Перейти к содержанию

Шпинель Большой императорской короны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шпинель Большой императорской короны на почтовой марке России 2020 года из серии «Сокровища России. 100 лет Гохрану России»

Шпинель Большой императорской короны — исторический драгоценный камень, красная благородная шпинель, которая с XVIII века и по настоящее время венчает Большую императорскую корону. Самый большой из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда Российской Федерации[1][2].

Масса камня 398,72 карата[3][4][5], он не огранён, но отполирован[1].

История камня

Рисунок короны из дела о подготовке коронации императора Петра II

Большой красный драгоценный камень украшал несколько больших императорских корон российских императоров и императриц, созданных в XVIII веке. Предполагается, что это был один и тот же камень, который использовали для украшения следующей короны после того, как разбирали предыдущую.

В 1724 году состоялась коронация Екатерины I. После того, как изготовленную для коронации корону привезли в Москву, изначальное навершие в виде золотого яблока, усыпанного бриллиантами, заменили на большой красный камень. Фридрих Вильгельм Берхгольц в своём дневнике писал, что 30 марта 1724 года ему и ещё нескольким людям демонстрировал императорский венец кабинет-секретарь Алексей Макаров, и в навершии на тот момент уже был «очень дорогой и невероятной величины рубин длиною почти в палец». 7 мая состоялась церемония коронации императрицы, а уже к 9 июня корону разобрали, и её каркас был передан в Мастерскую и Оружейную палату. В архиве древних актов (РГАДА) сохранилось несколько рисунков, которые по мнению большинства специалистов изображают корону Екатерины I, несмотря на то, что находятся среди документов о коронации Петра II, поскольку по текстовым описаниям корона Петра II выглядела иначе.

С приходом Петра II к власти возникла необходимость в создании новой регалии для церемонии коронации. Поскольку корона Екатерины I к этому времени была уже давно разобрана, на заседании Верховного тайного совета 2 октября 1727 года было принято решение «корону сделать вновь». Создание этой короны, как и предыдущей, было поручено группе придворных ювелиров во главе с мастером Самсоном Ларионовым. Венчал её крест из девяти алмазов «четвероугольных» греческой огранки, закрепленный на огромном лале (так называли тогда красные и розовые шпинели и турмалины) стоимостью 60 тысяч рублей — скорее всего, том же самом, что венчал корону Екатерины I. С февраля 1728 года по конец декабря 1729 года корона Петра II хранилась в Мастерской палате. Последнее упоминание короны датируется 31 декабря 1729 г., когда она была выдана из палаты гоф-интенданту Петру Мошкову для подготовки к свадьбе императора. В начале января 1730 года поступил указ вице-канцлера барона Андрея Ивановича Остермана «зделать к браку Его императорского величества корону из алмазных вещей которые сняты с большой и малой корон». Однако свадьба не состоялась из-за смерти императора 19 января 1730 года.

Корону Анны Иоанновны, сделанную в большой спешке, венчал другой камень, стоимостью 5 тысяч рублей, который позже был заменён ещё более дешёвым камнем, оценённым лишь в тысячу рублей — этот камень служит её навершием до сих пор и, как установила современная экспертиза, является красным турмалином. Лал стоимостью в 60 тысяч рублей снова появляется в Большой короне Елизаветы Петровны, изготовленной для её коронации в Петербурге в 1742 году. Эту корону делала команда мастеров во главе с Иоганном Генрихом Цартом. В основном это были иностранные ювелиры, но в их число входила и группа «штатных» русских мастеров, возглавляемая Самсоном Ларионовым. После коронации регалии были выставлены на всеобщее обозрение. Очевидец этого малоросс Я. Маркович писал о короне, что в ней «набольший алмаз внизу в 25 тыс. рублей, а под крестом лал красный в 60 тыс. рублей». Вскоре после коронации её, судя по всему, разобрали — достоверно известно, что так поступили с державой.

