — 296 p. : ill. (some col.). — ISBN 0-8109-3603-8. — LCCN 89-18123. — OCLC 556199574.
Словари и энциклопедии

Ссылки