Перейти к содержанию

Голлербах, Эрих Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрих Голлербах
Портрет кисти А. Я. ГоловинаПортрет кисти А. Я. Головина
Дата рождения 11 (23) марта 1895(1895-03-23)
Место рождения Пушкин (город), Российская империя
Дата смерти 4 марта 1942(1942-03-04) (46 лет)
Место смерти Вологда, СССР
Гражданство  Российская империя,  СССР
Род деятельности искусствовед, критик, публицист

Э́рих Фёдорович Голлерба́х (11 марта (23 марта) 1895, Царское Село — 4 марта 1942, Вологда) — российский историк искусства, художественный и литературный критик, библиограф, библиофил и художник-график.

Биография

Эрих Голлербах родился 11 (23) марта 1895 года в Царском Селе, в немецкой семье кондитера Фёдора (Теодора) Георгиевича (Егоровича) Голлербаха (1849—1924) и Эмилии Адольфовны Голлербах (урожденной Вунш, ок. 1860—1922), жившей в доме 19 по Московской улице напротив Гостиного Двора (здание более не существует, с середины 90-х до пожара 2011 известно как Царскосельский дом-музей художника Бантикова Владимира Андреевича) Окончил Царскосельское реальное училище, в 1911 году поступил в Санкт-Петербургский психоневрологический институт на общеобразовательный факультет. В 1912—1918 годах учился на физико-математическом факультете Петербургского университета (прослушал полный курс лекций, но не стал сдавать госэкзамены). Параллельно посещал лекции и семинарии на историко-филологическом факультете.

С 1918 года — научный сотрудник Царскосельской художественно-исторической комиссии, в 1919—1921 годах работал в отделе по охране памятников искусства и старины, в 1921—1924 годах — научный сотрудник Русского музея. С 1923 года заведовал художественным отделом Петроградского отделения Госиздата (ОГИЗа).

Ещё в студенческие годы Голлербах увлекался классической немецкой философией, теорией и историей литературы. Позднее читал лекции по истории искусства, организовывал художественные выставки, выступал с критическими статьями, писал стихи. Был дружен с Н. А. Бердяевым, З. Гиппиус, В. В. Розановым, Г. К. Лукомским. Ряд статей и книг он посвятил любимому Царскому Селу. Свою раннюю книгу «Город муз» (1927) он издал за свой счёт мизерным тиражом, но она вызвала резкую критику за «апологию дворянской культуры» в тяжёлое для советской власти время[1]. Свою книгу Эрих Голлербах украсил собственноручно выполненными графическими силуэтами в традициях «мирискусников». Текст и иллюстрации этой книги относят к течению в русской культуре «серебряного века», условно называемом «царскосельским классицизмом»[2].

«Ни в одной области жизни не дышится так легко и свободно, как в области Искусства», — писал Голлербах в дневнике в конце 1930-х годов[3]. Он не сторонился общественной жизни, был заместителем председателя комиссии по изданию произведений В. И. Ленина (1924—1925), одним из организаторов Общества библиофилов и его председателем. Работал в должности научного сотрудника Ленинградского института книговедения и Института книговедения Украинской Академии Наук, состоял членом Русского общества друзей книги[4].

Тем не менее, в 1933 году был арестован по обвинению во вредительской деятельности («Дело Иванова-Разумника»), но после недолгого заключения оправдан. Во время Великой Отечественной войны пережил первую блокадную зиму 1941—1942 года. В марте 1942 года был эвакуирован вместе с женой через Ладожское озеро по Дороге жизни. Когда машина пошла под лёд, ему удалось выбраться из полыньи, а жена спастись не успела. Впавший в депрессию Голлербах[5] скончался от голода по пути в эвакуацию. Похоронен в Вологодской области.

Печатные труды

Дебютировал в печати в 1915 году в журнале «Северный гусляр» статьёй «Ценность индивидуализма»

  • «Чары и таинства. Тетрадь посвящений». Стихи. П., 1919
  • «В зареве Логоса. Спорады и фрагменты». Пг., 1920.
  • «В. В. Розанов. Личность и творчество». П., 1918, П., 1922
  • «История гравюры и литографии в России». Пг., 1923
  • «Портретная живопись в России. XVIII век». М.-Пг., 1923
  • «Спутник по Петрограду и его окрестностям». Пг., 1924
  • «А. Н. Толстой. Опыт критико-биографического исследования». Л., 1927
  • «Графика М. А. Кирнарского». Л., 1928.
  • «Возникновение Ленинградского Общества библиофилов»., (1928 год)
  • «А. Я. Головин. Жизнь и творчество». Л, 1928.
  • «Портреты». Стихи. Л., 1926., 2-е изд. 1930
  • «Город муз» Л.,1927, 2-е изд. Л.,1930.
  • Графика Б. М. Кустодиева / предисл. Ив. Лазаревского. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. — 68 с.: ил.
  • «Диоскуры и книга» (1930 год)
  • «Архитектор И. Е. Старов. Жизнь и творчество». М., 1939.
  • «Рерих» (совместно с Вс. Ивановым), Riga: Rēricha Muzejs, 1939.
  • Встречи и впечатления СПб.: ИНАПРЕСС, 1998.
  • Флейты Осени: Стихотворения. // Рудня—Смоленск: Мнемозина, 2013. — 148 стр. (Серия «Серебряный пепел»).
  • Дневник 1935—1937 // Русская проза: Литературный журнал. Выпуск В. СПб.: ИНАПРЕСС, 2013. С. 5—135.

Автор ряда искусствоведческих работ:

В 1925 году двумя изданиями вышла его книга «Образ Ахматовой». Составил антологию «Царское Село в поэзии».

Оставил богатое литературоведческое наследие — работы об Александре Пушкине, Василии Розанове, Александре Блоке, Акиме Волынском, Михаиле Кузмине, Алексее Толстом, Фёдоре Сологубе.

Примечания

  1. Голлербах Е. Предисловие. Э. Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии. СПб.: Арт-Люкс, 1993. С. 12—18, 20
  2. Власов В. Г. Голлербах, Эрих Фёдорович // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 256
  3. Голлербах Е., 1993. С. 26
  4. Берков П. Н. Русские книголюбы: Очерки. — Л.: Советский писатель, 1967. — 316 с.
  5. Голлербах Эрих Федорович (1895—1942): история Царского Села. tsarselo.ru. Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.

Литература

  • Ленинградские писатели-фронтовики / Владимир Бахтин (автор-составитель). — Л.: Советский писатель, 1985. — 520 с.

Ссылки