Для церемонии коронации Екатерины II в 1762 году необходимо было вновь сделать Большую императорскую корону и державу (скипетр традиционно взяли из Мастерской и Оружейной палаты). В создании короны принимали участие золотых дел мастер Георг Фридрих Экарт и «брильянщик» Жереми Позье. Последнему поручили обрамлять корону камнями. Сохранилось «Описание бриллиантам, болшему лалу и жемчугу, которые находятца в короне числом весом и ценою со всеми росходами» от 22 сентября 1762 г. В короне было 58 «самых больших бриллиантов», 4878 бриллиантов «разной величины», 75 штук «большого жемчуга» и 1 «большой лал» весом 389½ карата — по всей видимости, вновь тот камень, что уже венчал короны Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. Император Павел I не стал заказывать к своей коронации новый венец, воспользовавшись материнским, и с тех пор Большая императорская корона Екатерины II стала наследственной регалией Романовых[6]. С 1967 года корона, а вместе с ней и историческая шпинель, является экспонатом Алмазного фонда.

Версии происхождения

Распространено мнение, что шпинель Большой императорской короны — это тот камень, который Николай Спафарий купил в Пекине во время своего посольства в Цинскую империю. Однако это неверно — камень Спафария весил одиннадцать золотников[7], т.е. около 47 граммов или 240 карат, в то время как шпинель Большой императорской короны тяжелее более чем в полтора раза.

Известна и версия о том, что на короне Екатерины I был рубин, подаренный (или одолженный) князем Александром Меншиковым. Это легенда была озвучена Михаилом Пыляевым в его книге «Старая Москва». Он пишет, что у губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина был привезенный из Китая рубин, который впоследствии достался как подарок князю Меншикову и от него перешел к императрице Екатерине I. Однако никаких подтверждений этой информации пока что не найдено[8].

Минералогическая природа

Разные источники времён Российской империи называют шпинель, венчавшую Большие императорские короны российских императоров и императриц, как ориентальным рубином (т.е. настоящим рубином, драгоценным красным корундом), так и лалом[8]. Кроме того, лал — это само по себе неточное определение, под этим словом могли подразумеваться как шпинели, так и турмалины розового и красного цвета[9][10][11]. Лишь экспертиза академика А. Е. Ферсмана достоверно установила, что самый большой из семи исторических камней Алмазного фонда является именно шпинелью[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Ферсман А. Е. Сокровища бриллиантовой кладовой // Наука и жизнь — 1968. — № 3. — С. 94.
  2. Игорь Зимин. Императорские регалии и коронные бриллианты после Октября 1917 г. statehistory.ru.
  3. Алмазный фонд СССР // Горная энциклопедия. Том 1. Аа-лава-геосистема — М.: Советская энциклопедия, 1984
  4. ВЕРШИНА ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ: БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА. alrosadiamond.ru.
  5. Francesca Fearon. Five world-famous spinels: the stones giving rubies a run for their money. scmp.com (12 Dec, 2017).
  6. Быкова Ю. И. К вопросу о создании Больших императорских корон в России в XVIII веке // Человек и культура. — 2020. — № 5. — С. 54-74
  7. Статейный список посольства Н. Г. Спафария в Цинскую империю // Русско-китайские отношения в XVII веке: Мат-лы и док-ты / Под ред. Н. Ф. Демидовой, В. С. Мясникова — М., 1969. — Т. 1. — С. 346—458
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Быкова Ю. И. Придворный ювелир Самсон Ларионов и императорские короны первой половины XVIII века // Материалы и исследования / ФГБУК «Гос. ист.-культ. музей "Московский Кремль"». — 2016. — Вып. 26. — С. 195-221
  9. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня — М.: АН СССР, 1954 — Т. 1. — C. 358. — 372 с.
  10. А.Ф.Вельтман. Древности Российского государства. — М.: типография Александра Семена, 1853. — Т. 3. — С. 27—28.
  11. Коронация Анны Иоанновны. Музеи Московского Кремля. Дата обращения: 26 декабря 2022. Архивировано 21 марта 2016 года.